Красиво, привлекательно, но дорого — цены на туристические путешествия по России пока отпугивают многих россиян
26 февраля 2024, 09:01 [«Аргументы Недели», Игорь Глуховский ]
Внутренний туризм на фоне тотальных санкций в отношении нашей страны должен быть привлекательным, доступным и находиться в постоянном развитии. Но как обстоят дела на самом деле?
Что касается привлекательности — без вопросов. Почти. Ибо красивых мест в России много. Здесь и природа, и архитектура наших городов. Есть что посмотреть, где побывать. Но вот хорошую ложку дёгтя в эту бочку мёда привлекательности добавляют несколько факторов.
Один из этих не очень приятных моментов для путешественников — инфраструктура. Включающая в себя как дорожное покрытие в предполагаемых местах, куда должен, по идее, стремиться российский путешественник, так и гостиничные комплексы. Многие из которых, увы, либо явно не дотягивают до того уровня, к которому уже привыкли многие россияне в поездках за рубеж, либо настораживают дороговизной проживания. Не очень-то адекватной по соотношению цена-качество обслуживания. Про дорожную инфраструктуру во многих случаях лучше помолчать. Ибо пока ещё мы не ушли от того, что во многих местах у нас не «дороги», а «направления». Гостиничную инфраструктуру так же пока оставим без внимания — это отдельная тема.
Доступность. Не будем брать в расчёт время на проезд и перелёт. Страна у нас большая и расстояния нередко такие, что быстро добраться нереально. А вот транспортные расходы — они как-то не очень привлекательны. Нередко те, кто любит путешествовать, говорят: как-то неадекватно у нас сложилось — за границу слетать в турпоездку значительно дешевле, чем путешествовать по собственной стране.
Нет, «Золотое Кольцо России», по крайней мере для тех, кто живёт в европейской части нашей страны, финансово доступно. Но вот Сибирь, Дальний Восток, Камчатка — здесь всё сложнее. Дороже. Да и то же «Золотое Кольцо» для сибиряков и дальневосточников дороговато будет, мягко говоря. Авиаперелёты по нашей родной стране, увы, не стремятся к дешевизне.
Но, даже при условии и так высоких цен, расходная часть путешественника по России постоянно растёт. Что, в принципе, не удивительно на фоне инфляции.
Но всё же. Вот, к примеру, чартерные рейсы. Об этом говорил на прошедшем недавно на Камчатке Форуме развития устойчивого туризма «Путешествуй» заместитель гендиректора туроператора FUN&SUN, вице-президент АТОР Александр Сирченко:
«При запуске первых чартерных рейсов на Сахалин, стоимость недельного тура начиналась от 40 тысяч рублей. В настоящее время такая путёвка с перелётом, проживанием и двумя экскурсиями обойдется в 100 тысяч рублей. Чтобы сформировать сейчас туры, мы вынуждены сокращать время и разбивать этот турпродукт на более короткий. В результате программа тура в островной регион за ту же сумму сократилась до 3–4 дней», — приводит аргументы Александр Сирченко.
Много найдётся желающих отдать немалые деньги (а ведь это ещё не все расходы на тур) за 3-4 дня, в которые мало что успеешь повидать? А между тем чартерные рейсы, которые не так давно субсидировались государством, остались без государственной поддержки. А без этого вряд ли можно вести речь об удешевлении перелета туристических групп. А значит и об увеличении туристических потоков. Сегодня туристические компании формируют туры, блокируя места на регулярных рейсах. Что так же не ведёт к снижению цен на внутренние авиаперелёты.
Как итог — с финансовой точки зрения, когда затраты явно не соответствуют уровню обслуживания, путешествия россиян на Дальний Восток, Сахалин и Камчатку в ближайшее время вряд ли станут привлекательнее. Судите сами: по данным председателя Ассоциации туриндустрии Камчатки Елены Лассаль в настоящее время почти 60% туров в регион находится в диапазоне от 100 до 200 тысяч рублей. Предложений до 100 тысяч рублей всего 20%. А мы говорим про развитие массового туризма.
В условиях, когда большинство наших граждан и так довольно ограничены в средствах, дороговизна туров не приведёт к желаемому результату. Как бы не произошло всё наоборот. И с этим надо что-то делать. Что? На этот вопрос должны ответить специалисты. Для того они и существуют.