С одной стороны, пора бы уже начинать думать о летнем отдыхе. С другой – путешествия очень сильно изменились, и туристы, всё ещё придерживающиеся принципа раннего бронирования, – неистребимые оптимисты. Тем более что тренды наступающего сезона пока поводов для оптимизма как-то не дают.
Например, в гостиничном комплексе «Имеретинский» (Адлер) много клиентов забронировало проживание ещё прошлым летом – ну что с относительно новыми, построенными к Олимпиаде в Сочи в 2014 году компанией Олега Дерипаски «РогСибАл» отелями и апартаментами может случиться? Однако вот случилось – лакомый кусочек по решению суда в конце января сменил собственника, который никаких планов о продолжении работы комплекса до сих пор не озвучил.
Но, несмотря ни на что, уже довольно активно идёт и бронирование отелей и авиабилетов в лето. По данным агрегаторов, в лидерах всё те же направления. По России это Сочи, Москва и Санкт-Петербург. За рубеж это Стамбул, Анталья и Дубай. Стоимость перелётов также традиционно возросла. Особенно за рубеж. Например, российские авиакомпании рапортуют об увеличении рейсов в столицу летнего пляжного отдыха – Анталью. Один только «Аэрофлот» к лету увеличит количество рейсов из Москвы в Анталью до шести в день, но к снижению стоимости это не приведёт, так как рейсов всё равно мало, спрос не удовлетворён, повторяется история прошлого лета, когда Росавиация насмерть стояла на поддержании паритета мощностей между турецкими и российскими авиакомпаниями. Но об этом более подробно мы поговорим туда ближе. Пока же расскажем о потерях направлений на сегодняшний день.
Лётные конфузы
Транспортная компания «РусАзия», выступавшая консолидатором полётной программы «Уральских авиалиний» из Владивостока во Вьентьян (Лаос), закрывает проект. Последний рейс будет выполнен 4 марта. При этом и авиакомпания, и консолидатор утверждают, что появившаяся в СМИ информация «о десятках застрявших туристов в Лаосе» не соответствует действительности, так как 80% пассажиров, прилетевших в Лаос на рейсах авиалинии, далее следовали в Таиланд, при этом у них были билеты только в одну сторону. Тем же клиентам, у кого на руках были обратные билеты на даты после 4 марта, перевозчик предложил перенести дату рейса или вернуть стоимость перелёта.
Разберём этот кейс подробно, он показателен. Три момента в этой истории обращают на себя внимание. Во-первых, консолидатор полётов объясняет снятие программы низким спросом. «Мы не справились с конкуренцией, она достаточно большая. Две компании, которые зашли во Владивосток, выполняют рейсы, и цены ниже того, что мы можем предложить. У нас они стали нерентабельны», – рассказал СМИ гендиректор компании «РусАзия» Александр Вирич. Но! В то же время клиенты называют странные цифры ценообразования полётов. Вот, например, туристка Ольга Шершон из Владивостока рассказывает в интервью телеканалу «Вести. Приморье»: «Авиакомпания предложила либо обменять (обратный билет. – Прим. «АН») на другую дату, либо вернуть за одну сторону, что составляло 3 тысячи. За эти деньги нельзя купить билет другой авиакомпании. Он около 70 сейчас стоит». Непонятно, а что, было время, когда стоимость в 3 тысячи рублей была рентабельной? И кто-то сейчас летает по этому маршруту ещё дешевле?
Во-вторых, весь этот полётный проект – творчество организованного туризма. Продажа билетов шла только через офисы туркомпаний и агентств. Как бы то ни было, люди, в очередной раз погнавшись за дешевизной и «надёжностью» организованного туризма, пострадали. И в-третьих, проект не закрыт, а просто передислоцирован. Теперь «РусАзия» планирует летать во Вьентьян… из Москвы. Рейсы стартуют в последнюю декаду апреля, но авиакомпанию-партнёра пока господин Вирич не озвучил.
Ещё одна удивительная история (но только на первый взгляд) произошла с национальным перевозчиком. 6 февраля этого года «Аэрофлот» широко разрекламировал и открыл продажу билетов на новые регулярные рейсы в международный аэропорт Энфида-Хаммамет (Тунис). Полёты по маршруту должны были начаться 30 мая, но 20 февраля билеты в Тунис из систем бронирования исчезли. То есть билеты были в продаже две недели. Так как «Аэрофлот» своё поведение никак не объясняет, приходится предполагать, что национальный перевозчик сначала поставил рейсы, а потом уже подумал. Дело в том, что весь прошлый год отечественные туроператоры (ТО), работающие по этой североафриканской стране, фрахтовали для доставки туристов на средиземноморские курорты Туниса рейсы местной авиакомпании Nouvelair. В этом году эта полётная программа от ТО стартует в начале апреля с двух рейсов в неделю, а к пику летнего сезона выйдет на 8 рейсов в неделю. И самое главное – «Аэрофлот» из Москвы летит на морские курорты Туниса 9 часов, а маршрут Nouvelair проходит через Европу с полётным временем 4 часа.
