Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → ВПК № 16(206) от 28.04.2010

Пока – ни прапорщиков, ни сержантов

Размышления о формировании в Вооруженных Силах РФ корпуса младших командиров

, 18:56

Одним из самых громких решений, принятых в ходе проводимой министром обороны Анатолием Сердюковым военной реформы, стала ликвидация института прапорщиков (мичманов). Хотя, строго говоря, упразднения самих званий не произошло: в соответствии со статьей 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» они продолжают существовать.

Тем не менее должности в штатах воинских частей Вооруженных Сил РФ, которые до этого соответствовали званию прапорщика (мичмана), директивами Генерального штаба ВС РФ понижены до званий сержантов (старшин), а занимавшим их военнослужащим предложен выбор – либо уволиться по организационно-штатным мероприятиям, либо оставаться на должностях сержантов (старшин) с сохранением прежнего денежного довольствия. Таким образом, прапорщик (мичман) и старший прапорщик (старший мичман) перешли в разряд неиспользуемых званий наряду с практически вышедшим из употребления званием младшего лейтенанта.

Данный шаг вызвал много споров. Однако прежде чем давать ему оценку, целесообразно отметить следующее.

Во всех армиях мира сержанты – это важная составляющая системы командования. Являясь младшими командирами, они выполняют функции непосредственного воспитания и обучения личного состава подразделений, руководства им.

Формирование сержантского корпуса Российской армии начато практически с чистого листа. И именно сейчас необходимо ответить на вопрос: какие же нам нужны младшие командиры?

Очевидно, это должны быть настоящие профессионалы, подлинные лидеры воинских коллективов, пользующиеся непререкаемым авторитетом у подчиненных. Истинный же профессионализм в любой области подразумевает в первую очередь следующее: человек посвящает избранному делу всю жизнь. А обратной стороной лидерства является честолюбие.

Какую же перспективу для честолюбия молодого человека, который решил избрать военную профессию и посвятить свою жизнь армии в качестве сержанта, предлагает действующее законодательство?

С 1 января 2008 года в соответствии с «Положением о порядке прохождения военной службы» установлены сроки выслуги в званиях: рядовой, матрос – пять месяцев, младший сержант, старшина 2-й статьи – один год, сержант, старшина 1-й статьи – два года, старший сержант, главный старшина – три года. То есть чтобы добраться до вершины карьеры сержанта – звания старшины (главного корабельного старшины), потребуется 6 лет и 5 месяцев.

Какой лидер захочет избрать профессию, где верхнюю «планку» можно достичь к 26 годам? Для сравнения: офицеру для получения звания полковника необходимо прослужить 19 лет и, как правило, это звание ему присваивается в возрасте 41 года. Перспектива карьеры рассчитана практически на всю жизнь (продолжительность службы офицера 23–28 лет в зависимости от звания). Другой пример: в бундесвере высшую сержантскую должность – обер-штабс-фельдфебеля – присваивают лишь 50-летним ветеранам-служакам.

Для создания категории полноценных младших командиров необходимо, чтобы в течение всей службы сержанта – от призыва и до предельного возраста – у него был реальный карьерный стимул и вершина карьеры была результатом не менее чем 20-летней службы.

Решением проблем, возникших при формировании российского сержантского корпуса, явилось бы создание в дополнение к существующей системе воинских званий аналога американских уорент-офицеров (warrant officer). Всего в вооруженных силах США есть четыре звания, относящиеся к этой категории.

Уорент-офицерами 1-го класса становятся сержанты после 10 и более лет службы, а также успешного завершения соответствующего курса обучения в школах родов войск и служб. Присваиваются очередные звания уорент-офицерам по достижении следующих сроков выслуги в предыдущем звании: уорент-офицер 1-го класса – 3 года, старший уорент-офицер 2-го класса – 6 лет, старший уорент-офицер 3-го класса – 6 лет, старший уорент-офицер 4-го класса – 15 лет. Именно уорент-офицеры в ВМС США работают со сложной военной техникой.

Почему в учреждении подобного института нуждаются наши Вооруженные Силы? Прежде всего прохождение службы сержантами – младшими командирами стало бы более логичным. Сначала 10 лет они находятся на сержантских должностях, а затем – после отбора и обучения продолжают оставаться в строю на должностях уорент-офицеров. Налицо карьерный стимул, рассчитанный на всю службу военного профессионала до пенсии.

Введение новой категории званий позволило бы решить и задачу комплектования инженерных должностей в войсках выпускниками гражданских вузов. Для стимулирования этой категории людей в погонах логично было бы предусмотреть сокращенное время прохождения ими службы в сержантских званиях относительно военнослужащих, не имеющих высшего образования, либо предусмотреть присвоение звания уорент-офицера без прохождения службы на сержантских должностях, сразу же после небольшой подготовки по военной специальности.

Кстати, в некоторых публикациях отечественных СМИ прапорщиков (мичманов) Российской армии приравнивают к уорент-офицерам. На самом деле общее у них только одно – промежуточное положение между сержантами и офицерами. А самое главное различие заключается в принципе службы. Главный принцип, который положен в основу службы уорент-офицера, – конкуренция. Она реализуется посредством продуманной системы непрерывного отбора при назначении на вышестоящие должности.

Впрочем, необходимо создать реальную конкурентную среду и при прохождении службы нашими сержантами (старшинами). Для этого предстоит разработать систему кадрового отбора, включающую в себя аттестации и экзамены перед переводом на вышестоящие должности, продумать процедуру назначений и ротаций. Кроме того, понадобится система подготовки и обучения перед выдвижением сержанта на очередную вышестоящую должность. Все это, полагаю, предоставит сержантам реальную возможность карьерного роста на основе их способностей и личных качеств.

Российская армия находится на пороге глобальных изменений. Трудно и мучительно она превращается из массовой, призывной Советской армии в армию нового типа – профессиональную. И профессионализм ее во многом будет определяться качеством сержантского корпуса. Но для того чтобы сформировать полноценный сержантский корпус, нужна долгая и кропотливая работа.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram