Российские авиакомпании просят узаконить перестановку запчастей с одного самолёта на другой
15 августа 2022, 13:10 [ «Аргументы Недели» ]
В России авиакомпании в условиях санкций озаботились поддержанием исправности парка своих самолётов. Стало известно, что ещё в июне представители отрасли обратились в Минтранс с просьбой узаконить процедуру снятия исправных запчастей с самолетов для перестановки их на другие машины. Кроме того, предлагается разрешить перестановку запчастей между самолетами разных авиакомпаний.
В настоящее время такие действия ограничиваются федеральными авиационными правилами (ФАП № 285). Узаконить снятие компонентов можно, сделав поправку в постановление правительства № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и его авиационной части. При снятии детали предполагается оформление талона её годности, а также компонент должен быть повторно оценен и протестирован после установки на другой самолёт. По некоторой информации, Минтранс РФ уже разрабатывает соответствующие поправки в ФАП-285. Ожидается, что они могут быть утверждены в марте 2023 года.
Известно, что после банкротства «Трансаэро» в 2015 году, при возврате судов лизингодателям, выяснилось, что комплектация как минимум 20 их самолетов «не родная». В мировой авиации разбор самолетов на запчасти или снятие отдельных агрегатов считается обычным явлением.
Тем временем, по некоторым данным, снимать запчасти с некоторых самолетов в России начали еще в мае. Сейчас проверить, безопасно ли это происходит, довольно сложно.
«Раньше, до марта 2022 года, вся российская авиация жила и обслуживалась по нормам других юрисдикций — Бермуд, Ирландии и других стран. Поскольку именно они выдавали разрешительные документы на авиатехнику и отвечали за ее годность. А в тех странах существуют разъяснения и четкие рекомендации, как снимать, проверять, тестировать и переставлять запчасти», — сообщил основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков.
В России каждая организация по техобслуживанию в таких случаях опирается на собственные внутренние документы, которые согласовываются с Росавиацией, но единого подхода и норм нет, уточнил эксперт.
По оценкам Росавиации, исправность российского парка с начала 2022 года пока не изменилась: по иностранной технике — это 87%, по российской — 51%. Исправность российской техники ниже по той причине, что в парках некоторых перевозчиков до сих пор числятся старые советские самолеты, которые давно не летают, но еще не списаны.
По прогнозу правительства РФ, к 2025 году иностранный авиапарк сократится на 12%, к 2030-му — в 2,3 раза, до чуть более 300 самолетов. В настоящее время у перевозчиков их осталось 738 штук.