В середине марта в Индии в течение недели проводились сравнительные испытания танков – российского Т-90С и самостоятельно разработанного ОБТ Arjun. Официальные отчеты военных еще составляются, однако в местных СМИ уже прошла информация о полном превосходстве индийской машины над российской. Насколько соответствуют действительности эти сведения?
Победная реляция
В сравнительных испытаниях, проходивших на полигоне в пустыне Тар, участвовали два эскадрона, вооруженных Т-90С и Arjun, по 14 танков в каждом подразделении. В ходе тестов эскадронам давались три тактических задания, включавших 50-километровый марш и десять выстрелов по учебным целям различного типа в различных условиях – с ходу и с места.
По оценке неназванных источников газеты The Business Standard, первой опубликовавшей сообщение о результатах испытаний, Arjun продемонстрировал великолепные ходовые качества, в том числе при преодолении труднопроходимых песчаных дюн, а также высокие показатели по обнаружению и подавлению разнообразных целей. По этим параметрам Arjun заметно превзошел Т-90.
Трудное «дитя», но ведь родное
Arjun – проект, реализация которого затянулась на 36 лет и пока не окончена, по всей видимости, так и останется «учебным». Однако, учитывая тот факт, что за долгие годы на него потрачено огромное количество материальных средств и усилий разработчиков, для Индии он просто не имеет морального права на провал. То есть Arjun так и останется «танком престижа», наглядно демонстрирующим, что индийские специалисты в состоянии создавать современные образцы боевой техники. Однако наиболее массовыми в ВС Индии останутся танки российской разработки.
В 1974-м Arjun задумывался как полностью национальный проект, все составные части которого были бы спроектированы и изготовлены в Индии.
Естественно, отсутствие опыта не позволило реализовать концепцию полностью национального танка. Внешне Arjun напоминает германский Leopard 2A4. В настоящее время около 50% узлов и систем танка – иностранного производства. Это касается, в частности, двигателя, трансмиссии, орудийных стволов, гусениц. Основные электронные системы танка –
СУО, навигационное оборудование разработаны в Израиле. Израильское происхождение имеет и комплекс управляемого вооружения ОБТ.
Среди собственных наработок в конструкции машины можно отметить комбинированную броню, получившую название «Канчан», которая, по всей видимости, является вариацией на тему британской броневой преграды типа «чобхэм».
Продолжавшиеся около года и завершившиеся в августе 2008‑го войсковые испытания Arjun выявили такие проблемы, как недостаточно надежная работа силового агрегата, вызванная перетяжелением конструкции машины, низкое качество изготовления и ненадежность танка, неполадки в работе гидропневматической подвески, срезание поддерживающих катков, разрыв орудийных стволов.
Слово – профессионалам
Комментируя для «ВПК» ситуацию, опытный танкист, кандидат военных наук, признанный эксперт в области бронетехники Сергей Суворов так оценил Arjun: «По габаритам машина очень большая. Обращает на себя внимание отсутствие динамической защиты. Привод башни – гидравлический, что повышает пожароопасность и взрывоопасность танка. При поражении трубопроводов гидросистемы в нем мгновенно образуется аэрозольная смесь из горючей гидравлической жидкости. Достаточно небольшой искры, чтобы произошел взрыв, сравнимый по последствиям со взрывом боекомплекта. Такой случай имел место в Ираке, когда сорвало башню у одной из последних модификаций «Абрамса».
На танке Arjun установлена нарезная 120-мм пушка, производство которой (по некоторым данным – частичное) освоено в Индии. Прелесть нарезной пушки в том, что она имеет большую точность, но выпущенный из нее снаряд обладает меньшей, чем у гладкоствольных орудий, начальной скоростью полета. А это снижает возможности по бронепробиваемости. Заряжание вручную, причем раздельное. Значит, большой скорострельности добиться нельзя. Максимум 4–5 выстрелов в минуту при хорошей подготовке заряжающего. Да и выдержит он работу в таком темпе не более 5 минут боя. Безусловный плюс танка в плане подвижности – гидропневматическая подвеска. Но все ее элементы находятся снаружи корпуса, без защиты, что в боевых условиях приведет к быстрому их повреждению и выходу танка из строя. Эргономика ужасная, даже хуже, чем у наших Т-55 и Т-62».
По результатам испытаний военные согласились с тем, что Arjun в нынешнем своем виде имеет право на существование в ВС страны, однако весьма ограниченное. Максимум, на что согласны в армии, – вооружить машинами этого типа еще два полка, специально предназначенных для действий в условиях пустыни. И по-прежнему не готовы рассматривать Arjun в роли основного танка.