Существование малой авиации в Бурятии находится под угрозой: компания, которая до недавнего времени выполняла рейсы в отдаленные районы республики, лишилась самолетов за долги по лизингу. Убытки несет и предприятие, занимающееся обслуживанием местных аэропортов — оно фактически оказалось на грани банкротства. В сложившейся ситуации разбирался корреспондент АН.
Подсчитали — прослезились
О восстановлении малой авиации в республике говорят с 2007 года, когда была начата работа по инвентаризации сельских аэродромов на предмет их пригодности к полетам. В 2008 году, после завершения инвентаризации, выяснилось, что в Бурятии действуют лишь три из существовавших в свое время 18 гравийных посадочных полос для небольших самолетов. Если раньше такие полосы были в большинстве районных центров Бурятии, то, по данным на 2008 год остались только в трех населенных пунктах — в Баунте, Таксимо и Нижнеангарске. Остальные полосы находились в республиканской или муниципальной собственности, часть полос принадлежала «частникам» или вообще нигде не числилась.
К 2012 году в отрасли наметились какие-то перспективы: на тот момент перевозкой пассажиров по местным воздушным линиям занимались две частные авиакомпании — ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» (парк состоял из четырех самолетов Ан-24 и пяти вертолетов Ми-8) и ООО «Авиакомпания «ПАНХ» (на тот момент владела 12 самолетами Ан-2). Аэропортовой и аэродромной деятельностью занимались частные компании ОАО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» и ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» (аэропорты Нижнеангарск, Таксимо).
Но спустя четыре года авиасообщение с северными районами в Бурятии снова оказалось под угрозой, и проблемы начинаются еще в аэропортах. Функции обеспечения авиасообщения в РБ по-прежнему выполняет АО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», но организация эта является убыточной в связи с низкой интенсивностью полетов на местных линиях и высокими затратами на содержание аэропортов и инфраструктуры. Ежегодные расходы компании составляют 41 миллион рублей, в то время как доходы — только 22 миллиона рублей. Чистые убытки — 19 миллионов рублей, из которых 4,4 миллиона рублей по аэропорту Таксимо, 14,7 миллионов рублей по Нижнеангарску. Плюс у компании накопленная кредиторская задолженность в размере 63 млн рублей только официально. По неофициальным данным, долги составляют уже 68 миллионов рублей, из которых 20 млн — перед бюджетными и внебюджетными фондами. Так, 9 млн — долги по налогам, еще 5,6 млн рублей задолженность перед ПФР и ФСС. Федеральная налоговая служба, отметил министр транспорта Бурятии Сергей Козлов, уже информировала республиканское правительство о наличии признаков банкротства организации.
Авиакомпания без самолетов
Не легче ситуация и у авиаперевозчиков. У компании «ПАНХ», которая вытеснила в свое время с ряда маршрутов «Бурятские авиалинии» и выполняла в последнее время рейсы в Нижнеангарск и Таксимо, за долги по лизингу арестованы самолеты. Приобретенные в лизинг в 2013 году и с воодушевлением принятые в Бурятии три самолета Cessna, а также купленные в 2014 году самолеты L-41 были изъяты Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) за долги по платежам в размере 210 миллионов рублей. У «ПАНХа» есть также долги по НДФЛ за 2015 год в сумме 9,5 миллионов рублей и еще 102 миллиона рублей — обязательства перед банком, выступившим гарантом при покупке Cessna.
Так что с февраля 2016 года авиасообщение из Улан-Удэ в Таксимо и Нижнеангарск снова осуществляют «Бурятские авиалинии», но компания, признаются пассажиры, не всегда соблюдает регулярность полетов. 20 июня было согласовано расписание на июль — компания планирует летать два раза в неделю, в четверг и воскресенье в Нижнеангарск и раз в неделю в Таксимо. Самолеты переполнены, хотя билет стоит отнюдь недешево.
