Аргументы Недели → Туризм  → Авиа, ж/д транспорт№ 23(565) от 14.06.17 13+

Ил-2 – восстановление справедливости

, 09:05 , Обозреватель отдела Промышленность

В редакции «Аргументов недели» состоялась встреча членов попечительского и научно-технического советов фонда содействия патриотическому воспитанию «Патриоты Поволжья» по восстановлению легендарного штурмовика Великой Отечественной Ил-2. Как когда-то на совещаниях в Ставке Верховного решали оперативные вопросы и планировали стратегические задачи.

Глаза опять горят!

Главный редактор Андрей Угланов в разговоре с Владимиром Пташинским, для своих – Михалычем, заметил: «Несколько лет назад, когда государство руками предателей во власти поставило крест на программе авиационного супердвигателя НК-93, у вас были потухшие глаза. Вы тогда выглядели старше, чем сейчас. А сегодня уже не слышу слов «мы – отработанный материал…»

Михалыч был руководителем лётных испытаний НК-93 от СНТК им. Н.Д. Кузнецова, где создали это чудо техники. Сегодня СНТК растворился в ОАО «Кузнецов». И даже бешеной энергии Михалыча не хватило для реализации полного цикла лётных экспериментов – состоялось всего три полёта. Против были лоббисты американского и европейского двигателестроения, экс-министр промышленности и торговли В. Христенко, вставляли палки в колёса функционеры-тяжеловесы из ОАК и ОДК. Им тогда категорически не хотелось заниматься делом, выполнять прямые служебные обязанности. Цены на нефть – о-го-го, о санкциях и импортозамещении знать не знали. Сегодня Пташинский снова в боевой форме – восстановить и поднять настоящий Ил‑2 (не новодел!) – задача достойная и очень непростая.
Генрих Васильевич Новожилов, генеральный конструктор, дважды Герой Соцтруда, советник по науке ОАО «Ил» и председатель попечительского совета фонда, тоже вспомнил эпопею с НК-93:

– Компрессоры, турбина на сегодняшний день, естественно, устарели. Чтобы продолжить работу над двигателем, сделать его серийным, нужны его существенная модернизация, доведение его газовоздушного тракта до современных параметров. Но я всегда требовал продолжить работу по созданию двигателя большой мощности, с высокой степенью двухконтурности, для широкофюзеляжных самолётов.

Следует добавить – за столом напротив Генриха Васильевича сидел именно тот человек, который до сегодняшнего дня уверен, что НК-93 легко возродить. Валерий Николаев вместе с Дмитрием Федорченко (Николаев в недавнем прошлом – инженер-технолог, заместитель генерального директора СНТК им. Н.Д. Кузнецова; Федорченко – генеральный конструктор СНТК, а позже и ОАО «Кузнецов») три года назад подготовили и полностью, по пунктам, расписали программу модернизации двигателя – с цифрами, затратами, материалами, конструкторскими выкладками. За очень скромные деньги. Неприлично скромные – к распилу неинтересные. Вот дело и заглохло.

Сегодня выделяют пермским двигателестроителям 180 млрд рублей на создание авиадвигателя большой мощности ПД-35 для широкофюзеляжных авиалайнеров. Первый результат ожидается к 2023 году. Никто не говорит, что деньги обязательно будут разворованы, но почему мы всё время опаздываем и догоняем?


Птица феникс

Заместителем председателя попечительского совета был легендарный лётчик-испытатель, космонавт, Герой Советского Союза Игорь Петрович Волк.

Почтили минутой молчания его очень преждевременный уход из жизни – Игорь Волк был настоящий и бескомпромиссный боец за справедливость, отечественную авиацию, космос, предприятия отрасли.
На его место предложен Владимир Иванович Дуцев. Депутат губернской думы Самарской области, с первых дней активнейшим образом вписался в идею восстановления в России настоящего Ил-2. Крепкий мужчина, серьёзно думает о будущем страны, о том, на какой исторической памяти будет воспитано нынешнее поколение. Неужели только пепси и покемоны по углам? С программой потребления, зашитой пропагандой либералов в неокрепшие головы? Лучше и честнее летающего самолёта-легенды, самолёта-воина для понимания, кто мы, откуда, как сумели сохранить себя и страну, трудно придумать, считает он.

Фотографии свидетельствуют – самолёт, как птица феникс, растёт из груды ржавого металла, покалеченного пулями, снарядами и осколками, собранного по местам боёв. И доставленного в Самару с огромными трудностями – снаряжённая масса самолёта под семь тонн. С поправками на неизбежные потери от времени и удара о землю всё равно остаётся немало. Стоит отметить – самарский Ил-2 собирают из останков пяти найденных штурмовиков. А это значит, что было целых пять экспедиций в непролазные топи.

