> Узбекистан и Таджикистан вошли в число самых популярных зарубежных авианаправлений у россиян - Аргументы Недели

//Туризм 13+

Узбекистан и Таджикистан вошли в число самых популярных зарубежных авианаправлений у россиян

№  () от 20 декабря 2022 [«Аргументы Недели », Николай СЕРДЮКОВ ]

Прежде чем рассказывать о новых законах и инициативах в турбизнесе, надо, пожалуй, ещё раз напомнить о функционале основных игроков в этой отрасли – туроператоров (ТО) и турагентов (ТА). Грубыми мазками этот бизнес выглядит так: ТО формирует турпродукт (чартер, трансфер, проживание, экскурсии), а ТА продаёт этот турпродукт (как туры целиком, так и отдельные его части) туристу.

Добавим к картине запутанные финансовые взаимоотношения ТО и ТА, всеобщую любовь к серым схемам и тотальный кирдык из-за пандемии и СВО. Повторим – всё это в общих чертах, чтобы не погрязнуть в деталях, но понимать общие принципы отрасли организованного туризма.

Электронная путёвка – кому и зачем это нужно

Как видно из названия – единая информационная система (ЕИС) «Электронная путёвка» фиксирует турпродукт в цифровом виде. Создавать систему начали ещё в 2015 г., и планов было громадьё – е-путёвка должна была вывести отрасль из финансового сумрака и защитить туристов в случае форс-мажора. Но в итоге, когда система как бы заработала в тестовом режиме с 1 сентября 2022 г., она просто стала ещё одной системой учёта. Даже функции контроля – исключать ТО и ТА из реестров, если они в своей работе не используют электронную путёвку, планировали применять с 1 марта 2023 г. для зарубежного туризма и с 1 сентября 2023 г. – для внутреннего и въездного туризма. Но парламентарии на днях уравняли сроки, сделав передачу данных в электронную путёвку для всех турфирм обязательной только с 1 сентября 2023 года.

Получается, что целый год отводится на тестирование системы. И знаете, о чём сейчас идут самые ожесточённые споры оператора ЕИС с турфирмами? О том, какую сумму турпродукта заносить в систему – ведь традиционно турагенты получают от клиента одну сумму, а перечисляют туроператору уже меньшую, за вычетом своего вознаграждения. Плюс ТА с клиента могут взять оплату за дополнительные услуги уже не от туроператора – визовое сопровождение, трансфер, страхование и т.д. Все в отрасли привыкли так работать, но простая житейская логика подсказывает, что в ЕИС должна вноситься реальная сумма, которую турист отдал за путёвку, – ведь для этого всё и затевалось. Однако организованный туризм отчаянно сопротивляется слому традиционных взаимоотношений.

Разумеется, в этом бардаке, который организованный туризм называет «архитектурой бизнеса», никто и не заикается о главной изначальной цели запуска е-путёвки – гарантированной сохранности средств туриста. О защите средств туриста обещают позаботиться в новом законе о туризме – его начали готовить в 2020 г., так что, учитывая трудную судьбу е-путёвки, о том, как нас планируют оберегать, мы узнаем ещё не скоро.

Новая отсрочка по турам

А пока спасают средства туристов уже набившими оскомину очередными переносами обязательств туроператоров. И последние никогда не забывают напомнить, что отсрочка помогает не столько ТО, сколько нам, туристам. Ведь если не давать отсрочку, то все турфирмы обанкротятся, и где мы, бедолаги, будем брать путёвки на юга?

Вот и на днях Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправку в закон, предусматривающий возможность правительства продлить отсрочку обязательств туроператоров по турам, приобретённым гражданами до 24 февраля 2022 года. Воспользуется ли правительство этим правом, пока непонятно – как заявлял министр экономического развития Максим Решетников, смотреть будут по факту и составу долгов ТО туристам на конец года.

Напомним, что на начало ноября этот долг составлял около 10 млрд рублей. На середину декабря, по последним экспертным оценкам, долг снизился до 2–4 млрд рублей, и в основном это туры в недружественные страны от нишевых туроператоров. То есть вернуть самостоятельно ТО эти средства не смогут.

Начинаем подводить итоги

Сервисы путешествий начали подводить итоги года, и сегодня мы расскажем о самых популярных авианаправлениях среди клиентов сервиса Туту.ру. Если говорить о путешествиях по России, то тут СВО внесла свои коррективы, и самый востребованный маршрут 2021 г. Москва – Симферополь ныне недоступен, и первое место занял маршрут Москва – Сочи. На втором месте перелёт между Москвой и Санкт-Петербургом, а на третье место (с 6-го в прошлом году) поднялся маршрут Москва – Минеральные Воды, что также объяснимо.

