Прошло уже две трети января 2023-го, а всё ещё нет ясности с возвратом средств за отменённые из-за ковида и СВО туры. Коллапс отрасли из-за пандемии случился как раз в начале весны 2020‑го (ТО должны были туристам 44 млрд рублей) – до трёх лет ожидания осталось немного.
Акак всё радужно было в декабре 2021 года. Основные туроператоры (ТО) под кураторством Ростуризма (расформирован осенью 2022-го) и профильного комитета Госдумы под гарантию «честного слова» подписали Хартию об исполнении обязательств перед туристами по ковидным турам до конца 2022 года. И наверное, вернули бы, оставалось вернуть всего 7 миллиардов. Но случилось 24 февраля, появилась задолженность по санкционным турам, общий долг опять вырос до 40 млрд, но курирующий отрасль вице-премьер Дмитрий Чернышенко заверил президента Владимира Путина, что до конца года (2022‑го) вопрос с долгами закроют. И действительно, на начало ноября этот долг составлял уже около 10 млрд рублей. На середину декабря, по последним экспертным оценкам, долг снизился до 2–4 млрд рублей, и в основном это были неисполненные туры в недружественные страны от нишевых туроператоров. По оценке руководителя Минэкономразвития Максима Решетникова, к концу декабря долг составил 1, 5 млрд рублей. То есть к 31 декабря 2022 г. интрига года успешно не разрешилась – все долги закрыть не удалось. И сейчас, в январе 2023 г., никто не спешит обнародовать информацию – сколько реально осталось долга у ТО перед туристами?
Да и правительство не спешит выносить вердикт – будут ли продлевать отсрочку и если будут, то по каким турам – по ковидным? По санкционным? По всем сразу? В прошлом году постановление о продлении отсрочки вышло, напомним, только в апреле. Поэтому «АН‑Туризм» в очередной раз рекомендует организованным туристам не ждать у моря погоды, не верить обещаниям ТО о том, что скоро-скоро правительство решит этот вопрос, и сейчас уже обращаться в суд – с 1 января уже можно, пока все отсрочки превратились в тыквы.
Несостоявшийся юбилей
Не все новые традиции, как, например, долги ТО перед туристами, смогли благополучно перешагнуть в год новый. Так, 30 декабря 2022 г. Росавиация должна была в юбилейный, 50‑й раз объявить о закрытии воздушного пространства над 11 аэропортами центра и юга России. Но юбилейного сообщения мы так и не дождались. По требованию Минтранса Росавиация просто прекратила публикацию уведомлений, так как, по мнению вышестоящего ведомства, эти «сообщения несут мало полезной информации для граждан», а до самих аэропортов и авиакомпаний информация доходит через аэронавигационные извещения (NOTAM).
Но свято место пусто не бывает, и в понедельник, 9 января, в одном из Тelegram-каналов появилось фейковое письмо якобы от Росавиации о снятии режима запрета полётов с 15 января. Сенсационное заявление быстро разлетелось по соцсетям, и Росавиации с Минтрансом пришлось к вечеру понедельника делать специальные официальные заявления с напоминанием о новом порядке поступления информации о продлении ограничений.
Крым вниз, Дагестан вверх
В организованном туризме подвели итоги 2022 года. Ожидаемо самое большое падение показал Крым – на 32% от турпотока 2021 года. А самый большой подъём у Дагестана – на 100%. В принципе все туристические регионы кроме Крыма и Калининграда (минус 5%) показали рост турпотока. Первая пятёрка по проданным турам: Краснодарский край, Санкт-Петербург, Кавминводы, Москва, Подмосковье.
В выездном (то есть зарубежном) организованном туризме из-за разных стартовых позиций (например, Таиланд полноценно открылся только осенью, а в Доминикану полноценно чартеры летали только до весны) сравнивать подъёмы и падения потоков нет смысла, а рейтинг зарубежных направлений в продажах туроператоров в 2022 г. выглядит так: Турция, Египет, ОАЭ, Таиланд, Абхазия. В отличие от внутреннего туризма, где годовой рейтинг полностью совпадает с рейтингом новогодним, в зарубежном сегменте в турах на Новый год есть серьёзные изменения: ОАЭ, Египет, Таиланд, Турция, Шри-Ланка.
Самый дорогой тур по России в 2022 г. продали компании из 7 человек, которые, выкупив 4 каюты, отправились в августе в 12‑дневный круиз на теплоходе по реке Енисей (Дудинка – Красноярск), заплатив 3 567 168 рублей.
