Мексиканский залив подтвердил свой статус одной из самых горячих точек планеты. Скоро он будет пылать в буквальном смысле слова – когда подожгут сотни тысяч баррелей разлившейся нефти. И это только начало – авария буровой платформы «Глубоководный горизонт» компании «Бритиш Петролеум» грозит крупнейшей экологической катастрофой Соединенным Штатам и чехардой цен на черное золото – всему миру.
«Еще четверть века назад мне приходилось участвовать в жарких спорах: что произойдет, если накроется буровая установка динамического позиционирования, такая как «Горизонт». Что будет, если нефть начнет изливаться в океан прямо из морского дна?» – рассказывает специалист по моделированию поведения морских грунтов Константин Ранкс. – Это было нашим кошмаром – кошмаром всех морских инженеров-геологов, ужасом строителей и безумием для экологов. И вот гром грянул. Пора креститься».
Похоже, реальность превзошла те кошмары. На вопрос: что там произошло на глубине полутора километров – специалисты отвечают коротко. Там случилось то, с чем человечество раньше не сталкивалось. Дело в том, что обычная добыча нефти на морских шельфах идет на глубине не более 200 метров. «Горизонт», который сейчас покоится на дне Мексиканского залива, проник гораздо глубже.
Еще в сентябре 2009 г. международные информагентства сообщили, что именно это судно пробурило самую глубокую морскую скважину в мире – на 10 километров. Оно было не просто еще одной экспериментальной морской платформой. Этот корабль имел такое же значение для науки, как в свое время Кольская сверхглубокая скважина, первый ядерный реактор или первый спутник.
Как это порой бывает, попытка проникнуть в самые сокровенные тайны планеты закончилась катастрофой. Поединок с природой шел на самых передовых рубежах, поэтому и сложности возникли далеко не ординарные. Что бы ни заявляли сейчас американские официальные лица, каким бы «колпаком» ни обещали накрыть скважину, на деле никто пока не знает не только, как заткнуть хлещущую нефть, но даже… что она вообще такое.
«У науки нет достаточных знаний, что такое – глубинная нефть. Представьте: 1,5 тыс. м воды дают давление в 150 атмосфер. Для наглядности – это легковая машина, поставленная на спичечный коробок. Но нефть прет из скважины с гораздо большим давлением. Эта жидкость может мять металл, как пластилин», – добавляет Константин Ранкс.
Он объясняет, что температура глубоководной нефти может достигать 120 градусов. При таких температурах фракции нефти начинают вести себя очень агрессивно. Поэтому даже сам взрыв на Deepwater Horizon – технологическая загадка. Единственное предположение – раскаленная нефть при падении давления могла перейти в аэрозольное состояние и самопроизвольно взорваться.
Зато кое-что об этой аварии мы уже знаем наверняка. На скважине не было никакой «многоуровневой защиты», которая якобы не сработала по неким загадочным причинам. Только спустя неделю после аварии выяснились леденящие душу подробности. Оказывается, США – единственная страна мира, законы которой не требуют обязательной установки специальных автоматов-заглушек на жерло глубоководных скважин. Норвежцы, канадцы, бразильцы запрещают бурение без такой аппаратуры. Американские власти, похоже, даже не догадывались о ее существовании. За это и поплатились.
Уже понятно, что мир получил одну из самых, если не самую жуткую экологическую катастрофу в истории. Для примера: чтобы отмыть от нефти одну птицу, требуются два человека, 45 минут времени и 1,1 тыс. литров чистой воды. Если нефть дойдет до побережья Кубы и Луизианы – там начнется кошмар. Потому что все имеющиеся ныне технологии борьбы с масштабными разливами нефти доказали очень низкую эффективность. Всерьез не помогают ни плавучие заграждения, ни химические вещества, способные разложить нефть на безвредные компоненты. Ровным счетом ничего не дали и эксперименты с микроорганизмами, которые питаются нефтью.
В общем, остается только скрестить пальцы и надеяться на лучшее. Возможно – на чудо.