Сегодня найти более-менее целый самолёт-воин практически невозможно. Самые сохранившиеся экземпляры оказались на постаментах (там важно, чтобы внешне соответствовал) или за границей. Тут есть варианты. Иностранные музейщики заказывают самолёты нашим реставраторам для пополнения экспозиции, а более продвинутые оплачивают восстановление до лётной годности. То, что двигатели и начинка не оригинальные, их не волнует, «главное, чтобы костюмчик сидел». Таких единицы, если не ошибаюсь, два «Ила» отправились к заморским владельцам.

Самое лучшее из техники времён войны утекло за рубеж в начале 1990-х. Тогда зарубежные коллекционеры показали долларовую «морковку» нашим оборотистым ребятам, те прочесали поля, леса и болота, и на Запад ушли бесценные, практически комплектные образцы.

Свежий пример, чтобы не быть голословным. Как сообщает Би-би-си, в музее авиации и космонавтики штата Аризона (США) восстанавливают советский штурмовик Ил-2. Правда, не до состояния лётной годности, как в Самаре. Но самолёт будет внешне и внутренне полностью соответствовать оригиналу, вплоть до двигателя, что делает честь американским реставраторам. Путь в американский музей у него типичный – в 1944-м он принимал участие в прорыве блокады Ленинграда, совершил вынужденную посадку на озеро, спустя полвека был поднят со дна (штурмовик оказался практически цел), продан и вывезен в США в частную коллекцию. А ещё через четверть века коллекционер скончался, и семья передала самолёт в музей. У нас Ил‑2 в похожем состоянии хранится в Музее ВВС в Монино, его снимали в художественных фильмах – самолёт даже способен «бегать» по взлётной полосе. Но не летать.


 

Заводы ушли в госкорпорации

Главный инженер проекта – лётчик-инструктор Евгений Смирнов обрисовал техническую сторону сегодняшнего этапа работ над Ил-2. Как выразился Владимир Пташинский, «Евгению на нём летать, вот пусть и докладывает»:
– Одной из главных проблем была бронекабина. Её собрали на боевых заклёпках из нескольких, трещины в броне аккуратно и надёжно заварили. То же можно сказать и про моторный отсек – «бронескорлупа» собрана и отнивелирована. Хвостовая балка изготовлена и состыкована с бронекабиной. Тут есть отличие от технологий прошлого – использовали современный клей, а не сваренный на казеине, как в годы войны. Это сделано ради долговечности самолёта – его ресурса, прочности и водостойкости. Собраны лонжероны центроплана с родными поясами. Всё проверено на рентгеноаппаратуре и допущено к эксплуатации. Двигатель собран, будет разобран, ещё раз проверим каждую деталь, поршень, вкладыш, винтик. Будет, как и весь самолёт, лучше нового.
Основную проблему обрисовал Владимир Дуцев:
– Неоценимая помощь от профильных предприятий была, но сейчас, когда фонд обращается к заводам с просьбой изготовить ряд деталей, там извиняющимся тоном отвечают: «Мы теперь в госкорпорации, благотворительностью заниматься не имеем права». На одном насчитали нам 19 миллионов 980 тысяч рублей. Откуда в фонде такие деньги? Напряглись и сделали сами, но это занимает в разы большее время.

Сейчас, как никогда, нужны технологии заводов, которые завязаны в авиастроительной производственной цепочке. Вот где мог бы помочь первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех», председатель совета директоров Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) Владимир Артяков. Он же бывший губернатор Самарской области, и в этой должности совершенно искренне поддержал работу фонда «Патриоты Поволжья» по восстановлению штурмовика.

Для Самары штурмовик Ил‑2 – самолёт сакральный, за годы войны их сделали здесь свыше 32 тысяч. На то, чтобы перевезти Воронежский авиазавод за тысячи километров, установить оборудование и начать выпуск штурмовиков Ил-2, понадобилось всего 35 дней. Выпуск доходил до трёх десятков в сутки. И поныне здравствуют тысячи людей, работавших на заводах под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!». Они испытывают восторг, когда Евгений Смирнов 9 Мая кружит над центральной площадью города и сбрасывает листовки с По-2 с бортовым номером 1945.
Проект не коммерческий, как всегда, подчеркнули участники совещания. Важно, чтобы единственный в стране настоящий штурмовик всеми своими 1720 лошадиными силами мотора АМ-38 радовал ветеранов, их детей и внуков. Генрих Новожилов резюмировал:
– Одно дело – собрать и восстановить исторический самолёт, поднятый из болот, совсем другое – построить фактически новый, как это делают реконструкторы из Новосибирска. Хорошие ребята, я их знаю, но то, что они делают, – нечто иное.

«Да, – подтверждает лётчик-космонавт, дважды Герой СССР Владимир Джанибеков, – там даже сердце самолёта – «пламенный мотор» – американское».

Сегодня участники фонда ставят себе задачу к следующему Дню Победы показать самолёт на параде – ещё не в небе, на земле, но уже в практически готовом к полётам состоянии. Просто процесс допуска восстановленной авиатехники к полётам непрост. Быстро получить сертификат лётной годности в родном Отечестве не выйдет.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram