Росавиация и Ространснадзор разослали отечественным перевозчикам рекомендацию высаживать пассажиров в случае возникновения духоты в салоне. Рекомендация – ответ авиационных властей на громкий случай смерти пассажира рейса «Аэрофлота» Бангкок – Красноярск от 26 марта.
Напомним, что из-за технических неполадок пассажиры этого рейса провели несколько часов в душном салоне самолёта. Одного мужчину госпитализировали, впоследствии он умер в больнице. Теперь же, согласно нормам Ространснадзора, допустимая температура воздуха на борту должна быть от 20 до 25 градусов. Если экипажу после посадки не удаётся поддерживать эти параметры, пассажиров необходимо оперативно высадить в здание терминала. В воздушном законодательстве сейчас нет требования по допустимым значениям температуры на борту, поэтому авиакомпаниям рекомендуется закрепить эти нормы в своих внутренних документах. Конечно, логичнее было бы закрепить допустимые значения температуры воздуха на борту пассажирских судов в федеральных авиационных правилах да с чувствительными штрафами за нарушение, но пока хоть так.
После того как об этих рекомендациях стало известно, в экспертном сообществе разгорелся спор о том, повлияет ли борьба с духотой на рост цен на авиабилеты. Отмечается, что, скорее всего, рост на 5–7% может затронуть чартерные рейсы – их очень часто задерживают, а пассажиров держат в самолётах, несмотря на духоту. Росавиация с таким прогнозом не согласна, так как расходы на дополнительное электропитание для кондиционирования стоящего на лётном поле самолёта в общей структуре себестоимости рейса незначительны. Кто из них прав, скоро узнаем.
Тем временем ФАС проводит проверку фактов резкого увеличения стоимости авиабилетов (по данным Росстата, стоимость перелёта в салоне экономкласса по России в феврале 2024 г. выросла на 42% по сравнению с февралём 2023-го) и запросило у «Аэрофлота», «Победы», «Уральских авиалиний», NordWind, Smartavia и Utair обоснование применяемой ценовой политики. ФАС считает, что авиакомпаниям необходимо скорректировать ценообразование для обеспечения доступности авиаперевозок.
Пока все ждали скорого открытия аэропорта Краснодара, Росавиация открывает аэропорт Элисты. Он возобновил работу с 3 мая. А Краснодар и ещё 9 аэропортов юга и центра России всё ещё закрыты.
На «Туркишах» в Мексику
Продолжается эпопея с недопуском россиян на рейсы Turkish Airlines, следующие из Стамбула в страны Латинской Америки. АТОР (Ассоциация туроператоров России), разбирая последний громкий случай, когда клиенты туроператора (ТО) потеряли тур за 45 тыс. долларов (подробнее в «АН» №15), выяснила, что вычёркивают россиян из списка пассажиров сотрудники турецкой частной компании Gzen Security, которой Turkish передала на аутсорсинг вопросы оценки вероятности депортации (за счёт авиакомпании) того или иного клиента пограничной службой Мексики. «Проблема нелегальной миграции в США через страны Латинской Америки не нова. Но сейчас в результате фактически самовольно присвоенных турецкой авиакомпанией полномочий пограничного контроля чужого государства и произвольного отказа в оплаченных услугах перевозки страдают и самые настоящие туристы, которые по тем или иным причинам могут просто не понравиться сотруднику на стойке в Стамбуле. В том числе честные клиенты туроператоров со всеми необходимыми документами, с оплаченными дорогими отелями и билетами туда и обратно, даже в бизнес-классе. Сейчас лететь в Мексику или Южную Америку на Turkish Airlines и для них большой, а главное, никак не просчитываемый риск», – резюмирует директор пострадавшего ТО Артур Мурадян.
Ещё одна громкая история случилась на прошедшей неделе. На самолёт из Стамбула в Канкун не пустили мужчину, который летел специально на концерт Мадонны. Поклоннику Мадонны не помогли ни обратные билеты, ни бронь в отеле. Как утверждают СМИ со ссылкой на якобы анонимного сотрудника Turkish Airlines, снимают с рейсов в Латинскую Америку тех пассажиров, кто уже ранее запрашивал визу США и получил отказ.
К конфликтной ситуации подключились российские дипломаты и обратились за разъяснениями в МИД Турции. МИД Турции сказал, что эта проблема не политическая, а экономическая, разбирайтесь сами с авиакомпанией. Посольство РФ в Турции рекомендовало россиянам подумать об отказе от услуг Turkish Airlines, а в случае отказа в посадке на рейс – подать судебный иск (по месту жительства) против авиакомпании с ходатайством о возмещении материального и морального ущерба, нанесённого действиями авиаперевозчика. Информация дошла до МИДа Мексики, и они сообщили, что ведут переговоры с турецким правительством и авиакомпанией, чтобы попытаться найти решение этой проблемы. При этом мексиканский МИД заявил, что для въезда россиянам достаточно получить туристическую визу, иметь при себе необходимый пакет документов и подтверждение финансовой состоятельности.
Единственный результат всей этой обеспокоенности и дипломатических нот – Turkish Airlines перестали продавать единые билеты (купленные одним бронированием) из России в Мексику. Все проданные ранее билеты, оформленные единым бронированием, будут аннулированы. Клиентам доступно как изменение маршрута, так и полный возврат. Надо полагать, что до разрешения ситуации ещё далеко, если оно вообще возможно. Будем наблюдать.
Петербургское метро в аэропорт
Как известно, Владимир Путин поручил правительству Северной столицы наконец определить сроки строительства, объём и источники финансирования объектов скоростного пассажирского сообщения с аэропортом Пулково, в том числе с помощью продления линий метрополитена. Однако когда журналисты спросили у председателя городского комитета по транспорту Валентина Енокаева, когда ветку метро дотянут до аэропорта, то ответ был весьма уклончив: «Генплан города предусматривает развитие метро, а как дальше будет выглядеть транспортное сообщение – покажет время. В текущих условиях обеспечивается транспортное сообщение на достаточно высоком уровне, а 20 минут от аэропорта до ближайшего метро – достаточно быстро».
Не статистика, а тренды
Один из отечественных сервисов для планирования путешествий провёл интересное исследование – проанализировал бронирование авиабилетов на лето 2024 г. и сравнил их с данными за аналогичный период 2019-го, то есть до начала пандемии коронавируса. Мы не будем знакомить вас со всем исследованием, только отметим один, верно, на наш взгляд, обозначенный тренд.
Исследователи отмечают, что лидером по росту популярности оказался Азербайджан, куда на это лето куплено авиабилетов более чем в 10 раз больше, чем на лето 2019‑го (доля 16, 0% против 0, 9%). По мнению «АН-Туризма», дело тут не во внезапной любви россиян к летнему отдыху на берегу Каспийского моря, а в том, что авиакомпания «AZAL – Азербайджанские авиалинии» предлагает конкурентные по сравнению с турецкими или армянскими стыковками транзитные маршруты.
30 самых крутых улиц мира
Продолжаем начатый в «АН» №14 анализ рейтинга 30 самых крутых городских улиц 2024 г. от издания Time Out. По мнению журнала, на этих улицах кипит культурная и ночная жизнь, там сосредоточены лучшие бары, кафе, рестораны, уникальные, интересные лавки и магазинчики. В предыдущей части мы сравнили выбор журнала с впечатлениями «АН-Туризма» в тех городах рейтинга, где мы бывали: Rua da Boavista в Лиссабоне (7-е место), проспект Consell de Cent в Барселоне (10-е место), Oranienstrae в Берлине (12-е место).
На 13-м месте в рейтинге Time Out – Fifth Avenue в Нью-Йорке. Но это не та знаменитая Пятая авеню на Манхэттене, одна из самых известных, респектабельных и дорогих улиц в мире, а Пятая авеню в другом районе города, Парк-Слоуп в Бруклине. На настоящей Пятой авеню «АН-Туризм» бывал, а в Бруклин даже не собирался, это уже план для, наверное, десятого визита в Большое яблоко. По мнению Time Out, Пятая авеню в Парк-Слоуп славится регулярными общественными фестивалями, ресторанами, инди-магазинами и креативными пространствами.
На 15-м месте – East 3rd Street в Лос-Анджелесе. Географически она расположена рядом (по меркам ЛА) с небоскрёбами Даунтауна и традиционным местом притяжения туристов – районом Маленького Токио. И там и там «АН-Туризм» был, по Восточной третьей стрит и не думал ходить. По мнению Time Out, этот некогда индустриальный район с кирпичными фабриками и складами лет десять назад стал превращаться в район с художественными галереями и мишленовскими ресторанами, а сама улица славится красочными фресками и розовыми цветущими деревьями.
Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964