Аргументы Недели → Туризм № 26(318) от 12.07.2012

Русские каникулы

Почему большинство наших граждан предпочитают путешествовать по России

, 17:10

По статистике, таких около 35 млн. человек. Внутренний туризм растёт на 7–8% ежегодно, в стране принята федеральная программа по развитию туристической отрасли стоимостью 332 млрд. рублей. Другое дело, что половина отдыхающих приходится на Краснодарский край, около 6–7 млн. человек – это туризм выходного дня, например из Москвы в Загорск, так же многие приобретают горящие туры на Гоа. А самые большие показатели роста – у паломнического туризма, по которому трудно судить о качестве инфраструктуры и сервиса. Впрочем, комфорт никогда не был важнейшим фактором для туриста, выбирающего Россию.

Волшебная сила привычки

Большинство туристов из Красноярска и Иркутска попадают в Сочи по железной дороге, спросом пользуется плацкарт. То есть эти отдыхающие готовы провести в вагоне 8–10 дней своего отпуска. С точки зрения мировых тенденций это необъяснимо: чартер в Турцию, Китай или Таиланд окажется дешевле, а затраты на сам отдых ниже. Но многих отпугивают языковой барьер, валютные операции и, как следует из опросов, «опасность потеряться». К тому же у части граждан «советского розлива» есть привычка к российскому югу, любимые места и знакомства в частном секторе.

– За 20 лет инфраструктура изменилась только в окрестностях Сочи, где появились горнолыжные курорты мирового уровня, благодаря чему увеличился поток туристов зимой, – говорит директор турфирмы Алина Лоховицкая. – Особые рекреационные зоны пока только создаются, в том числе и самая крупная – «Новая Анапа» на 360 тысяч мест. В России совсем нет развлекательных парков, и чиновники часто приводят пример американской Флориды: мол, создание в Орландо «Мира Диснея» и «Святой Земли» увеличило номерной фонд гостиниц в 12 раз. Но на нашем Черноморском побережье такого не случится: на променадах Туапсе и Адлера люди и так ходят бочком. Отдыхающие хотят новых направлений.

Массовые туристические маршруты страны можно пересчитать по пальцам: помимо Чёрного и Азовского морей  – Москва, Подмосковье, Петербург с пригородами и Золотое кольцо, в меньшей степени – Байкал и Алтай. Ситуация в туристическом секторе неоднозначная: с одной стороны, инфраструктура остаётся слабой, с другой – наблюдаются позитивные перемены.

Например, к 300-летию Петербурга в городе практически отсутствовали недорогие гостиницы и хостелы, а сейчас они не заполняются даже в период белых ночей. Арендовать машину на Урале или в Поволжье всё ещё дорого и рискованно: много жалоб на разного рода подставы и разводки. А в Калининграде новый «фольксваген» с полной страховкой предлагается за 1,5 тыс. рублей в день при залоге 5 тысяч. По всей стране мало кемпингов, зато можно остановиться с палаткой на любом берегу реки или озера (в Европе это, как правило, карается штрафами). Расстояния в России огромные, дороги плохие, зато бензин пока ещё вдвое дешевле европейского.

Но всё же главный вопрос для туриста – что именно смотреть. Поскольку предложение обычно исходит от местных властей, результат варьируется от блестящего до маргинального.

Интересный факт

Россия – самая популярная страна в мире на сайтах «отпуска по обмену». Желающих махнуться жильём на месяц с москвичом или новгородцем в 20 раз больше, чем предложений.

Ласковые сети

Первый удачный региональный проект – «Великий Устюг – родина Деда Мороза». С 1999 по 2009 г. количество туристов в глуши за 400 км от Вологды увеличилось с 2 до 207 тыс. человек, товарооборот вырос в 15 раз, почти исчезла безработица. Хотя местный аэропорт так и не принимает регулярных рейсов с советских времён. Вряд ли подобный успех мог возникнуть лишь на эксплуатации образа снежного волшебника. Великий Устюг и соседняя Тотьма – это старинные купеческие города, снарядившие больше экспедиций в Северную Америку, чем Вологда, Москва и Петербург, вместе взятые. Тотьмичи и устюжане открыли Аляску, основали Форт-Росс в Калифорнии, а на заработанные торговлей деньги создавали европейские мануфактуры и строили церкви в стиле барокко, когда Бартоломео Растрелли ещё не входил в планы своих родителей. В советские времена здесь не дали понастроить хрущёвок, сохранили деревянный центр, создали рекордное число музеев на душу населения. Именно на это и едут смотреть туристы, а Дед Мороз – просто бренд.

