В 2019 г., который считается оптимальным по большинству туристических показателей, 95 иностранных авиакомпаний занимали 26% отечественного рынка международных перевозок.
В 2022 г. у 52 зарубежных перевозчиков было уже 42%. В 2024-м начал просматриваться обратный тренд. «В этом году мы наблюдаем разворот. По семи месяцам доля иностранцев – около 40%», – заявил на авиационном форуме «Крылья будущего» директор по связям с инвесторами и рынкам капитала «Аэрофлота» Андрей Напольнов.
А на рынке внутренних перевозок депутат Госдумы Султан Хамзаев в очередной раз (летом депутат обещал привлечь ФАС для разбирательства с неподъёмными ценами отечественных авиакомпаний) возмутился стоимостью перелётов в родной для парламентария Дагестан: «Сорок тысяч в одну сторону, и это не бизнес-класс, а эконом. Раньше говорили: никто не летает, поэтому билеты стоят дорого. Сегодня говорят: высокий спрос, поэтому билеты стоят дорого. Призываю профильные ведомства провести мониторинг и выработать работающие механизмы прозрачного ценообразования на авиабилеты с системным контролем. Особо стоит обратить внимание на цены так называемых лоукостеров, которые давно вышли из категории дешёвых билетов для оперативных поездок по стране».
В Госдуме предложение поддержали, комитет по контролю и комитет по туризму должны подготовить соответствующее протокольное поручение. Также на ближайшее заседание решено пригласить главу Минтранса «для доклада о проводимой работе в этом направлении».
Возвращаясь к международным направлениям – после усиления конфликта на Ближнем Востоке Росавиация рекомендовала отечественным авиакомпаниям 2 и 3 октября воздержаться от рейсов в Израиль, Иран и Ирак. Маршруты в третьи страны также необходимо было прокладывать в облёт. Например, альтернативный маршрут в популярный Дубай проходит через воздушное пространство Омана, Пакистана и Таджикистана и увеличился на 2100 км (плюс 3 часа лёта). 3 октября Росавиация разрешила российским авиакомпаниям использовать воздушное пространство Израиля, Ирана и Ирака с 09:00 до 19:00 по московскому времени. Так что если у вас в ближайший месяц запланированы рейсы в ОАЭ, Израиль или Иран, то «АН-Туризм» рекомендует внимательно следить за табло аэропортов и дополнительно проверять статусы своих рейсов.
Но есть и хорошие новости – венесуэльская авиакомпания Conviasa запускает два рейса из Венесуэлы в Китай (Каракас – Гуанчжоу) через Москву по «пятой свободе воздуха». В маршрутах рейсов также присутствуют венесуэльский Порламар – это известный курорт на Карибском море и промежуточная посадка в Гаване.
Туристический налог
Туристический налог добрался до Калининградской области. Местный Минтуризм постановил, что туристический налог должны ввести все муниципалитеты. Пока однозначно за налог проголосовал лишь Зеленоградский окружной совет депутатов.
Тем временем стало известно, что вполне возможно, что с 1 января 2025 г. турналог может и не заработать – заместитель председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко считает, что механизм его взимания нуждается в корректировке и появление налога следует ожидать не ранее второго квартала следующего года: «У нас нет реестра классифицированных средств размещения и закона о гостевых домах. Так что турналог будет вводиться в следующем году постепенно», – уточнила она.
График-2025
Принятый правительством календарь выходных и праздников на 2025 год удовлетворил не всех туристов – новый календарь выходных лишает их привычных поездок 23 Февраля и 8 Марта, которые в будущем году выпадают на выходные, но правительство решило оставить в эти праздники два стандартных дня отдыха, а компенсацию перенести четвёртым днём отдыха на 9 Мая и 12 июня. Как говорил Михаил Жванецкий, «маленькие, но по три» – многие россияне уже привыкли к трём дням отдыха на мужской и женский праздники и использовали их как мини-отпуск в межсезонье.
Кстати говоря, один из крупных отечественных сервисов для планирования путешествий узнал у своих клиентов, как они относятся к поездкам в низкий сезон. Оказалось, что в такое время любят отдыхать большинство россиян, или 79% опрошенных. Главной причиной поездок в межсезонье являются цены: возможность сэкономить на билетах и отелях привлекает 93% респондентов. Столько же, 93%, отвечают, что любят путешествия в низкий сезон из-за отсутствия туристов. Лучшей страной для путешествий в межсезонье опрошенные клиенты сервиса считают Таиланд, на втором месте – Турция, на третьем – Китай. Также многих в любое время года привлекают поездки по Италии и России.
