Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → ВПК № 28(218) от 22.07.2010

России военная песня

Что завтра сможет вдохновить бойцов на подвиг?

, 22:51

«У поющего вырастают крылья – он как бы парит над землей. Песенная энергия рождает упругие волны, которые незримой броней окружают взвод. Поющая армия непобедима», – подметил известный российский публицист Карем Раш.

«Вставай, страна огромная…»

Уже давно известно, что песня нам «строить и жить помогает». А военным людям без песни тем более никуда. И основатель российской регулярной армии Петр I, и самый знаменитый русский полководец генералиссимус Суворов высоко ценили роль музыки и песни на войне. Александр Васильевич придавал им особое значение. Командирам он настоятельно советовал, чтобы во время боя играла музыка, гремели барабаны. Одному военачальнику, пожелавшему уменьшить число музыкантов, дабы, восполнив потери, поставить их в общий строй, Суворов дал такую отповедь: «Музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, равняет шаг, с ней мы танцуем на самом сражении. Старик с большею бодростью бросается на смерть. Молокосос, стирая со рта молоко маменьки, бежит за ним. Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом в руке священника, с распущенными знаменами и с громогласной музыкой я взял Измаил».

А Великая Отечественная война! Какие песни звучали тогда из репродукторов, на призывных пунктах, в окопах и блиндажах, партизанских землянках, в осиротевших бедных хатах! «Вставай, страна огромная», «Землянка», «Темная ночь», «Катюша», «Синий платочек» и т.д. С этими песнями люди легче переживали боль утрат, горечь отступлений и поражений, ужасы бомбардировок, голод и разлуку. Повторяя, как клятву, звучавшие в сердце слова, наши солдаты отправлялись с ними в бой.

После мая 1945-го полюбившиеся песни целые десятилетия звучали не только в нашей стране, но и по всему миру. Это были песни народа-триумфатора. Они несли в себе радость победы, оптимизм, гордость за Отечество, уверенность в будущем. Под эти песни поднималась из руин страна, налаживалась мирная жизнь, закладывались основы послевоенной промышленности, готовились прорыв в космос и освоение целинных земель. В них были несокрушимая мощь русского духа, сила народного характера.

Прошло 65 лет. Что мы видим, точнее, слышим сейчас? Порой создается впечатление, что наша страна находится в оккупации, ведь чаще всего исполняются зарубежные песни либо довольно примитивные поделки доморощенных артистов, выдаваемые нам за шедевры и хиты.

Прорыв иной культуры

Растеряв идеалы и смысл земного бытия, потушив «вечный огонь» победы в своих сердцах, перестав интересоваться своим недавним славным прошлым, люди стали забывать свои песни, а значит – терять жизненную силу. Оказалось, что прежние песни вдруг морально устарели и перестали отвечать «новым» запросам народа.

Образовавшийся вакуум стал быстро заполняться чужеродными мотивами и песнями с Запада, несущими совершенно другой заряд, иные идеи, и процесс этот постепенно набирал необратимую силу. Чужая ритмика, непонятные, а часто и вовсе бессмысленные тексты все больше входили в моду, овладевали массами. Постепенно песня из разряда предмета первой необходимости, по сути духовной опоры советского человека, незаметно была оттеснена на задний план, перешла в категорию развлекаловки.

Приведу дикий случай, рассказанный женщиной – начальником клуба одной из частей столичного гарнизона. Узнав, что в полку служит солдат, чья мать является известной исполнительницей фольклорных песен, она пригласила певицу выступить в части. Концерт состоялся, но сын артистки на него демонстративно не пришел. Как с горечью рассказывала после выступления певица, ее сыну стыдно перед товарищами за мать, потому что она исполняет русские народные песни: «Вот если бы ты, мама, пела на английском или в стиле айренби…»

«День Победы» под Бамутом

Но так устроена душа нормального человека, что забыть свои песни он хоть и может, но они все равно будут сохраняться у него в подсознании, на генном уровне. И в этом наше спасение. Ведь в трудный час, в нужную минуту человек вспоминает именно то, что ему действительно дорого и составляет суть жизни. Вот характерный пример. Когда в первую чеченскую кампанию солдаты подразделения краснодарской бригады ВВ сошлись на блокпосту в ближнем бою с боевиками, те, почуяв близость смерти, чтобы взбодрить себя, запели свои религиозные гимны. Наши ребята, наверняка знакомые со всеми современными хитами, тоже почувствовали необходимость в песне, но запели то, что им в эту минуту показалось ближе и роднее всего, – «День Победы». Сердце само сделало выбор.

Казалось бы, ясно, какие песни должны звучать в армии – духоподъемные, жизнеутверждающие, основанные на народной песенной традиции, содержащие осмысленное проявление патриотизма, жертвенности, зовущие к победам.

Но вот беда – в солдатских кубриках и офицерских канцеляриях, в кабинах военных машин все-таки чаще слышна другая музыка – попса или рэп, блатной шансон.

Я не хочу сказать, что у нас нет современных военных песен, способных поднять воинский дух. На вкус и цвет товарища нет, но все-таки назову в первую очередь прекрасные песни «Голубых беретов», «Любэ», Александра Маршала, некоторые вещи «ДДТ», Трофима, Олега Газманова. Однако это очень мало для некогда великой песенной державы! В чем их сила? Чем эти песни цепляют за душу? Своей искренностью, близостью к народным традициям, отсутствием набившей оскомину помпезности и фальши. А еще своей верой в добро и справедливость и растворенным даже в трагических песнях оптимизмом – несмотря ни на что, все равно выстоим и победим!

Помню, как удивлялись и гордились мы приездом в горящий Грозный зимы 95-го Юрия Шевчука, как потом, затаив дыхание, слушали его «Пацанов», «Рождество», пытались подобрать на гитаре «Пулю». А как вовремя – как раз к 50-летию Победы, которое я встречал в Чечне, выпустили свой альбом «Любэ»! Тогда практически каждый солдат и офицер объединенной группировки войск знали наизусть слова «Комбата», «Шагом марш!», «Скоро дембель», ставших в одночасье настоящими фронтовыми шлягерами. Позже, ко второй кампании подоспели «Солдат», «Давай за…», «После войны», «По высокой траве», «Луговая трава». А с каким наслаждением слушали воины простые русские народные и старинные казачьи песни в исполнении гастролирующих по Кавказу окружных ансамблей. Как нужны они были воюющей группировке. Как не хватало их тогда в теле- и радиоэфире, забитом информационным мусором и попсой.

Можно смело сказать, что Великую Отечественную войну мы выиграли во многом благодаря массовой патриотической, военной и народной песне, звучавшей повсюду, чего не было, к сожалению, ни в афганскую войну, ни в обе чеченские кампании. Подводя итог, хочу обратиться ко всем командирам и офицерам воспитательных структур: отнеситесь, пожалуйста, всерьез к тому, какая музыка звучит в ваших подразделениях, что поют и слушают подчиненные. Ведь завтра, кто знает, придется идти с ними в бой, и что они тогда запоют в буквальном смысле слова?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram