Попытка вооружённого мятежа ЧВК «Вагнер» с вечера 23 по вечер 24 июня в эмоциональном плане затмила все другие новости и на сутки поломала логистику путешествий на черноморские курорты.
Все автобусные рейсы в направлении Ростова-на-Дону и Краснодара были отменены, на личном автомобиле добраться в Крым и на курорты Краснодарского края также было невозможно, федеральные трассы на юг были перекрыты.
РЖД работали без перебоев, но пересесть на поезд «на юга» день в день и до этого коллапса было проблематично. Отели юга России заявили, что не будут аннулировать брони туристов, которые по объективным причинам не смогут добраться в объект размещения вовремя, а также пересчитают стоимость размещения и вернут оплату за неиспользованные дни. А вот тем организованным туристам, кто, запаниковав, решил отказаться от тура за границу в эти дни, повезёт меньше, им оплату вернут за вычетом фактических расходов туроператора.
Из авиакомпаний оперативно отметился «Аэрофлот», объявивший, что без доплат обменяет билеты своим пассажирам, не попавшим на рейсы из Сочи, Минеральных Вод, Ставрополя и Волгограда из-за ограничений движения в Воронеже и Ростове. Однако в целом по рынку авиаперевозок произошло (они своё не упустят) так называемое динамическое ценообразование на билеты за рубеж. Не «в несколько раз», как писали падкие на сенсации СМИ, но некий ажиотаж наблюдался, и совсем не было в эти сутки обычных распродаж чартеров. Но продлилось сие действо недолго.
Банковский сектор солидаризовался с авиабилетами, и аппетиты банкиров зависели от критерия «кому как деньги нужны», наблюдалась продажа валюты и по 200 рублей за единицу.
Из зарубежных стран отметилась Латвия. Президент страны Эдгарс Ринкевичс заявил, что страна прекращает выдачу всех типов виз россиянам – так называемые «гуманитарные визы» гражданам РФ до последнего времени выдавали. Чуть позже пресс-секретарь МИД Латвии Диана Эглите пояснила, что гуманитарные визы не будут выдаваться тем, кто захочет получить их из-за попытки вооружённого мятежа ЧВК «Вагнер».
«Красные крылья» над Тбилиси
На прошедшей неделе была предпринята попытка понять причины постоянных переносов начала эксплуатации прямых маршрутов российской авиакомпании Red Wings в Грузию. Напомним, что эта отечественная авиакомпания получила ещё в мае разрешение от властей Грузии на запуск рейсов по маршрутам Домодедово – Кутаиси и Сочи – Тбилиси, а также на чартеры из регионов. А 16 июня разрешение было выдано ещё на один маршрут – Жуковский – Тбилиси. Однако до сих пор никто никуда не полетел, Red Wings («Красные крылья») уже несколько раз переносили дату начала полётов.
И вот наконец-то СМИ выяснили, что перевозчик до сих пор не получил разрешения от Минтранса России. Сами, без запросов, ни Минтранс, ни Росавиация, ни Red Wings никаких заявлений по теме не делали. Что весьма странно.
Почему Минтранс не даёт своё добро? Часть экспертов считают, что российская сторона таким образом пытается соблюсти паритет, что, на взгляд «АН-Туризма», весьма неожиданно в отношении Грузии, так как наш парк гражданских пассажирских самолётов в 80 раз больше, чем у Грузии. Мы ещё могли понять брыкания Росавиации в отношении полётов турецких авиакомпаний в Россию сразу после санкций из-за СВО – тут у нас количество самолётов больше всего в два раза, минус проблемные, вот тебе примерно паритет как паритет. Но с Грузией-то какой смысл? «Назло маме отморозить уши?» Если они не против и дают разрешения российским авиакомпаниям летать. Не понимаем.
Понятно, что про пассажиров наши авиационные чиновники думают в последнюю очередь, но чем больше рейсов, тем ниже цены. Сейчас они совсем не радуют. Плюс Кутаиси – новое направление, интересное в качестве транзитного хаба, – лететь туда из Москвы существенно ближе, чем до Стамбула или Дубая. Плюс уже давно в свете возобновления прямого авиасообщения очень интересен Батуми.
И наконец, на фоне вот этих непоняток с «Красными крыльями» над Тбилиси авиационные власти России проводят видеоконференцию с коллегами из Египта, на которой предлагают им расширить географию полётов в регионы.