Аll inclusive под угрозой
Министерство сельского хозяйства Турции объявило о начале работы над специальной дорожной картой, призванной трансформировать излюбленный россиянами формат «всё включено». Причина – большое количество пищевых отходов, которые остаются в отелях после обслуживания туристов. Как подсчитали специалисты министерства, в стране ежегодно выбрасывается более 18 млн тонн продуктов. При этом третья часть приходится на отели и рестораны. По статистике, после каждого туриста в день остаётся от 200 до 400 г еды, которая потом утилизируется. А за 12 месяцев пищевые отходы в гостиницах превращаются в 1, 5 млрд долларов бессмысленных затрат.
Для борьбы с таким расточительством, в частности, персоналу будут рекомендовать минимизировать количество украшений из продуктов для шведского стола (например, драконы из арбузов или лебеди из дынь). Ещё одна мера – уменьшение объёма тарелок, которые подаются отдыхающим.
Ранее и минтуризма Турции сообщило о планах поменять привычный all inclusive. В ведомстве, например, задумываются о переходе отелей на полупансионы. Например, туристов по вечерам будут вывозить из гостиниц в центр города для прогулок и экскурсий, а затем вести в рестораны или кафе. Таким образом, выиграют не только отели, но и магазины и заведения общественного питания.
Визовые новости
Начнём обзор визовых новостей с неприятного казуса в южнокорейском порту Тонхэ. Там 16 российских граждан – пассажиров парома, прибывшего из Владивостока в Южную Корею, получили отказ во въезде и просидели неделю запертыми в каютах до обратного рейса. Они спали на полу и гуляли по 10 минут в день. Кормить, правда, кормили. Посольство России разводит руками – «всё законно»: «Иммиграционные власти отказали во въезде в РК гражданам России, так как ими был сделан вывод о несоответствии реальных целей поездки росграждан в РК заявленным, в связи с чем на основании действующего законодательства РК и положений двустороннего Соглашения о взаимной отмене визовых требований было принято решение отказать им во въезде в страну». Так что «АН-Туризм» в очередной раз предупреждает, что наличие разрешения на въезд этот самый въезд не гарантирует.
Новое веяние в российских визовых центрах стран Шенгена – они стали требовать данные о трудовом стаже за последние 10 лет в форме справки из Социального фонда России. Дело в том, что министерство внутренних дел Евросоюза выпустило обновлённый список документов, которые требуются от граждан России для получения краткосрочной визы, и там кроме привычной справки с работы есть и новый документ о подтверждении стажа. Сразу скажем, что в обновлении поясняется, что должны предоставить в подтверждение стажа индивидуальные предприниматели (справку 2-НДФЛ или 3-НДФЛ, а также выписку из ЕГРЮЛ или свидетельство ОГРН) и безработные (документ, подтверждающий связи заявителя с Россией, например свидетельство о праве собственности на недвижимость).
А само обновление правил ЕС вытекало из решения об отмене действия упрощённого режима подачи документов на визу для россиян, принятого ещё в сентябре 2022 года. В этом решении говорится, что при рассмотрении заявления на визу консульства должны учитывать, связаны ли заявители с физическими или юридическими лицами, подпадающими под действие ограничительных мер ЕС. Если да, то следует рассмотреть вопрос об отказе в выдаче визы. Пока что новые справки о стаже требуют визовые центры Болгарии, Италии, Испании и Венгрии.
Несмотря на возражение некоторых стран, ЕС намерен запустить систему EES (Entry/Exit System – автоматизированный паспортный контроль) вовремя, то есть 10 ноября, как и планировалось. Напомним, что Франция и Германия просили пересмотреть сроки запуска системы и провести полноценные тесты, так как запуск без тестирования может привести к транспортному коллапсу. Но ЕС оказался непоколебим и заверил, что поможет решить возможные проблемы. Так что запасаемся попкорном и ждём 10 ноября видео из аэропортов Европы.
Визовый центр Португалии предупреждает заявителей о том, что время рассмотрения заявлений на получение шенгена может растянуться на 60 дней. И по техническим причинам новые заявки не будут приниматься до 15 октября.
Удивительно, но в визовой сфере есть и хорошие новости. Оговоримся, перспективно хорошие – тендер на оказание визовых услуг по визам в Великобританию в России выиграла VFS Global, которая в лучшую сторону (удобнее, больше визовых центров в регионах, дешевле) отличается от работавшей до этого с британскими визами TLC‑Contact.
Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964