Единственное, что пока непонятно в этой истории с «Аэрофлотом», – о полётной программе Nouvelair стало известно в конце января, когда ТО открыли продажу пакетных туров на лето в Тунис. Поэтому хотелось бы от национального перевозчика всё-таки услышать ответ на вопрос: «А что это вообще было?»
Канатка для местных?
Новость о том, что в Нижнем Новгороде к 2025 г. планируют построить вторую канатную дорогу – через Оку – в дополнение к уже имеющейся через Волгу, мы сначала планировали поместить в наш традиционный раздел «Позитивный телеграф», но зацепились за непонятную для нас фразу про действующую нижегородскую канатную дорогу в профильном СМИ. Издание «Вестник АТОР» пишет: «Туристы тоже не прочь прокатиться над Волгой и полюбоваться видами с высоты, но, по негласному правилу, их присутствие на канатке стараются ограничивать – она нужна прежде всего местным жителям – как обычный транспорт для пересечения реки».
Нас эта фраза сильно удивила, тем более что опубликована она, повторим, в профильном СМИ, которое по идее должно как бы «топить» за туризм, особенно внутренний, а не за дискредитацию туристов. Это во-первых. А во-вторых – «АН-Туризм» катался на нижегородской канатке и абсолютно никаких ограничений не заметил. Мы немного покопались и обнаружили, откуда ноги растут. Действительно, жители города Бор, куда и ведёт канатная дорога, жалуются на туристов. «Жители Бора настолько устали от необходимости стоять в огромных очередях из-за туристов, что создали электронную петицию «Канатка для борчан», в которой предложили разделить очередь на два потока», – писала летом 2022 г. «Российская газета» («РГ»). Как пишет далее газета, АО «Нижегородские канатные дороги» (НКД) ответило «РГ», что «канатная дорога является транспортом общего пользования, воспользоваться которым может любой пассажир», но отметило, что с апреля 2012 г., когда на канатной дороге стали применяться транспортные карты на определённое количество поездок (т.е. проездные для местных жителей), пассажиры с ними имеют право проходить на посадку не через кассу (стоя в общей очереди), а напрямую через турникет. Это же касается тех, кто оплачивает поездку банковской картой.
Про банковскую карту – и для нас новость, и мы бы воспользовались такой возможностью, так как стояли в общей очереди в кассу, где этой самой картой и оплачивали. Но повторим – никакого развода пассажиропотоков или даже информации о такой возможности не увидели, хотя и заметим, что не сильно-то и смотрели, так как особой очереди в день нашего посещения не было. Но, если решите прокатиться на нижегородской канатке, будьте готовы – в ответе «РГ» НКД утверждали, что планируют развести пассажиропотоки.
Возвращаясь же к первопричине этой новеллы – новой канатке, расскажем, что она свяжет проспекты Ленина и Гагарина (станцию метро «Заречная» и парк «Швейцария»).
Тайский сбор
Туристический сбор, который королевство вводит с 1 июня 2023 г., обрастает новыми подробностями. Например, 300 батов (примерно 640 рублей по текущему курсу) с тех, кто прибывает воздушным путём, будут включены в стоимость авиабилета, а авиакомпании будут взимать с каждого туриста 5% от этой суммы (15 батов, или 32 рубля), чтобы «покрыть свои операционные расходы». Кроме этого власти Таиланда уже озвучили планы по распределению части полученных средств обратно на туристов, так как туристы получат страхование от несчастных случаев и смерти, включая расходы на репатриацию тела.
Налоги и засуха
В Венеции случилось удивительное для этого города климатическое явление – сильнейшая засуха, вплоть до того, что некоторые каналы пересохли. Обычно в Венеции в это время происходят сильные приливы, и город затопляет. Но в этом году отсутствие дождей, недостаточное количество снега в Альпах, морские течения и даже полнолуние дали вот такой эффект.
А вот налог за однодневный визит в город без ночёвки, который планировали ввести с 16 января, в очередной раз перенесли как минимум до июня. Зато придумали ещё один налог – муниципальный «сбор за посадку» – в аэропорту Марко Поло и в городском порту. Обещают, что с 1 апреля 2024 г. всем авиапассажирам придётся заплатить дополнительный сбор в размере 2, 50 евро. Аналогичный сбор с января 2026 г. будут собирать и с круизных пассажиров.
Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964