– Мы привыкли к гостям из Австралии и Бразилии, а они к нам – нет, – говорит администратор гостиницы в Тотьме Марина. – Они думают, что приехали в настоящую русскую глушь, где все пьяные с балалайками. А у нас даже в День города – ни драк, ни битых стёкол. Ремонтных мастерских в городе почти нет, потому что все с руками и нет спроса. У нас 180 видов резных наличников и огромный сувенирный промысел. Зато постоянно попадают в полицию все эти бразильцы, которые пытаются залпом выпить стакан водки. Ближе к вечеру полицейские либо приглашают нас в отделение их забирать, либо на микроавтобусе везут по гостиницам на опознание: ваш или не ваш? А ещё говорят, что в России плохой сервис.

Ещё один популярный бренд – Мышка-норушка в городе Мышкине на Волге. Здесь экономические успехи скромнее, хотя местоположение выгоднее: меньше 100 км до городов Золотого кольца – Ярославля, Рыбинска, Углича. У Мышкина были все шансы возродиться в качестве города-музея русского купечества, но его власти решили строить бизнес вокруг своего символа – мыши. В итоге главной достопримечательностью стал довольно бестолковый музей с фигурками и рисунками мыши, который обновляется в основном за счёт даров посетителей. А хронология знаменитых исполнителей роли князя Мышкина заканчивается портретом Юрия Яковлева.

Тем не менее в Мышкине есть приличные гостиницы и рестораны, а многие москвичи и ярославцы в отсутствие Диснейленда возят сюда детей. Использовать почин в коммерческих целях попытались соседи: село Кукобой объявило себя родиной Бабы-Яги, а посёлок Ермаково – Курочки Рябы. Но всерьёз говорить о туристическом потенциале таких мест смешно.

Например, Пошехонье «приватизировало» Водяного и медведя Топтыгина. Местный музей «Топтыгин дом» представляет собой одноэтажку барачного типа, которая обычно закрыта. Местные жители поясняют, что музей работает с утра и лишь когда приезжают туристические автобусы. В ближайшем сельпо нет не только ни одного местного сувенира, но даже знаменитого пошехонского сыра – лишь швейцарский и голландский. А на дорожных ухабах вокруг Пошехонья, кажется, можно выплюнуть лёгкие.

– Зачастую провинциальные власти имеют на своей территории старинную крепость или монастырь, но не знают, как сделать его залогом процветания, – говорит преподаватель Балтийского международного института туризма Илья Ермолин. – Некоторые находят деньги на косметический ремонт здания, выставляют современные иконы сомнительной ценности и ждут паломничества, как в Ватикан. Для сравнения – в костромской глуши додумались соорудить на болотах «маршрут Ивана Сусанина», пройтись по которому приезжают даже из Аргентины. Успех обычно сопутствует проектам, где предусмотрено погружение отдыхающего в новую для него атмосферу и сильные эмоции.

В соседней Ивановской области есть посёлок Холуй, который каждую весну затапливает паводок. Оказывается, по всему миру полно желающих посмотреть, как в избах «ивановской Венеции» плавают посуда, книги и речная рыба. Владельцы частных моторок катают экскурсантов, а местные бабушки оборудуют для них спальные места на чердаках.

В Рыбинске предлагают всем желающим походить в бурлацкой бечеве по Волге: тащить расшиву, орать «Дубинушку», отведать постного супа на хлебе. После этого можно отправиться на рыбалку: самый смак в апреле, когда идёт вобла. В Кировской области предлагают недельные туры по поиску снежного человека. В Эвенкии можно пошагать по тайге к месту падения Тунгусского метеорита. В Архангельской области два посёлка с названием Борки претендуют называться родиной атамана Ермака. И там, и там туристам предлагают нырять в «колодец Ермака» – мутную канаву, где покоритель Сибири якобы закопал сокровища.

