12 сентября самолет А320 «Уральских авиалиний», выполнявший рейс по маршруту Сочи – Омск, экстренно приземлился на пшеничное поле в районе села Каменка Новосибирской области. Его посадили командир Сергей Белов и второй пилот Эдуард Семенов. На борту находилось 167 человек, в том числе 23 ребенка и шесть членов экипажа, никто не пострадал. По предварительной версии, причиной произошедшего стал частичный отказ гидравлики. Следственным комитетом РФ возбуждено уголовное дело.
Это произошло через четыре с небольшим года после того, как пилоты той же самой авиакомпании совершили аварийную посадку авиалайнера Airbus в Подмосковье на кукурузном поле. Причина – повреждение двигателей из-за столкновения со стаей чаек. Тогда это назвали «кукурузным чудом». А пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин стали Героями России.
«Бегите от самолета»
«Положите голову на колени, закройте голову руками, держите колени вместе, ступни врозь», – аудиозапись последних минут перед экстренной посадкой самолёта A320 «Уральских авиалиний» в поле в Новосибирской области опубликовал телеграм-канал «База».
Бортпроводники просят пассажиров убрать опасные предметы в ручную кладь, положить голову на колени и быть готовыми к жесткой посадке. «Покидая самолёт по трапу, прыгайте и спускайтесь в положении сидя. Руки вперед. Бегите от самолёта», — говорит бортпроводница.
Инцидент произошел в 9:44 по местному времени. Командиром воздушного судна был потомственный пилот Сергей Белов. 28 сентября ему исполнится 33 года. Сергей родился в Тбилиси и с раннего детства мечтал стать лётчиком, как его отец и дед (дед был военным штурманом и служил в Североморске, а отец работал пилотом-инструктором в «Уральских авиалиниях».
«Я просто не представляю для себя другой профессии и мечтаю продолжить знаменитую лётную династию моей семьи», – написал Сергей Белов в своей автобиографии.
Топлива на 5 минут полета
Сейчас следователи уже допросили командира воздушного судна. Он сообщил, что перед посадкой самолета топлива оставалось примерно на 5 минут полета.
По данным телеграм-канала «База», во время допроса Сергей Белов также рассказал, что судно осматривали техники ещё в Домодедово. В аэропорту Сочи он сам «принимал самолёт» и не заметил каких-либо «внешних негативных факторов» кроме открученной крышки унитаза. В полёте тоже всё прошло штатно, но уже около Омска отказала «зеленая» гидравлическая система, отвечающая за работу закрылок и спойлеров. В результате чего увеличивается посадочная дистанция.
По словам Белова, он с подобным в своей практике не сталкивался.
«Да, мы отрабатываем на тренажерах нештатные ситуации и с данным отказом. Но, как самолет поведет себя в жизни, я не знал. Поэтому целесообразнее было полететь в аэропорт Толмачево, тем более что у нас был расчет топлива (в специальной программе). Мы приняли решение лететь до Новосибирска. Там полоса на 110 метров длиннее, чем в Омске, и шире на 15 метров. В своих действиях мы не сомневались», – рассказал Сергей Белов.
Сильный ветер, выпущенные стойки шасси увеличили расход топлива. Со слов Белова, после посадки в Новосибирске у самолёта должно было оставаться примерно 1,2 тонны топлива, однако оно «стало критически уменьшаться».
«Я заметил, что расход топлива по документам отличается от того количества, которое я рассчитывал. Возврат в аэропорт Омска и в Новосибирск был уже невозможен. Оставался критический остаток топлива. Я доложил диспетчеру Новосибирска об аварийной ситуации, доложил сигнал бедствия», – пояснил командир авиалайнера.
Экипаж стал искать место для аварийной посадки.
«Рядом, с правой стороны, была заболоченная местность, с левой стороны – леса. Это было единственное поле, на котором можно было произвести посадку безопасно. Стояла задача сохранить жизни пассажиров, здоровье. После благополучной посадки на поле была произведена эвакуация пассажиров. Хочется поблагодарить их, что вели себя спокойно и без паники». Самолет остался цел практически полностью – у него лишь надломилась передняя стойка шасси.
Теперь следователям предстоит допросить техников аэропорта «Домодедово» – согласно документам, именно они последними осматривали самолет.
«Мы умеем готовить пилотов»
Через несколько часов после случившегося руководство «Уральских авиалиний» срочно созвало пресс-конференцию. Генеральный директор авиакомпании Сергей Скуратов высоко оценил действия экипажа.
«Я сам профессиональный пилот, выполнить такую посадку – это большое мастерство, это самообладание. Люди не растерялись, приняли грамотное решение и выполнили эту сложную посадку. Выполнили хорошо, потому что цел и самолет, и люди», – оценил действия экипажа генеральный директор авиакомпании Сергей Скуратов.
Журналисты напомнили, что это уже вторая аварийная посадка в «Уральских авиалиний» за последние четыре года. И второй раз экипаж совершил чудо. Сергей Скуратов ответил, что в авиакомпании очень строгий отбор пилотов: после вузов принимают с баллом не ниже 4,7. Тем не менее, конкурс большой – примерно 12 человек на место.
«Такие посадки как раз должны восстановить доверие к авиакомпании как таковой. Посадок с отказавшим двигателем всего две-три в мире, и одна из них на кукурузе. Мы умеем готовить пилотов, это точно», — заявил Сергей Скуратов.