Аналитики Туту.ру также отмечают, что в связи с закрытием ряда востребованных южных аэропортов в рейтинг популярных направлений по итогам 2022 г. вошло несколько маршрутов, которые год назад в топ-20 не попадали. Это, к примеру, такие направления: Москва – Красноярск, Москва – Омск, Москва – Пермь.

Наиболее востребованными в 2022 г. из зарубежных авианаправлений среди клиентов сервиса путешествий Туту.ру были Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Армения и Азербайджан, и надо признать, что к классическому туризму эти данные имеют мало отношения.

По данным сервисов МТС Travel и Bronevik.com, стоимость проживания в российских отелях выросла за год на 10%. Сейчас средняя стоимость номера в России составляет 4300 рублей за ночь. 40% от всех бронирований приходится на трёхзвёздочные отели, а сильнее всего подорожали пятизвёздочные отели – на 21% за весь 2022 год. Самые дорогие гостиницы оказались в Сочи – в среднем они стоят 6400 рублей за сутки, что на 3% дороже, чем годом ранее.

Вредные страны

За прошедшую неделю внезапно сформировался и антирейтинг вредных стран. В Юго-Восточной Азии Лаос ополчился на национального авиаперевозчика России и закрыл для лайнеров «Аэрофлота» своё воздушное пространство. Поэтому сейчас заявленные прямые рейсы «Аэрофлота» в Таиланд из аэропортов Сибири и Дальнего Востока строятся в облёт Лаоса с промежуточной посадкой для дозаправки. Например, рейс из Владивостока в Бангкок по пути приземляется в Иркутске, и в итоге вместо 7 часов 20 минут, заявленных в расписании, летит все 12 часов.

«Аэрофлот» утверждает, что договорённости о пролёте самолётов «Аэрофлота» над территорией Лаоса были достигнуты заранее, задолго до открытия этой программы, но в настоящее время авиационные власти Лаоса не подтверждают перевозчику заявку на пролёт над своей территорией.

Подозреваем, что национальный авиаперевозчик что-то нам недоговаривает, так как та же S7 Airlines спокойно летает через Лаос, а «Уральские авиалинии», например, летают в сам Лаос (Вьентьян) из Владивостока.

Второй участник рейтинга вредных стран расположен на Ближнем Востоке – Иордания. Авиационные власти страны в начале декабря предупредили, что с 15-го числа закроют небо для российских самолётов с двойной регистрацией, а именно на таких бортах iFly Airlines и Nordwind Airlines выполняли туристические чартеры в Египет. Хотя кроме Иордании ранее такой же запрет ввели Турция, Саудовская Аравия, Эритрея и Йемен, вредной оказалась Иордания, так как давала ложную надежду и стала страной, забившей последний гвоздь в крышку гроба короткого маршрута в Египет.

Nordwind Airlines сразу сошёл с дистанции, так как туроператор Pegas Touristik, заказавший эти чартеры, быстренько поменял российскую авиакомпанию на турецкую Southwind Airlines, которая сейчас уже летает в Хургаду и Шарм-эль-Шейх с технической посадкой в Анталье без выхода пассажиров. А iFly Airlines и, соответственно, туроператор Tez Tour тянули до последнего, но чуда не произошло, Иордания не передумала, и начиная с 15 декабря из Внуково перестали вылетать три рейса iFly Airlines – а это 1050 человек ежедневно не улетели в Египет и столько же не вернулись из отпуска.

Всю пятницу, 16 декабря, авиакомпания уговаривала Росавиацию разрешить им полёты по альтернативному маршруту – над Сирией. Как утверждают в iFly, анализ специалистов авиакомпании показал, что «выбранный маршрут, включающий пролёт в воздушном пространстве Сирии протяжённостью 240 км и длительностью около 17 минут, соответствует установленным международным нормам авиационной безопасности и может быть использован для безопасного выполнения регулярных рейсов в Египет».

Росавиация, запретившая с 2013 г. российским гражданским самолётам полёты над Сирией (недалеко от лайнера Nordwind тогда разорвались две ракеты, выпущенные с территории Сирии), на уговоры не поддалась, так как по-прежнему считает воздушное пространство этой страны потенциально опасным для полётов, хотя и начала процедуры межведомственного согласования вопроса безопасного использования воздушного пространства Сирии российскими гражданскими воздушными судами. Но надо понимать, что такие вопросы быстро не решаются. Поэтому iFly Airlines и Tez Tour надо пока забыть про Сирию и в кратчайшие сроки силами других авиакомпаний удовлетворить претензии не улетавших в Египет туристов и организовать вывозные рейсы из Египта. Роспотребнадзор уже заявил, что будет помогать туристам защищать их права.

Получилось ли iFly Airlines и Tez Tour оперативно решить все проблемы, а Роспотребнадзору защитить все права, мы расскажем в следующем номере, так как на момент сдачи статьи в номер никаких конкретных действий никто из участников этот драмы ещё не предпринял.

Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте