Аргументы Недели → Непознанное 13+

Мегалиты из Набта-Плайя: Таинственный африканский «стоунхендж» может быть древнейшей обсерваторией

, 22:33 , Журналист

Загадочный Стоунхендж, расположенный на территории Великобритании, является одной из самых главных загадок для историков. Что это за сооружение, и с какой целью его построили? Таинственные мегалиты признавались за древние храмы, алтари для жертвоприношений и даже за обсерватории. Но точного ответа нет до сих пор. Впрочем, сооружения наподобие Стоунхенджа очень часто обнаруживались археологами. Одно из них даже нашли на территории Африки. Речь идёт о загадочных мегалитах Набта-Плайя.

Артефакт Набта-Плайя был обнаружен в конце прошлого века в египетской провинции Асуан. Учёные нашли огромный круг, выложенный из очень больших камней. Сооружение напоминало кромлех. Благодаря радиоуглеродному анализу выяснилось, что мегалит построили 7000 лет назад. Возможно, его истинный возраст куда более древний. Но для чего это было возведено? Ведь тогда, по данным историков, человеческая цивилизация ещё не находилась на должном уровне развития. Люди жили мелкими племенными группами. А на территории Европы было ещё полно тех, кто мог назвать своим домом пещеры. Какая уж тут цивилизация?!

Учёные полагают, что на территории Набта-Плайя 7000 лет назад не было никакой пустыни. Такие же теории ходят и вокруг Сахары. Пустыня появилась спустя время, а не сразу. Вполне вероятно, в будущем Египте был совершенно другой климат. Эти земли могли считаться плодородными и пригодными для жизни. Также здесь были места для озёр. А это означает только одно: Набта-Плайя могла представлять собой настоящий рай. Считается, что мегалит построили местные обитатели. Только не ясно, какой именно у них был уровень технологий.

Многие исследователи предполагают, что загадочный круг камней относится к древнейшим из всех обсерваторий на планете. В результате изучения выяснилось, что часть камней указывала на положение Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния. Археоастроном Малвилл считает, что древние обитатели Египта использовали свои знания о звёздах, чтобы путешествовать в пустынной местности и находить места для водопоя. У других учёных более интересные теории. Некоторые и вовсе предполагают, что круг камней – это своеобразный сигнал от homo sapiens для обитателей космических просторов.

Доктор Томас Брофи много лет посвятил исследованиям Набта-Плайя. В одной из своих книг он выдвинул теорию о том, что каменный круг являлся обсерваторией. Артефакт точно отражал не только дни солнцестояния, но и указывал на расположение созвездия Орион и трёх звёзд Пояса Ориона. Примечательно то, что некоторые египтологи заявляли о связи вышеупомянутого созвездия и легендарных Египетских пирамид. Напомним, что звёзды Ориона у древних египтян ассоциировались с Осирисом, богом возрождения и смерти.

Сам Брофи писал, что таинственный каменный круг служил календарём к привязанным звёздам Ориона. Согласно его исследованиям, сооружения находились на расстоянии около 1 км к северу от центрального мегалита с вертикально стоящими камнями. «Когда я стал исследовать календарь, я обнаружил в нём камни, расположение которых в точности отражало положение звёзд в Поясе Ориона, - отмечал учёный, - и камни, соответствующие звёздам, украшающим голову и плечи охотника-великана».

По расчётам исследователя, расположение этих загадочных камней соответствовало положению звёзд на восходе солнца в день летнего солнцестояния в 4940 году до нашей эры. Дальнейшее изучение календаря по-настоящему ошеломило учёного. «Я обнаружил камни, расположение которых соответствовало видимому положению основных звёзд Ориона в день летнего солнцестояния в 16 500 году до нашей эры», - писал он в своих работах. Господин Брофи задал верный вопрос: каким же образом эти данные попали к казалось бы примитивным обитателям Набта-Плайя? И как они сумели создать календарь, позволивший им отобразить положение звёзд не только в современную для них эпоху, но и за тысячелетия до неё?

Несмотря на скептическое отношение большинства египтологов к теориям о продвинутых «допотопных» цивилизациях, теория Брофи вызвала небывалый интерес в учёном сообществе. Действительно ли люди тех времён были такими уж дикими? Или же это просто мы так думаем? Ведь отсутствие точных исторических данных по тому периоду ещё не означает, что никаких сверхразвитых цивилизаций не было. В любом случае, загадочные камни Набта-Плайя представляют собой сплошную загадку без ответов.

Теория эволюции, безусловно, признаётся всеми. В истории уже давно принято считать, что люди создали свои цивилизации на Ближнем Востоке и в Дельте Нила, и эти культуры были первыми. Большинство учёных отвергает гипотезы о наличии развитых культур в далёкой древности, особенно в период неолита. Но некоторые находки говорят об обратном. А что, если действительно, мы ничего не знаем о собственных далёких предках? Что, если наши пращуры были куда могущественнее и умнее, чем мы сейчас?

Кстати, уфологи нередко обсуждают на своих сборищах таинственные мегалиты. По мнению некоторых из них, Стоунхендж и все другие каменные круги могли быть неким инструментом контакта между людьми и гостями из космоса. Также возникает вопрос по поводу привязанности древних египтян и обитателей Набта-Плайя к созвездию Орион. Почему эти системы представляли для них какой-то особый интерес? Возможно, они могли общаться с теми, кто прилетал оттуда на Землю?