Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Туризм № 33 (879) 23–29 августа 2023 13+

Российских детей из Турции вернули с помощью посольства

, 19:05

Российских детей из Турции вернули с помощью посольства
Boeing 777-200 авиакомпании Red Wings 1997 года выпуска

Пока, тьфу-тьфу, каких-то грандиозных неприятностей в последнем месяце лета не наблюдается. Да, на прошедшей неделе доллар пробил знаковый рубеж в 100 рублей, правоохранительные органы разбираются с организацией детского отдыха в Турции и чартерными перевозками на зарубежные курорты, но всё произошедшее вполне себе системные сбои для турбизнеса, и август в этот раз особо не выделяется – обычный летний месяц.

Про «Колибри-тур»

Напомним, почти 90 российских детей, отдыхающих в детском лагере «Колибри» в турецком Кемере, посреди ночи выселили из отеля из-за отсутствия оплаты. Отель утверждает, что организаторы лагеря должны им 75 тыс. долларов. В итоге через несколько дней все дети вернулись в Россию, нескольким из них билеты на обратный путь помогло купить российское посольство в Анкаре «при спонсорской помощи ряда туристических компаний на безвозмездной основе».

Столичный СК проводит проверку, так как усматривает в действиях организаторов отдыха из московского ООО «Колибри-тур МСК» признаки особо крупного мошенничества. Организованный туризм сразу заявил, что ООО «Колибри-тур МСК» не входит в Единый федеральный реестр туроператоров, следовательно, у этого ООО не было права вывозить организованные группы туристов за границу. Однако вот вывозит уже лет 15. И все эти 15 лет для родителей при выборе «тура в детский лагерь» главный критерий не какой-то реестр, про который они и не слышали, а стоимость отдыха и красивая реклама.

На волне обсуждения этого скандала все заинтересованные ведомства и общественные организации в очередной раз издали памятки туристам из серии «Как не стать жертвой мошенников» и на этом успокоились. До очередного раза. «АН-Туризм» почитал эти рекомендации, и они даже нам, людям, в принципе немного подготовленным, показались сложноватыми, что уж говорить про обывателей. Да и потом, вся история российского турбизнеса говорит о том, что звание туроператора никак не защищает потребителя от мошенников. А система государственного учёта и контроля в сфере туризма беспомощна.

И тут как раз вовремя подоспела информация о том, что запуск «Электронной путёвки» в сфере выездного туризма в очередной раз откладывается на очередные полгода «в целях снижения административной нагрузки на туроператоров, осуществляющих в условиях сохраняющегося внешнего санкционного давления деятельность в сфере выездного туризма».

Не то что бы «Электронная путёвка» станет панацеей от мошенников, просто очень показательный штрих.

Раскрасневшиеся крылья

Практически всю неделю авиакомпания Red Wings разгребала крах своей чартерной программы, который произошёл из-за того, что два их Boeing (из трёх) одновременно сломались. Авиаторам пришлось прибегнуть к помощи коллег из компании «Икар» (бывшая Pegas Fly). Когда-то это должно было произойти – боинги у «Красных крыльев» 1996 года выпуска.

Но уголовное дело СКР возбудил не по факту ненадлежащего оказания услуг авиакомпанией, как это заявлялось по началу коллапса с чартерами Red Wings, а по факту оказания небезопасных услуг при перевозке пассажиров. Как утверждает СКР, работники компании 13 августа приняли решение о выполнении рейса из Антальи в Москву, несмотря на неисправность установки, отвечающей за кондиционирование и обеспечение запуска двигателей. При этом на борту находились 406 пассажиров. По данным следствия, из-за действий работников Red Wings возникла реальная угроза жизни и здоровью пассажиров.

Red Wings после возбуждения уголовного дела заявила, что полёт из Антальи в Жуковский действительно выполнялся с деактивированной вспомогательной силовой установкой (ВСУ), но это не нарушает требования безопасности полётов: «Это распространённая международная практика, которая не нарушает требований безопасности полётов, так как ВСУ предназначена для обеспечения запуска двигателей и энергопитания воздушного судна без использования дополнительного наземного оборудования. Система кондиционирования самолёта была и остаётся исправной: в полёте она функционирует за счёт работы маршевых двигателей. Соответствующий принцип закреплён в первичной технической документации авиапроизводителя и регламентах авиакомпаний».

