Проще приручить
Крымских татар с их митингами и самозахватом земель ялтинские власти постепенно втянули в курортное дело. Схватки с милицией в прошлом. Сейчас с татарами проще всего встретиться на плато горы Ай-Петри. Вокруг верхней станции канатной дороги с самым длинным безопорным пролетом в Европе сгруппировались десятки, если не сотни, сувенирных лавок. В них безделушки соседствуют с весьма практичными вещами. Шкуры из овчины, жаркие даже на вид шапки, тапки, жилетки, носки... Можно приобрести раритеты времен Великой Отечественной - немецкие марки, нашивки, портсигары и солдатские подсумки. Новодел соседствует с «копаниной». Можно обрядиться в форму советского офицера или солдата вермахта и сняться в интерьере - немецкий лимузин, автоматы и каски. Рядом ресторанчики с мудреными названиями вроде «Седьмое небо Давыдова» заманивают национальной татарской кухней - лагман, манты. Следующий рубеж, который преодолевают туристы, - четвероногие транспортные услуги. Верблюды, лошади, ослы. Назойливые владельцы предлагают прогулку верхом хоть на край света. Ну или до ближайшей пещеры.
В Крыму пещер сотни, но только несколько обустроено для посещений. Такова пещера Трехглазка, или, как ее еще называют, Воронцовская. Отсюда в графский дворец круглый год доставляли лед. Озябшая девушка-экскурсовод курит у начала спуска, кутаясь в дубленку. Температура внизу всего полградуса по Цельсию. Задача экскурсовода - «спускать» в пещеру группы туристов на глубину 38 метров по осклизлым перекладинам лестниц. И, рассказывая о пещерной жизни, следить, чтобы дамы и господа не оставляли традиционную наскальную живопись «Здесь был...». А маленький кусочек льда прихватить наверх все же можно. Этого добра здесь навалом - ледяная, кристально чистая пробка имеет толщину 17 метров. Один из коллег свой кусочек потом съел. Туристы после возвращения на свет божий долго и тяжко дышат. По легенде, спуск в Трехглазку омолаживает. Отдышавшись, верю!
К слову, ялтинский мэр Сергей Брайко в этой пещере встречал Новый год. Как положено - с елкой и шампанским. Больше всех досталось тогда Деду Морозу - немолодому, с избыточным весом дедушке.
Но Крым - не только море. Чтобы подтянуть курорт до круглогодичного уровня, нужно идти вверх, строить горнолыжные трассы, подъемники, отели на плато. Киев тем временем исподволь вставляет крымчанам палки в колеса, подталкивая их вчитываться в российскую программу возвращения соотечественников. Так, Ай-Петри - территория республиканского горно-лесного заповедника. И документы с планами развития прочно застряли в администрации президента Украины.
Дорогая дорога
В Крыму все кто может потихоньку делают себе гражданство РФ. Даже дети местного бомонда. Все уверены, что наша вертикаль власти лучше киевского бардака. Как утверждают таксисты-всезнайки, «это еще лет на 10!».
Мэр Большой Ялты Сергей Брайко тоже не скрывает своих российских корней: «Я сибиряк!» Но еще больше - патриот Крыма. Своей задачей он видит наполнение Ялты отдыхающими россиянами. А то последнее время по набережным все больше фланируют немцы, англичане и туристы из государств Азии. Сейчас запускают регулярный морской пассажирский маршрут Ялта - Новороссийск. Скоростной российский «Катран», наследник знаменитых «Комет», преодолевает расстояние между городами за 6 часов. Билет в эконом-классе обойдется приблизительно в 4 тыс. руб. Накладно... Из-за этого и дело идет трудно - гонять по морю прожорливые суда полупустыми крайне обременительно.
В мечтах Брайко - возродить старый советский маршрут Ялта - Новороссийск - Сочи - Сухуми - Батуми. Но тут уже без высших политических решений не разобраться. Наверное, в 1945 г. на Ялтинской конференции в Ливадийском дворце Сталину, Рузвельту и Черчиллю было проще договориться о будущем мироустройстве.
Когда-то, в советские времена, Ялта за сезон переваривала 4,5 млн. отдыхающих. Постсоветский рекордный показатель - чуть больше миллиона человек в прошлом году. Но минусы для местного турбизнеса частично превратились в плюсы понаехавшим. На пляжах, где в советском прошлом под телами не видно было песка, сейчас вольготно. Чистейшее море можно смело ставить в пример Краснодарскому побережью. Даже в центре Ялты вода не таит сюрпризов - купайтесь на здоровье. Целый ряд пляжей претендует на «Голубой флаг Европы» - эталон экологичности. Законодательно на местном уровне уже третий год подряд вводится запрет на строительные работы в летние месяцы. Все промышленные предприятия убраны в глубь полуострова, с глаз долой. Единственным загрязнителем воздуха, как и везде, остается автотранспорт.
Ресторанчики и кафешки, разбросанные по побережью, радуют своей дешевизной. Ушли в прошлое времянки с убогим набором - пиво и шашлык сомнительного качества. Сейчас есть предложения на любой вкус - от французской до кавказской кухни. Проживание в отелях - удовольствие недешевое, но подобрать что-то себе по карману вполне реально. Это и санатории с замечательной лечебной базой, но интерьерами родом из 60-70-х годов прошлого века, и суперсовременные СПА-центры, и люксы настоящего четырехзвездочника «Пальмира Палас».
Главный минус отдыха в Крыму - дорогая дорога. Чартеры сюда не летают. Семейная пара только за авиаперелет из Москвы и обратно должна будет выложить около 45 тыс. рублей. Не считая накладных расходов. Но не стоит забывать, это возможность одновременно погрузиться в роскошь природы и в полной мере вкусить истории государства российского. Пусть де-факто за границей.