В семнадцатый раз состоялась московская выставка MITT («Путешествия и туризм»), входящая в пятерку мировых туристических выставок наряду с лондонской и берлинской. И среди участников, а их на этот раз было около 3 тыс. компаний из разных стран мира, и среди посетителей были отмечены растущий авторитет и представительность московского туристического форума. Увеличилось количество профессиональных посетителей и, наоборот, заметно меньше стало случайных людей. Давно исчезли проблемы с транспортом, открылось еще больше кафе, появились интернет-кафе и бесплатная услуга по парковке багажа - очень важная для региональных посетителей. К постоянным странам-участницам в этом году присоединились Албания и Замбия, знаменитая на весь мир водопадом Виктория. Прибыли туроператоры с острова Реюнион в Индийском океане. И, как всегда, на деловых встречах и пресс-конференциях, участвуя в семинарах и многочисленных презентациях можно было узнать любопытные факты и последние туристические новости.
Греция - - страна-партнер MITT-2010 - выступила с масштабной экспозицией на площади 1600 кв. метров. Несмотря на 18%-ное снижение туристического потока в 2009 г., греческие партнеры полны оптимизма. По заявлению представителя Министерства туризма, цель года - демонстрация Греции, еще незнакомой россиянам. Особое развитие получат паломнический и культурный туризм. А также агротуризм и морские круизы - 40 пристаней и причалов в состоянии принимать до 11 тыс. судов в год.
Среди других новостей - чартеры из Москвы на о. Закинф и о. Крит. полеты начнутся в конце апреля. И приятный прогноз снижения цен на турпоездки. Поводом станут гибкая ценовая политика хотельеров, новые чартерные направления и ожидаемое сокращение на 10% разницы между рублем и евро.
Что касается медицинского туризма - главной темы MITT-2010, то 60 греческих центров здравоохранения и четыре центра талассотерапии готовы принять 150 тыс. клиентов.
ИТАЛИЯ. На российский туристический рынок выходит провинция Бриндизи региона Апулия. «Дочь солнца» - так окрестили Бриндизи еще в старину - широко известна как мировой поставщик оливкового масла и первоклассного вина. А ее местное население славится своими гостеприимством и доброжелательностью. Новейший аэропорт Бриндизи и хорошо оснащенный современный морской порт ожидают российских туристов уже этим летом. Горячее солнце, чистое море, итальянская кухня и местные вина - это то, что привлечет российских гостей, считает Албано Карризи - известный итальянский эстрадный певец, уроженец этой местности и владелец винного производства.
Среди достопримечательностей исторические замки эпохи короля Федериго II (XIV век), христианские церкви и собор Св. Николая. А также зона сафари с зоопарком, где животные обитают практически на свободе.
В будущем будет рассмотрена возможность прямого чартера из Москвы. А пока авиаперелет осуществляется рейсами Москва - Рим, Рим - Бриндизи. Самым лучшим временем для отдыха считается период сбора винограда - август, сентябрь.
ТУРЦИЯ. В 2010 г. ожидает прирост туристического потока на 10%, что составит 30 млн. человек. Наши соотечественники по итогам прошлых лет на почетном втором месте среди общего количества гостей. Основная масса отдыхающих традиционно устремляется на жаркое морское побережье. Между тем Турция - это термальные источники и археологические раскопки античных городов. На ее современной территории располагались государства османов, чейджуков и древних римлян. На севере Анталийского полуострова оставили след древнейшие цивилизации. Сегодня несколько турецких городов внесены в список кандидатов наследия ЮНЕСКО. И на всех исторических местах турки хотели бы видеть русских туристов. По единодушному мнению гидов принимающих компаний, именно россияне отличаются любознательностью. Самое большое количество заказанных экскурсий принадлежит нам. Большое внимание будет уделено религиозному туризму, что выразится в новых маршрутах по местам, где проходил апостол Павел, и на родину Св. Николая.
В марте стартует PR-компания туристических возможностей Турции. Стамбул - одна из культурных столиц Европы, деловой центр и транспортный узел. Согласно новой концепции, прежнее позиционирование турецкой столицы как города-дворца было ошибочно. Отныне Стамбул рекламируется как город туризма, образования и истории.
В первой половине 2010 г. турецкое государство выделило 8 млн. долларов на развитие туристической инфраструктуры и 40 млн. внес частный туристический сектор.
ИОРДАНИЯ. Туриндустрия страны составляет 13-14% ВВП. Свидетельством динамичного развития отрасли стал рост туристических прибытий на 1,6% в 2009 году. Одна из причин - уникальность турпродукта страны. Большое количество достопримечательностей, сконцентрированных на маленькой территории. Самобытность исторического и культурного наследия. Природный феномен Мертвого моря, включенного на голосование в список новых чудес света ЮНЕСКО. Горячие источники, известные своими лечебными свойствами. Развитая отельная инфраструктура. К не менее привлекательным моментам относятся соотношение цена - качество и стабильная безопасная обстановка в стране.
На Ближнем Востоке Иордания лидирует среди стран, предлагающих популярный сегодня медицинский туризм. А в мировом рейтинге занимает 5-е
место. Русскоговорящие врачи, прекрасный сервис, цены на лечение дешевле, чем в европейских клиниках, - все эти факторы должны привлечь еще больше туристов из России.
Но уже сейчас, несмотря на то что Иордания сравнительно новый для нас рынок, половина наших соотечественников приезжает повторно, пользуясь чартерами из Москвы в Амман и Акабу.
В апреле начнет действовать новая чартерная цепочка из Новосибирска и Иркутска.
ЭФИОПИЯ - новое направление для наших туристов. Экзотическая страна с уникальной культурой упоминается в священных книгах. С целью продвижения Эфиопии на российском рынке в конце года выйдет первый путеводитель на русском языке. В августе тур в Эфиопию планирует совершить Федор Конюхов. Впереди у него 20 дней путешествия на автомобиле по горной части страны и 60 дней - на верблюдах по пустыне. «Путь интересный, безопасный и экстремальный», - заметил известный российский путешественник на пресс-конференции в посольстве Эфиопии.
ИНДОНЕЗИЯ. Маркетинговую стратегию туризма на 2010-2014 гг. озвучило министерство туризма Индонезии. В 2010 г. запланировано принять 6,75 млн. иностранных туристов, из них, по предварительным данным, почти 90 тыс. граждан из России. Индонезийские курорты и в первую очередь на острове Бали отличает великолепно развитая инфраструктура, а отели могут принять около 10 млн. туристов одновременно, обеспечив великолепный сервис. Любопытно, что специалистов в области туризма готовят 87 вузов страны. А в трех из них есть факультеты русского языка. О том, как ждут туристов из России, красноречиво свидетельствует и большое количество русскоязычных курсов.