В любой южной стране летом в салоне самолёта и с работающей ВСУ, мягко говоря, не очень прохладно, и нормально кондиционирование начинает работать только в полёте, а в этом случае, по рассказам очевидцев, «был просто ад, люди теряли сознание от 50-градусной духоты». Но Red Wings удивляется, как бы говоря: «Вам шашечки или ехать?» Добавим, что туристические чартеры сами же туристы-пакетники называют «скотовозками», понимая, что их ждёт. Примеров «ненадлежащего оказания услуг» не счесть, поэтому возбуждение уголовного дела в этот раз – это скорее исключение из правил. Просто громкий и скандальный случай, как и с «Колибри-тур». И потом надо ещё посмотреть, чем эти дела закончатся, смогут хоть стрелочников-то наказать? Конечно, это не системное решение, но хоть так.

Уехать с юга

Профильное издание «Турдом» пишет, что с Черноморского побережья поезда едут битком. Выбраться из большинства курортов по железной дороге в оставшиеся летние дни очень сложно, особенно тем, кто не успел вовремя купить обратные билеты. Ехать в ближайший работающий аэропорт Сочи/Адлер на автомобильном транспорте – непредсказуемо, перманентные многочасовые пробки.

Проблема с обратными билетами возникла в феврале, когда РЖД сократили глубину продаж билетов на поезда дальнего следования до 45 дней из-за работ по модернизации центрального транспортного узла (строительство МЦД-3). Построили, запустили и вернули глубину продаж билетов в 90 дней на южные поезда из Москвы, предлагая туристам возрадоваться – ведь спокойно можно взять билеты в Крым и обратно на ноябрьские праздники, например.

Евро на ветер

По правилам получения шенгенской визы в случае, если в визе отказывают, сборы не возвращаются. А это консульский сбор в 80 евро и сервисный сбор визового центра (ВЦ) – в среднем 3 тыс. рублей. Всего у россиян (вернее, у консульств стран ЕС) за 2022 г. набежало 5, 5 млн евро в виде консульских сборов из-за отказов, посчитал портал schengenvisainfo.com. Если к этой сумме прибавить потерю сервисного сбора ВЦ и стоимость обязательной медстраховки, то на глаз общая сумма безвозмездных вложений российских граждан в ЕС будет порядка 8–10 млн евро. Интересно, что количество отказов среди наших соотечественников составляет 10%. К примеру, у граждан Алжира – 45% отказов, а у жителей Туниса – 30%. Ну и по общему количеству обращений за шенгеном мы вторые в мире – около 690 тыс., вслед за Турцией (780 тыс.). На третьем месте Индия с 670 тыс. обращений. Если сравнивать количество отказов, то у Турции 16% отказов, у Индии – 18%, и потеряли одних только визовых сборов по 10 млн евро каждая страна.

Напомним, что начиная с 2015 г. Россия занимала первое место по количеству поданных заявлений на шенгенские визы. Количество заявок держалось на уровне 3–4 млн в год, в 2020–2021 гг. рухнув до 500–600 тысяч. Уровень отказов россиянам в визах до 2022 г. держался в районе 1, 7%.

Переполох в Дахабе

Власти Египта закрыли пляжи в Дахабе из-за появления большой акулы в Красном море. Для обеспечения безопасности туристам запретили купаться, заниматься дайвингом и другими водными активностями. А Дахаб популярен среди любителей подводного плавания и виндсёрферов, он расположен в 100 км севернее Шарм-эль-Шейха.

Но уже на следующий день чёрные флаги на пляжах Дахаба спустили: опасных акул не обнаружено. По сообщению местных властей, специалисты провели мониторинг в прибрежной зоне – рисков для туристов нет.

Приглашение к партнёрству  t.me/snn1964

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram