Бомбардировщики из нафталина
№ () от 11 июня 2019 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Американское военное издание «Эйрфорс Мэгэзин» сообщило, что в ВВС США возникла критическая проблема с боеготовностью парка тяжёлых бомбардировщиков В-1В. Из формально имеющихся 62 машин реально способны летать только 9, а полностью боеспособны и вовсе единицы. Доходит до того, что экипажи с этих самолётов переводят и переучивают на другие типы, чтобы не сидели зря на земле и не били баклуши за большую зарплату. Об этом стало известно в ходе разбирательства в подкомитете по вооружённым силам Конгресса США. Кстати, контролируемого противниками Трампа, активно ставящими палки в колёса военным программам, инициированным его администрацией.
Не очень счастливый «Копьеносец»
В-1В «Лансер» можно считать не очень счастливым самолётом. Разработан он был при Рейгане на базе куда более скоростного и амбициозного прототипа В-1А, отменённого Картером. Формально сверхзвуковой – но в реальности его скорость лишь чуть больше звуковой на большой высоте – 1300 км/час. Изначально планировавшийся к оснащению крылатыми ракетами, но не получивший их вообще. А управляемые ядерные ракеты малой дальности, которые он нёс, сняли с вооружения, так и не создав замены. Ему была поручена функция «прорывателя» советской ПВО – но серьёзных шансов на это у него не было. Как, впрочем, и у «невидимого» В-2А. В конечном итоге В-1В, нёсший только ядерные бомбы, и вовсе был переделан в неядерные носители, причём окончательно.
Этот самолёт часто сравнивают с Ту-160, потому что машины создавались примерно в одни годы. Разные эксперты любят кивать на кажущееся сходство машин – мол, «русские содрали своего «Белого Лебедя» с «Копьеносца». Но, во-первых, Ту-160 кроет В-1В, как бык овцу, по всем характеристикам, начиная от размеров,
веса, дальности, скорости и заканчивая вооружением и возможностями. Во-вторых, надо быть очень далёким от авиации человеком, чтобы не понимать, что даже если имеется сходство в общей компоновке, изменяемой геометрии крыла и прочего, то машины это тем не менее разные. Так же как Ту-144 и «Конкорд» – внешне похожи, но даже аэродинамически они разные.
Американский бомбардировщик долгое время страдал от неполадок и аварий. Но его любят экипажи – за удобство и лёгкость пилотирования, лётные качества и хорошую маневренность для такого большого самолёта.
Проблемы исправности
В конечном итоге «поголовье» В-1В из сотни машин ужалось до 62 и медленно сокращается, хотя самолёт списывать пока не собираются и продолжают модернизации. Но реальная боеспособность парка, как выяснилось, не дотягивает не только до «средних по больнице» 62% боеготовности, но даже до 17–22% вечно проблемных F-22A «Рэптор» и F-35A «Лайтнинг-2».
Что же случилось с «Лансерами»? Проблемы финансирования наложились на проблемы с запчастями и узлами, которых давно никто не делает. Их запасы заканчиваются на складах, так что приходится идти на каннибализацию «живых» или «полуживых» машин. Также есть серьёзные жалобы на качество войскового ремонта и квалификацию персонала, якобы она упала за последние годы весьма сильно. Вряд ли это началось при Трампе – такие жалобы приходилось читать и ранее. Но «вешать собак» будут на Трампа.
Причём такие проблемы испытывают и парки единственного «настоящего» (потому что он несёт ядерные КР) ядерного бомбардировщика США В-52Н «Стратофортресс». И «невидимого», но несущего из ядерного арсенала только бомбы В-2А «Спирит». Вообще В-52Н, самый юный из которых 1962 года рождения, – очень надёжный и прочный аппарат. Но двигатели для него тоже давно не выпускаются. Да и прочие агрегаты тоже – помогает разборка списанных «Крепостей». Но менять старые агрегаты на старые – не лучшее решение. В итоге из формально 75 «живых» самолётов (ещё год назад было 78) 18 запихнули в резерв. Из оставшихся 57 в состав ядерных сил входят 44 машины, а используются по основному назначению 36. Сколько из них исправно – американцы вежливо помалкивают, хотя такой «катастрофы», как с В-1В, и близко нет. Остальные машины являются неядерными носителями, но и среди них исправны далеко не все. А из 20 дорогущих «невидимок» В-2А 11 используются по основному назначению. Из них исправно 7.
Чья бы корова мычала
На этом фоне хочется напомнить одну историю. Примерно 12 лет назад, когда дальняя авиация ВВС (ныне ВКС) России только возобновила прерванную в 1992 г. практику регулярных дальних групповых полётов на боевое патрулирование у берегов Северной Америки, какой-то альтернативно одарённый деятель из Госдепа США обозвал наши стратегические бомбардировщики «старыми самолётами из нафталина». Его ещё тогда потыкали носом, как котёнка, в то, что средний возраст американских самолётов стратегической авиации больше нашего. С тех пор ситуация для Вашингтона не стала лучше.
Но это опять-таки не помешало недавно послу США в Колумбии, комментируя прилёт в Венесуэлу Ту-160, ляпнуть очередную глупость: «Учитывая средний возраст русских машин, считать их за угрозу нелепо». Именно про подобных комментаторов когда-то высказался министр иностранных дел Лавров: «Дебилы, б…» Других слов и не подобрать.