– Любители таких развлечений всегда находятся, но их не слишком много, – полагает Илья Ермолин. – Есть туристы-кладоискатели, есть любители брошенных деревень или заводов. Есть некоторый спрос на секс-туризм или нелегальные воентуры, где можно из танка пострелять. Но всё это нельзя назвать туристической индустрией, ориентированной на широкие слои среднего класса. Самое большое заблуждение: будто для развития туризма нам не хватает только гостиниц. Индустрия подразумевает интересные достопримечательности, надёжные турфирмы, дороги, безопасность, профессиональных гидов, буклеты, сувениры, великое разнообразие баров, ресторанов, блюд, аниматоров, развлечений. Всё это должно представлять собой систему. Когда происходят природные катастрофы, как в Геленджике, туристу необходимо видеть, что власти к ним подготовлены. В России ближе всех к туристическому кластеру подошло Золотое кольцо, которое посещают 2,5 млн. человек в год. Это в 40 раз меньше, чем, например, рейнские замки. Такова и разница в развитии отрасли.

Дома лучше

В большинстве развитых стран население также предпочитает путешествовать по родным просторам. По данным Международного союза официальных туристических организаций, три четверти поездок за пределы своего города – это поездки по своей стране.

Только 11% французов предпочитают зарубежный отдых, что неудивительно: в течение 40 послевоенных лет правительство почти полностью оплачивало отдых населения на приморских и лесных турбазах. У немцев показатели скромнее: лишь каждый третий проводит отпуск на родине. Однако население Германии провело в гостиницах своей страны 320 млн. ночей – это европейский рекорд. Англичане и шотландцы тратят на отдых внутри Великобритании свыше 72 млрд. фунтов стерлингов. 

А американцев к отдыху в США подталкивают короткий отпуск и климатическое разнообразие страны: Калифорния, Флорида, Невада, Техас, Нью-Йорк. Треть американцев старше 40 лет никогда не были в Европе. А в Китае на одного выезжающего за рубеж приходится 35 внутренних туристов. Только в Нидерландах 90% граждан проводят отпуск за границей. Это не в пример нам, просто Голландия очень маленькая: если два часа ехать в любом направлении непременно окажешься в соседнем государстве.

И дача в придачу

В развитии туризма многие регионы идут административным путём – пытаются выбить деньги из бюджета. Показателен пример Изборска, где после визита президента Путина в 2000 г. объявили о создании музея в честь нацлидера.Собирались даже установить 12 табличек, словно на крёстном пути в Иерусалиме, где президент что-то изрекал, снимал пиджак или пробовал солёный огурец. Музея не возникло, но на заповедник буквально обрушилось федеральное финансирование, а половина кабинета министров вскоре надкусывала перед камерами изборские огурцы.

В 2000 г. на сохранение всех памятников в Псковской области выделялось 1,5 млн. рублей, а к празднованию 1150-летия Изборска в сентябре 2012 г. только на один заповедник планируется потратить 4,6 миллиарда.

– 200 миллионов заложено на «озеленение Изборска», и так славящегося своими природными панорамами, – говорит председатель ВООПИиК Псковской области Ирина Голубева. – Планируется снести два исторических здания у стен крепости ради создания развлекательных павильонов. Варварски расширяют улицы, асфальт кладут так, что местным жителям не открыть ворот собственного дома. А приезжие могут поначалу решить, что главное здание в патриархальном деревянном Изборске – новый общественный сортир, способный вместить роту. Чуть ранее феноменальный туалет построили в Пушкинских горах: на холме, в окружении сосен, с коваными лирами на окнах, чтобы посетитель не забывал, где находится.

По большому счёту и Пушкинские горы, и Изборск – это тоже туризм выходного дня. Обычно туры из Москвы и Петербурга 3–4-дневные, потому что дольше отдыхающих занять нечем. По путёвкам отдыхают всего 5% внутренних российских туристов, остальные дикари, снимающие койки в частном секторе. Средний чек у них – 4 тыс. рублей в день на человека. Бюджетам районов и областей от этого достаются крохи, да и частный сектор не слишком разгуляется.