Тем временем Росстат подсчитал, что стоимость перелёта в салоне экономкласса по России в мае 2023 г. выросла на 28% по сравнению с маем 2022 г., до 6972, 36 руб. в расчёте на 1 тыс. км пути. И это максимальное значение с 2000 г. (более ранних данных нет). Предыдущий рекорд – 6892, 51 руб. – ведомство зафиксировало 13 лет назад, в августе 2010 года. С начала 2023 г. за первые пять месяцев цена перелёта увеличилась на 32%.
На прошедшей неделе также прошла краткосрочная пиар-кампания по «открытию» аэропорта в Краснодаре. Сразу из множества источников полилась информация о том, что вопрос прорабатывается, и вот-вот, скоро-скоро, всё случится. Зачем и кому это было нужно – непонятно, но точку слухам на излёте недели поставил комментарий из Минтранса РФ: «Аэропорт, конечно же, откроется. Но когда это случится, в настоящее время не известно никому».
И завершим раздел про авиацию рейтингом лучших авиакомпаний мира в рамках премии World Airline Awards 2023 от влиятельной консалтинговой компании Skytraх. Этот рейтинг считается самым престижным в мире. На первом месте – Singapore Airlines. Из компаний, летающих в Россию, в рейтинг попали Qatar Airways (2‑е место в общем рейтинге и первое место в категории полётов бизнес-классом), Emirates (4‑е место) и Turkish Airlines (6-е место в общем рейтинге и звание лучшей авиакомпании в Европе).
Больше – лучше, чем ничего
Совет Федерации рекомендовал правительству вместе с Центробанком создать условия для открытия на территории страны филиалов банков дружественных государств. Напомним, что в 2013 г. в России был введён запрет на открытие филиалов зарубежных банков. Сейчас если банки хотят работать в нашей стране, то они могут открывать дочерние организации, работающие в соответствии с российским законодательством и, соответственно, должны быть полностью подконтрольны ЦБ РФ.
О подобном послаблении для иностранных банков из дружественных стран ещё в прошлом сентябре говорила и сама Эльвира Набиуллина, глава Центробанка. Конечно, в нынешних санкционных условиях такое послабление может быть интересно очень ограниченному количеству финансовых организаций, но в любом случае для потребителя это лучше, чем ничего. Правда, движется эта полезная инициатива от идеи к воплощению в виде закона пока не очень быстро.
Новые речные трамвайчики
В Москве, Нижнем Новгороде и Красноярске запустили новые речные трамвайчики. В столице новые электросуда ходят пока по одному регулярному маршруту, интегрированному в транспортную систему города, и по одному туристическому. Регулярный маршрут – от Киевского вокзала до причала «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной, туристический – круг по каналу имени Москвы перед зданием Северного вокзала. Оплатить проезд можно «Тройкой», банковской картой, телефоном или по биометрии.
В Нижнем Новгороде по Волге курсирует новый электрокатамаран «ЭкоходЪ» – он выполняет прогулочные и экскурсионные рейсы в акватории города. Билеты можно купить на сайте «Экоход-Волга». Также между причалом №8 и Стрелкой ходит новый речной (дизельный) трамвайчик «Соталия» с широкими панорамными окнами. Билеты продаются на сайте «Водолёт».
Ещё один «ЭкоходЪ» с начала июня курсирует по Енисею в Красноярске. Пока он возит пассажиров по прогулочным маршрутам, но в ближайшее время начнёт регулярные рейсы в Дивногорск.
Визовые новости
Генконсульство КНР в Иркутске с 17 июля вводит обязательную сдачу биометрии при получении виз. После заполнения онлайн-анкеты и записи на приём необходимо лично прийти в генконсульство и сдать отпечатки 10 пальцев. Это касается всех людей от 14 до 70 лет, однако обладателям паспортов с ранее выданной визой с биометрическим стикером, если отпечатки сдавались не позже 5 лет назад, сдавать их повторно не нужно.
Далее это требование китайских властей для виз распространится и на другие регионы. Переход на систему биометрических виз был анонсирован ещё в декабре 2021 г., но тогда выдача виз была приостановлена из-за пандемии коронавируса. Главный минус нововведения – визу больше нельзя будет получить «без присутствия» (а такая услуга пользуется у туристов огромным спросом).
Власти Египта ввели многократную пятилетнюю визу. Стоимость мультивизы – 700 долларов, она будет действовать 5 лет и позволит владельцу находиться в стране до 90 дней за одну поездку. Министр туризма и древностей Египта Ахмед Исса уточнил, что многократная виза в основном предназначена для инвесторов и владельцев недвижимости.
Обычные российские туристы по-прежнему могут получить за 25 долл. визу на 90 дней по прибытии в Каир и Хургаду, а «синайский штамп» на 14 дней ставится бесплатно по прилёте в аэропорт Шарм-эль-Шейха.
Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964