Среди зарубежных туров, проданных в 2022 г., первое место у тура в Турцию на лето 2023 года. Семья из 6 человек заплатила за турпакет с перелётом и месячным проживанием в отеле 370 тыс. долларов США, или 25 010 000 рублей.
Издание Ассоциации туроператоров России «Вестник АТОР», опубликовавший этот рейтинг дорогих туров, подчёркивает, что в него, как и в прошлые годы, не вошли туры от корпоративных заказчиков (юридических лиц). Рассматривались только туры, приобретённые физическими лицами.
Одна из отечественных страховых компаний совместно с одним из сервисов бронирования туров провели опрос россиян (1238 граждан со всех федеральных округов) и выяснили главные претензии к отечественным курортам. Две трети опрошенных (66%) недовольны высокими ценами на жильё, а чуть менее половины (43%) – состоянием снимаемого жилья и отелей. При этом в уже упоминаемом нами «Вестнике АТОР» 13 января выходит публикация с заголовком «Отдых в Сочи стал дешевле», в которой говорится, что после новогодних праздников цены на размещение в Сочи в горах стали ниже до 30%, на побережье – до 15–20%. «АН‑Туризм» как раз собрался в конце января в горы в Сочи, и сколько же там стоили отели в новогодние праздники, если нам сейчас удалось забронировать 4-звёздный отель ровно по той же самой стоимости, по которой мы бронировали пятизвёздочный отель в разгар летнего (!) сезона на Балтийском побережье Калининградской области? Так что дешевизна отдыха в Сочи весьма и весьма сомнительна.
Верим в «Победу»
Верховный суд (ВС) поставил очередную точку в многолетнем издевательстве российского лоукостера «Победа» над нормами провоза ручной клади, в очередной раз обязав её выполнить предписание Ространснадзора и привести свои правила в соответствие с Федеральными авиационными правилами (ФАП №82). Последнее предписание, которое обжаловала авиакомпания, было выписано в 2021 году. Суть нарушения в том, что авиакомпания требует проверять в своём маленьком калибраторе (возможно, в самом маленьком в мире – этот факт ещё ждёт своих исследователей) всю ручную кладь, а согласно федеральным правилам, дамские сумочки и мужские портфели – это вещи, проносимые сверх нормы, причём в отличие от рюкзаков лоукостер не может устанавливать размеры сумочек и портфелей. Как отметил в своём решении ВС, «применяемая авиакомпанией формулировка накладывает не предусмотренные воздушным законодательством ограничения по габаритам на дамскую сумку и портфель».
Вот цитата из ФАП №82: «В качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с пунктом 133 настоящих Правил, и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи:
– рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами».
Далее в ФАП идёт внушительный перечень допустимых к перевозке в ручной клади вещей сверх установленной нормы, и сейчас «Победа» его соблюдает почти весь, правда, пропустив такой пункт, как «специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полёта». Этот пункт лоукостеру тоже придётся внести в свои правила.
Но «Победа» не была бы «Победой», если бы просто смирилась. Что-нибудь, чтобы подпортить жизнь пассажирам, они обязательно придумают. «АН‑Туризм» верит в «Победу», и уверенность в нашей вере придаёт комментарий авиакомпании на решение ВС. «В ближайшее время «Победа» уточнит правила провоза ручной клади, чтобы клиенты по-прежнему могли безопасно и комфортно перевозить личные вещи на борту ВС, не создавая неудобств друг для друга», – сказали в компании, подчеркнув, что авиакомпания, безусловно, соблюдает действующее законодательство.
Так что мы ждём вторую часть Марлезонского балета в исполнении «Победы».
Китайское зеркало
Как мы уже сообщали в прошлом номере, из-за рекордной вспышки коронавируса в Китае уже около 30 стран мира вводят дополнительные ограничения для прибывающих из КНР туристов. Какие-то страны требуют полную вакцинацию от прибывающих китайских туристов, но в основном обходятся тестированием или перед вылетом, или по прилёте.
КНР в ответ на «дискриминационные меры при въезде китайцев, для которых нет никаких научных оснований», пообещал зеркальные меры и уже начал их вводить. Первыми пострадали Япония и Южная Корея, гражданам которых приостановлена выдача краткосрочных виз в целях бизнеса, туризма, лечения и транзита.
Интересно, что, рассуждая о дискриминации, Китай тем временем требует у всех, прямо скажем, пока немногочисленных прибывающих иностранцев (туристические визы ещё не выдают) отрицательный тест на COVID-19.
И отметим, что наш Роспотребнадзор не видит новых рисков из-за открытия границ КНР, дополнительных мер для приезжающих из Китая в Россию туристов не будет.
Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964