— Летят беременные женщины, которым рожать, недавно летел ребенок с кислородным баллоном, весь на капельницах, и постоянно задержки, и в приоритете всегда чартерные рейсы. Но раз есть расписание, значит надо его выполнять, разве нет? — возмущаются пассажиры.
Сегодня в Таксимо установлено только два рейса в неделю, что крайне мало, особенно летом. Жалуются и на высокую стоимость билета — полет от Таксимо до Улан-Удэ стоит 11,3 тысячи рублей, но другого пути практически нет. Либо 2,5 суток в поезде или по автомобильной дороге, которая летом просто отсутствует — до района проложены только «зимники». Между тем в северных районах проживает более 50 тысяч человек. Сейчас все ждут увеличения числа авиарейсов и снижения стоимости билетов. Одно из реальных решений здесь — это финансовая поддержка в виде субсидирования в той или иной форме. По примеру субсидирования железнодорожных перевозок — ведь решили проблему с электричками, так же и по самолетам надо решить.
Хотели дать денег
В мае 2015 года, напоминает Сергей Козлов, когда у «ПАНХа» трудности еще только начинались, правительством Бурятии было принято решение о поддержке авиакомпании в части возмещения лизинговых платежей. В правительстве изучили всю финансовую документацию и приняли решение о выделении 54,2 миллионов рублей. Установили сроки — выдать деньги до 31 декабря 2015 года, но при одном условии — что часть уставного капитала компании перейдет в государственную собственность. «Мы сказали, что, прежде чем отдавать наш бюджетный рубль, мы должны что-то поиметь в Бурятии и управлять ситуацией», — добавляет он.
Однако пакет документов о передаче части компании в госсобственность «ПАНХ» не представил, а исполнение протокольных сроков попросил отложить до 1 августа 2016 года. Хотели предоставить «ПАНХу» госгарантию, сообщил Козлов, но тут появилась новая проблема, связанная с отсутствием залоговой собственности. Согласно проведенной оценке, общая стоимость имеющегося у авиакомпании имущества составляет 240 миллионов рублей, но из них 136 миллионов уже обременено различными залогами и оставшегося имущества было недостаточно.
«Мы хотели выдать госгарантию, но залогового имущества не оказалось. Они пытались вывести часть имущества по другим банкам из-под залога, но не получилось, и мы теперь рассматриваем новые варианты», — говорит министр транспорта Бурятии.
По его словам, планировалось обратиться в ГТЛК, чтобы выкупить изъятые лизинговые самолеты с рассрочкой платежа и передать их «ПАНХу», но отпугнули слишком большие цифры. ГТЛК, который оценивает самолеты в 844 млн рублей, согласился передать их в рассрочку на 3 года за один миллиард рублей с выплатой по 355 млн в год. Или на пять лет — но уже за 1,2 млрд.
Понятно, что для Бурятии, которая только в апреле урезала свой бюджет на 1,7 млрд рублей, суммы не очень привлекательные.
Пытались решить вопрос и с аэропортами. Самым простым решением Минтрансу изначально показалось перевести действующие аэропорты в статус посадочных площадок, чтобы сократить расходы и вывести компанию хотя бы в нулевой баланс. Но такой вариант в республике, вообще-то, уже проходили в годы Перестройки и потеряли почти всю действующую воздушную сеть. Потому что отказаться от статуса аэропорта просто, а вот вернуть его почти невозможно. Кроме того, при таком решении воздушное сообщение с Таксимо и Нижнеангарском просто бы прекратилось, ведь в связи с законодательным требованием об использовании несертифицированных аэродромов, посадочные полосы можно использовать только для принятия воздушных судов вместимостью менее 20 мест, то есть судам типа Ан-24, какие сейчас используются «Бурятскими авиалиниями», посадка там стала бы недоступной. Остались бы без самолетов Северобайкальск и Муйский район, потому что там сложные метеорологические условия и горный рельеф местности не позволяют выполнять полеты просто на взлетно-посадочную полосу, которая не поддерживается специальными службами безопасности.