Что касается авиалайнера, то, по словам генерального директора авиакомпании, «самолет – железяка, мы его восстановим». Всего же в «Уральских авиалиниях» сейчас «на крыле» 52 самолета Airbus. И все запчасти к ним имеют соответствующие сертификаты.
«Запчасти стоят сегодня дорого, поэтому львиная доля наших доходов уходит на запчасти. Здесь мы никогда не жалеем денег», – заверил Скуратов.
Между тем, «Уральские авиалинии» уже нашли замену импортным самолетам и сделали заявку на поставку более 40 самолетов МС-21.
«Это будет 2028-2032 год. Но мы будем эксплуатировать российские самолеты, они по характеристикам аналогичны Airbus. Сейчас отрабатываются варианты вместе с губернатором Свердловской области по выделению земли для строительства еще одного ангарного комплекса под МС-21», – сообщил генеральный директор авиакомпании.
Он добавил, что компания готова профинансировать строительство, потому что «деньги, вложенные в землю, – это безопасность полетов», — резюмировал Сергей Скуратов.
P.S.: «Кукуруза пришла к пшенице».
До конца расследования экипаж пока отстранен от полетов. Также в причинах случившегося и правильности действий пилотов разбираются государственная комиссия и представители Международного авиационного комитета (МАК).
Тем временем в Екатеринбург вернулись и бортпроводники рейса Дарья Глушкова, Айша Гумметова, Дмитрий Костылев, Дмитрий Рябов. В аэропорту их с цветами встретили коллеги – Яна Ягодина и Дмитрий Ивлицкий, которые четыре года назад пережили посадку на кукурузном поле. «Кукуруза пришла к пшенице», – смеясь, шутили они.
МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Владимир ШАРПАТОВ, советский и российский лётчик гражданской авиации, подполковник в отставке, Герой Российской Федерации (1996). Летал на самолетах ЯК-18А, Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-76. Имеет общий налет 16 500 часов.
Известен как командир Ил-76, в 1995 году принудительно посаженного на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Спустя год, в августе 1996 года, экипаж самолёта совершил побег из плена.
«Экипаж Airbus320 все правильно сделал, посадив самолет на поле под Новосибирском. Так сложились обстоятельства. Этого никто не ожидал, я не помню такого случая, чтобы гидросистема была нарушена.
Что касается посадки в поле, у нас в советское время вот в таких случаях требовалось садиться «на пузо», шасси не выпускать, потому что при посадке на грунт одна стойка шасси может зарыться, а значит, будет нарушение конструкции крыла, где находятся баки с топливом – взрыв и все.
Здесь была другая ситуация: самолет заходил на посадку, выпустил закрылки, у него вытекла гидросистема, и он уже не мог убрать шасси. Поэтому полетел на запасной аэродром. В Омске полоса 2,5 км.
Раз закрылки не выпущены, спойлеры, то есть воздушные тормоза, не работают, гидросистемы нет – значит, и обычные тормоза не действует. В Омске он просто мог вылететь за взлетно-посадочную полосу, могло всякое случиться. Поэтому в Новосибирск.
Так как шасси были выпущены, скорость вместо 800 км в час оказалась значительно меньше и расход топлива увеличился.
Поэтому он не долетел и вынужден был сесть на этом поле. А вообще скажу, что в советское время мы, русские летчики, всегда имели заначку – запас топлива. Например, у меня на ИЛ-76 было плюс 5 тонн. И это не раз выручало в нештатных ситуациях.
В этот раз летчики – молодцы. Я восхищаюсь ими – все правильно сделали. Экипаж и пассажиры – все живы, даже шишек никто не набил».
Дамир ЮСУПОВ, российский пилот гражданской авиации. Герой Российской Федерации (2019). Командир воздушного судна Airbus А321 авиакомпании «Уральские авиалинии», совершившего аварийную посадку под Жуковским 15 августа 2019 года.
«Хочу поделиться эмоциями. Не успев зарулить на стоянку после очередного рейса, от коллег узнал неожиданную новость: экипаж рейса U61383 авиакомпании «Уральские авиалинии», выполнявший рейс по маршруту Сочи – Омск, совершил вынужденную посадку на поле в Новосибирской области. Пассажиры и экипаж живы и здоровы, самолет не получил значительных повреждений.
Самое главное – все сегодня вернутся домой к своим близким. Ценнее жизни ничего нет. Для меня это очень волнительная новость, так как сам пережил нечто подобное. Я горжусь вами, экипаж! Спасибо вам всем!»
Валентин ПРОКОПЬЕВ, старший тренер ЦВО по парашютному спорту, Мастер спорта международного класса, 4-кратный чемпион мира по классическому парашютизму, многократный чемпион России и СНГ. Брат Героя Российской Федерации космонавта Сергея Прокопьева.
«Оценить действия экипажа могу фразой, которую слышал не раз от старшего поколения покорителей воздушного пространства: «Живой – значит прав», ну а тем более, когда командир спас 167 жизней.
Государственная комиссия, конечно, разберется в сложившийся ситуации, выводы обязательно будут сделаны.
Хочу отметить руководство «Уральских авиалиний»: при сложившийся внештатной ситуации экипаж готов к таким ЧП и справился на 100%. Подготовка великолепная.
Думая о пассажирах, благополучно вернувшихся к своим семьям, желание только одно – выразить огромную благодарность экипажу, молодцы!»