Обострение проблемы с безопасностью мореплавания в водах, омывающих Сомали, вынудило международное сообщество предпринять активные коллективные действия по борьбе с пиратством. В течение 2008 года Совет Безопасности ООН проголосовал за четыре резолюции, дающие право государствам направлять к побережью Африканского Рога боевые корабли, которые должны пресекать вылазки новоявленных корсаров и освобождать захваченных ими людей, а 8 декабря 2008-го Европейский союз начал в Аденском заливе операцию «Аталанта» с целью недопущения пиратских акций и эскортирования торговых судов. К военно-морской группировке ЕС (EU NAVFOR) присоединились корабли ВМС других стран.
Военно-морской флот РФ с осени 2008 г. также принимает активное участие в действиях против пиратов в Аденском заливе. В октябре 2008-го российский МИД обратился к номинальному «переходному правительству» Сомали, дабы оно предоставило РФ статус «сотрудничающего государства». Получив удовлетворительный ответ, Россия обрела формальную юридическую базу для борьбы с морским разбоем.
Это позволило ВМФ РФ возобновить на планово-регулярной основе дальние походы, а патрулирование и эскортирование в Аденском заливе стали своего рода новым видом боевой службы. Вместе с тем организация и столь дальних походов, и службы вдали от своих баз явилась серьезным вызовом для нашего флота ограниченность корабельного состава, способного решать задачи в Аденском заливе, – значительная проблема для ВМФ России. Обязательными требованиями к кораблям, привлекаемым для антипиратских действий, являются достаточные дальность плавания, мореходность и надежность энергетической установки, также наличие минимум одного корабельного вертолета постоянного базирования. Перечисленные условия выводят из списка возможных участников миссий близ берегов Сомали остающиеся в составе ВМФ эскадренные миноносцы проекта 956 (ненадежна котлотурбинная энергетическая установка) и старые сторожевые корабли проекта 1135 (нет вертолета).
Черноморский флот вообще оказался в итоге лишен кораблей, которые можно послать в Аденский залив. Северный и Тихоокеанский флоты способны привлечь к действиям в Аденском заливе только большие противолодочные корабли проекта 1155 постройки 80-х годов.
Наконец, Балтийский флот располагал находящимся в строю с 1993 г. и отвечающим перечисленным требованиям единственным сторожевым кораблем «Неустрашимый» проекта 11540. В 2009 г. после более чем 20 лет постройки завод «Янтарь» смог передать Балтийскому флоту второй однотипный сторожевой корабль «Ярослав Мудрый».
Ограниченность в России корабельного состава, пригодного для борьбы с пиратством в удаленных водах, породила даже идею: построить для Тихоокеанского флота специальный большой патрульный корабль – прожект объяснимый, но вряд ли оправданный с рационально-экономической точки зрения именно для ВМФ.
В результате для первой регулярной антипиратской миссии российского ВМФ у берегов Сомали был выбран СКР «Неустрашимый». Он вышел из Балтийска 24 сентября 2008 года в сопровождении танкера «Ельня» и 27 октября прибыл в Аденский залив, приступив к эскортированию торговых судов. Корабль действовал у побережья Сомали до 11 января 2009 года, вернувшись в базу на Балтику лишь 8 февраля 2009‑го. По окончании столь длительного плавания в тропических водах «Неустрашимому» потребовался серьезный ремонт на заводе «Янтарь».
С этого момента ВМФ РФ старался поддерживать непрерывность патрулирования своих кораблей у побережья Сомали, хотя в 2009 г. в полной мере это обеспечить не удалось.
В феврале 2009-го на короткое время в Аденском заливе отметился антипиратскими действиями совершавший дальнее плавание и направлявшийся в Индию тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» проекта 11442, именуемый журналистами «флагманом Северного флота». Именно «Петру Великому» принадлежит первый фактический успех России в борьбе с сомалийскими пиратами – 13 февраля гигантский корабль захватил три лодки, на борту которых находились десять морских разбойников, оружие и наркотики.
БПК «Адмирал Пантелеев» наиболее активно из всех российских кораблей оказался вовлечен в инциденты с пиратами. 28 апреля 2009 г. корабль задержал в 15 милях восточнее побережья Сомали судно с 29 вооруженными людьми и оружием. Считается, что эта группа ранее дважды безуспешно пыталась захватить принадлежавший Новороссийскому морскому пароходству («Новошип») танкер NS Commander под либерийским флагом с российским экипажем. 30 апреля БПК, применив оружие, предотвратил нападение на танкер Bulavi Bank под флагом Антигуа и Барбуда с экипажем, состоявшим из граждан РФ. Один из пиратских катеров был потоплен. 1 июля 2009 г. «Пантелеев» вернулся во Владивосток.
После тихоокеанцев наступила очередь Северного флота. Наиболее интенсивно плавающий и самый современный большой противолодочный корабль СФ «Адмирал Чабаненко» в сопровождении танкера «Сергей Осипов» ушел в поход 3 ноября 2009 г. и 27 ноября достиг Индийского океана. Его поход длился 177 дней.
У берегов Сомали «Адмирала Чабаненко» встретил отремонтированный сторожевой корабль «Неустрашимый», вышедший в свой второй антипиратский поход. 6 февраля «Неустрашимый» задержал лодку с семью пиратами на борту, пытавшимися захватить судно Arielle, шедшее под флагом Антигуа и Барбуда.
На смену неутомимому «Неустрашимому» в конце марта в сомалийские воды прибыл тихоокеанский БПК «Маршал Шапошников». «Маршал Шапошников» принял активное участие в действиях против пиратов, отличаясь, по сообщениям иностранной прессы, особой агрессивностью. Апофеозом его деятельности стало освобождение 6 мая захваченного сомалийскими пиратами днем ранее в 240 милях от побережья Сомали танкера «Московский университет» под либерийским флагом. При освобождении корабля спецназовцами с «Маршала Шапошникова» один из пиратов был убит, а десять человек взяты в плен и позднее высажены в свою лодку в открытом море. На начало июня 2010 г. «Маршал Шапошников» продолжал находиться в Аденском заливе, готовясь к возвращению на Родину.