Главный вывод, который следует из трагедии в Шереметьеве, – самолёт не виноват. Cнова поднимается тема подготовленности пилотов к умению пилотирования вручную.
Сегодня бывший менеджер или бортпроводник платит деньги, за полгода-год заканчивает частную школу, как правило, за рубежом, получает свидетельство коммерческого пилота. И садится вторым пилотом сразу на «Боинг-737» или «Эрбас А320». Авиакомпании не против – им главное обеспечить перевозки пассажиров.
А чтобы эти «лётчики» не напортачили и не создавали «предпосылок к авиационным происшествиям», им просто запрещают практиковать визуальные взлёты и посадки в ручном режиме – автоматика сама всё сделает лучше и точнее, чем человек. Вот здесь-то и надо что-то менять.
В России ответственность за безопасность полётов размыта по пяти структурам: Минтранс, Росавиация, Ространснадзор, Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Минпромторг. Каждое из ведомств выполняет лишь свою часть функций. А приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации требует, чтобы ответственным за безопасность полётов в стране было одно конкретное лицо. А у нас его нет. И потому, когда падает самолёт, конкретной ответственности за данное происшествие никто не несёт.
При проверке Международной организации гражданской авиации (ICAO) это непременно вскроется. Затем любая из стран – членов ICAO будет вправе отказать российским авиаперевозчикам в использовании своего воздушного пространства. Российские авиаперевозчики в этом году могут стать «невыездными». Им запретят полёты в Европу и США. На сей раз не из-за очередного витка необоснованных антироссийских санкций, а на совершенно законных основаниях – несоблюдение норм и требований Международной организации гражданской авиации.
Подробности читайте в свежем номере "Аргументов недели".