Российские военные инженеры давно изобрели, сделали и многократно облетали в самых разных условиях универсальную систему управления абсолютно любыми летательными аппаратами – самолётами, вертолётами, планерами, конвертопланами и беспилотниками (БПЛА) любого типа. Название у этой «волшебной» системы – Образная индикация (ОИ)
Изначально образная индикация разрабатывалась для самолётов вертикального взлёта и посадки (1986 г.). Потом – для корабельной авиации авианосцев. Эта индикация начала активно использоваться в полётах на вертолётах в горах с 2000 года.
А что это значит на практике? С образной индикацией не будет никаких проблем с полётами вертолётов той же скорой помощи над мегаполисами, Москвой, посадками на крыши зданий и между высотками. Главное, чтобы не упустить прописать в программу провода, линии электропередачи.
Пилоту лишь надо выбрать точку, которая может быть целью, торцом посадочной полосы гражданского аэропорта или местом рандеву самолёта-заправщика с дальним бомбардировщиком. Неважно. Приведёт в точку! А дальше образная индикация делает своё дело – лётчик пилотирует по предложенной программой траектории. В образную индикацию закладываются и ограничения для конкретного летательного аппарата по всем параметрам – крен, перегрузка, максимальная и минимальная скорость, и всё-всё-всё. А отображается это на экране максимально просто. При этом неважно, что за бортом – ночь, туман. За счёт встроенных датчиков система может работать и без сигналов со спутников глобального позиционирования, ловит все эволюции летательного аппарата. Это как идеальный автопилот.
Странно. В России уже есть готовое решение. Надо создать единую для всех индикацию. Она готова с 2000 года, её к сегодняшнему дню отшлифовали до совершенства. Но институтам и создателям техники единая система управления и индикации не выгодна – за разработку, экспертную оценку, внедрение в производство платятся огромные деньги. Зачем их терять?
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».