В мае, сообщил Сергей Козлов, на заседании правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение ответственным ведомствам рассмотреть возможность создания филиалов ГУП «Аэропорты Красноярья» на базе двух аэропортов Бурятии — Нижнеангарска и Таксимо. Принятие положительного решения позволит сохранить действующие районные аэропорты.
Соответствующий пакет документов был направлен от Бурятии в Минтранс России и сейчас находится там на рассмотрении. Но пока вопрос решится, «Аэропорты местных воздушных линий» могут обанкротиться, и тогда создавать филиалы будет уже негде. В качестве запасного варианта в республиканском правительстве предусмотрели два сценария: выделить бюджетные субсидии или продать частникам. Но с субсидиями снова проблема: если выделить «Аэропортам…» только деньги на покрытие текущих убытков, а это 19 млн рублей в год, то что делать с уже накопленными долгами, которых под 70 миллионов? Кто и по какой схеме будет выплачивать их? Насколько рентабельно для республиканского бюджета вкладывать такие деньги в почти банкрота, от которого и отдачи-то, скорее всего, никакой не будет? Что касается частников, то они пока тоже не спешат взваливать на себя такую ношу. Ни ОАО «Бурятзолото», которое разрабатывает месторождения на севере Бурятии и для которого возможность авиасообщения очень важна для ведения бизнеса, ни «Метрополь», у которого есть деньги и свои интересы в республике, пока окончательного ответа не дали. Переговоры продолжаются.
Желающие есть
Впрочем, нельзя сказать, что у авиакомпании в Бурятии нет другого пути, кроме банкротства. Желающие занять нишу, выполнять полеты и делать это не в убыток себе, существуют. Только они представляют другие регионы, ту же Иркутскую область.
— Авиакомпании из других регионов хотят зайти в Бурятию, потому что надеются выполнять межрегиональные рейсы. Например, Улан-Удэ — Иркутск — Нижнеангарск, — пояснил ситуацию член совета директоров «Аэропорт Байкал» Баир Цыренов. — Делать такие рейсы и получать еще и возмещение из бюджета, тут можно и нормальный тариф установить. «ПАНХ» тоже летал два раза в день в Иркутскую область, экономически это было выгодно. Еще два года назад я говорил, что надо субсидировать внутренние перевозки, предложил выделять по тысяче рублей на билет. На это потребовалось бы 7 миллионов рублей в год, но тогда все благополучно отклонили это предложение, и сегодня мы, пожалев 7 млн, уже о миллиардах ведем речь. «Бурятским авиалиниям» не дали летать, «ПАНХ» перехватил перевозки под себя, и теперь сами с опечатанными самолетами.
Надо спасать аэропорты, уверен Цыренов: если будет, куда летать, желающие найдутся, хотя и лучше бы, чтобы они были из Бурятии: «Как хозяйственники, собственники «ПАНХ» не могли максимально использовать самолеты, надеясь, что Бурятия будет субсидировать полеты, платить им по лизингу, что они будут бездарно работать, а республика всячески помогать, — комментирует спикер Народного хурала Бурятии Цырен Доржиев. — К сожалению, оказались плохие собственники. И если придет компания из другого региона, мы потеряем налоги в пределах 5-6 млн рублей. Но если она будет делать по 20 рейсов в неделю и при этом цена билета уменьшится, надо смотреть».
Специалисты говорят, что нужно увеличить частоту рейсов, чтобы билеты стали более доступными. Так, чтобы аэропорты жили безубыточно, надо делать 10-11 рейсов в Нижнеангарск вместо одного-двух, но пассажиров нет, им самолеты не по карману. Решить вопрос с самолетами можно так же, как в свое время с электричками: через субсидирование. Вот только давать просто так бюджетные деньги никто не намерен, а решить, каким именно образом это будет происходить, должна межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли депутаты Народного хурала и члены правительства. Работать она над этим будет вплотную в ближайшее время, и пока не известно, к какому придет решению. Однако уже понятно, что не исключается новый передел рынка в сфере воздушных перевозок Бурятии.