Чтобы развивать туризм системно, запущена федеральная программа. До 2016 г. предполагается освоить 332 млрд. рублей, после чего предполагается, что поток иностранных гостей в России возрастёт в семь раз и будет приносить в страну более 500 млрд. рублей ежегодно. А ёмкость номерного фонда увеличится, по прикидкам авторов программы, всего на 46%. В программе никак не отражены механизмы регулирования цен на проживание и перевозки, а значит, места в новых отелях вряд ли будут доступны большинству граждан России.

Вероятно, до 2016 г. мы станем свидетелями очередных манипуляций со статистикой. Якобы есть данные, что Петербург ежегодно посещают 5 млн. иностранных туристов. Но директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский говорит, что не верит в это количество, потому что хотя бы половина гостей обязательно приходят к нему в музей. В число туристов попадают командировочные или московские дачники, которые, например, каждый год снимают дом под Тверью.

Зато в окрестностях Онежского озера в Карелии можно встретить палаточников в машине с хабаровскими номерами и левым рулём. Они расскажут, что ездили в Мурманск и посетили Новую Землю, никогда не останавливаясь в гостиницах.

Турист в Стране чудес

12 июня 2008 г. на Красной площади подвели итоги конкурса «Семь чудес России». 26 млн. россиян проголосовали за различные достопримечательности страны. Предполагалось, что попадание в «семёрку» добавит объектам туристической привлекательности и, возможно, даст импульс к их развитию. Но оказалось, что четыре года спустя большинство победителей и финалистов конкурса остаются труднодоступными для большинства россиян.

Среди победителей относительно доступны Собор Василия Блаженного в Москве и Петергоф под Петербургом. Правда, сутки в гостиницах в обеих столицах стоят 3–5 тыс. рублей, зато транспортная инфраструктура развита, а авиабилет, например из Самары, обходится в те же 3–5 тысяч. Зато, чтобы посмотреть Долину гейзеров на Камчатке, придётся потратить от 100 тыс. рублей. Половину этой суммы составит перелёт из Москвы, не менее 20 тыс. – вертолётная экскурсия. Долина представляет собой каньон длиной 5 км, включающий 200 термальных источников и 90 гейзеров, спрятанный в ущельях Кроноцкого биосферного заповедника. Инфраструктуры нет никакой: ни автомобильных, ни железных дорог, а пеший переход туда-обратно занимает три недели.

Чуть проще попасть на озеро Байкал: 6‑часовой перелёт из Москвы, потом два часа на автобусе до посёлка Листвянка, где можно снять приличный номер за 1,5 тыс. рублей. Но если вы захотите объехать озеро по периметру, нужно готовить 60–70 тысяч. Электрички здесь ходят всего дважды в день, к тому же дорога опоясывает только половину озера. Заказать на неделю джип с водителем стоит 40–50 тыс. рублей, либо надо готовиться к пешему походу с палатками длиной в месяц. Гостиниц, за исключением кластера в Листвянке, на Байкале единицы.

Но самое труднодоступное российское чудо: столбы Выветривания в Пермском крае. За 200 млн. лет в результате выветривания сланцевых пород плато Мань-Пупу-Нёр в 700 км от посёлка Березники украсилось причудливыми фигурами, которые называют «мансийскими болванами». Регулярных экскурсий к «болванам» нет вовсе. Даже если долететь до Перми и поездом пропилить до Берёзников, то вертолётный тур к чуду может и не состояться. Мало того что он стоит около 40 тыс. рублей на человека, так ещё и больше 16 человек на плато не возят. И договориться, говорят, сложно.

Оставшиеся два российских чуда: Мамаев курган в Волгограде и гора Эльбрус в 200 км от аэропорта Минеральные Воды. Увидеть их всё же полегче, чем камчатские гейзеры, но в предгорьях Эльбруса сложно найти гостиницу дешевле 4 тыс. рублей за номер – а это цена швейцарского Давоса. В финал конкурса российских чудес вышли Кирилло-Белозёрский монастырь, Тобольский и Нижегородский кремль, заповедник «Столбы» под Красноярском, Кунгурская пещера в Пермском крае, Новосибирский зоопарк и сторожевые башни Вовнушки в Ингушетии. Среди них просто попасть можно только в Нижний Новгород – четыре часа на скоростном поезде из Москвы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram