По данным сервиса путешествий «Туту.ру», 51% опрошенных россиян не планируют поездки куда-либо на новогодние праздники. Вроде бы больше половины, и можно сказать, что стакан-то наполовину пуст, но «АН‑Туризм» выбрал оптимистическое определение настроений российских туристов, исходя из значимого, на наш взгляд, критерия – по данным «Туту.ру», такая же доля домоседов была и год назад. Поэтому и напрашивается логичный вывод, что за прошедший год хуже в плане настроений путешественников не стало.
Надо, пожалуй, отметить, что здесь и далее под путешествиями мы понимали, понимаем и будем понимать именно классический туризм. А полная таблица результатов опроса «Строите ли вы планы на новогодние праздники? Собираетесь ли куда-то поехать?» выглядит так:
20% – да. И у меня уже куплены билеты и/или забронирован отель.
9% – планирую поездку, возьму билеты за пару недель.
8% – поеду куда-то, но буду бронировать всё в самый последний момент.
12% – пока точно не знаю, поеду ли куда-нибудь.
51% – я точно не поеду никуда на Новый год.
Уточним, что клиенты «Туту. ру» – это в основном самостоятельные путешественники. Из других результатов этого опроса отметим незначительное снижение подавляющей доли внутреннего авиасообщения (на 3%, год назад был 91% бронирований) и автобусных перевозок (на 7%, год назад было 85% спроса). Железнодорожное сообщение внутри России по-прежнему вне конкуренции – на такие билеты пришлось 96% продаж. А оставшиеся 4% – это поездки в Беларусь.
Распределение по зарубежным странам длительных (минимум три недели) зимних поездок выяснил сервис OneTwoTrip (и тут в основном клиенты сервиса – это самостоятельные путешественники). Проанализировав авиазаказы клиентов и сравнив их с данными за 2019 год, сервис OneTwoTrip пришёл к оптимистическому выводу, что в этом году такие длительные поездки («зимовки») не просто популярны, но и спрос на азиатском направлении даже превысил доковидный и по многим показателям рекордный 2019-й.
В Таиланд, который занимает первую строчку рейтинга, полетит почти в пять раз больше туристов (по сравнению с 2019-м), во Вьетнам – более чем в 21 раз больше, в Индию – в пять раз больше. Также в Топ-5 вошли Шри-Ланка, популярность которой выросла более чем в четыре раза, и Филиппины, показавшие рост спроса в 11 раз.
Места под солнцем хватит не всем
У организованного же туризма оптимистических трендов гораздо меньше. ТО (туроператоры) оказались не готовы (не выкупили заранее в достаточном количестве номера в популярных отелях) к резкому росту турпотока в Таиланд, поэтому турагенты (ТА) не могут обеспечить клиентов номерами с моментальным подтверждением бронирования в отелях на популярном у россиян Пхукете, а цены на номера (особенно на Новый год) в свободной продаже растут ежесекундно. ТА предлагают клиентам рассмотреть другие направления тайских каникул – Самуи, Као Лаг, Пханган и так далее. Ничего никому не хотим навязывать, но один наш коллега вернулся на днях как раз из семейного отдыха на Пхукете и не испытал никаких проблем с выбором отелей. Правда, он их не бронировал и не оплачивал заранее в российских ТО и ТА, а, предварительно отобрав в Интернете три отеля на три недели, на месте подходил к стойке регистрации отеля и всегда добивался хороших скидок, так как платил наличными. Про то, что и выбранная заранее категория номеров также всегда была в наличии, мы уже и не говорим.
Кроме того, если у самостоятельных путешественников в трендах на новогодний отдых представлена исключительно Юго-Восточная Азия, то у организованного туризма в аналогичном (новогоднем) топе в лидерах Египет, далее идут ОАЭ и Таиланд, есть спрос, но гораздо меньше, на Мальдивы, Кубу и Шри-Ланку. Это и понятно, ТО и ТА работают с ОАЭ и Египтом давно (по сравнению с только открытым к прямым перелётам Таиландом), и организационных накладок там гораздо меньше. Но мы не будем разубеждать организованных туристов – конечно, турагент в первую очередь делает так, как лучше туристу. Иногда даже в ущерб себе.
Вот и министр экономического развития Максим Решетников (напомним, что его министерство отвечает сейчас за туристическую отрасль страны) предполагает, что к концу года долг туроператоров перед клиентами за туры, отменённые весной из-за авиационных санкций, сократится до 1, 5 млрд рублей. С весны это первый случай, когда долги стали считать отдельно, до этого весь долг – и за ковидные, и за санкционные туры считали в одной куче. То есть весьма вероятно, что по ковидным турам отсрочки по выплатам больше не будет. А вот по санкционным – вполне. И опять же, как убеждают нас и правительство, и турбизнес, – всё делается в интересах не только туроператоров, но и туристов.
Решает министр Решетников и проблему дефицита пляжного отдыха для россиян. На днях он отметился в Мьянме (пляжи Индийского океана) с весьма неожиданным заявлением. Он пообещал не только в скором времени запустить прямое авиасообщение между нашими странами, но и вместе с туристами привезти в Мьянму и инвестиции в туристическую отрасль, которая там действительно находится в зачаточном состоянии. «Надеяться на 5-звёздочный уровень обслуживания не приходится. Страна только делает первые шаги в туризме. Но если вы неприхотливы, то туры в это государство вам придутся по душе» – так, например, описывает туры в Мьянму один из российских ТО. По идее министра, в идеале российские туристы будут летать в Мьянму на российских самолётах и отдыхать в российских отелях, расплачиваясь картой «МИР» за российские же услуги и товары.
Не будем пока оценивать сбыточность этой идеи. Заметим только, что нельзя сказать, что в самой России наблюдается переизбыток инвестиций. В той же гостиничной сфере по объективным причинам ввод новых номеров по итогам 2022 г. в целом по стране сократится почти втрое. Поэтому давайте для начала подождём «скорейшего» запуска прямых рейсов, про которые, кстати, говорят как минимум с мая. И посмотрим, как пляжи и отели Мьянмы будут конкурировать с пляжами и отелями соседнего Таиланда.
Проклятие чартеров из Калининграда
Чуть ли не еженедельно мы пишем о том, как аэропорт Храброво (Калининград) лишается анонсированных чартеров на пляжные курорты в зимний сезон. Ранее отменили рейсы в Анталью авиакомпании Turkish Airlines и AnadoluJet, сейчас пришла очередь авиакомпании Southwind Airlines, которая запустила в прошлый понедельник программу чартеров из Калининграда в Шарм-эль-Шейх (Египет) через Анталью (Турция). Первый полёт вышел комом – перед рейсом у лайнера во время досмотра случайно была активирована кнопка выпуска одного из одноразовых надувных эвакуационных трапов. Использованный трап отцепили, новый в походных условиях не поставить, и командиру воздушного судна по правилам безопасности полётов пришлось сократить количество пассажиров на рейсе на 46 человек, не обеспеченных эвакуационным трапом. Всего на рейс было зарегистрировано 197 пассажиров.
Через два дня туроператор этой чартерной программы объявил о её закрытии «из-за низкого спроса». Местный турбизнес, в свою очередь, обращает внимание на серьёзные имиджевые и финансовые издержки из-за потери четверти туристов первого рейса и удивляется озвученной туроператором причиной сворачивания программы.
Всё своё ношу с собой
Авиакомпания S7 Airlines просит профильную Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) посодействовать в корректировке действующего постановления правительства №1853 «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ». Дело в том, что во время задержек авиарейсов за границу авиакомпании обязаны разместить пассажиров в гостинице, а по этому постановлению отели могут заселять пассажиров только по внутреннему паспорту, который большинство летящих за границу с собой вполне логично не берёт, ведь заграничный паспорт такой же документ, как и внутренний паспорт. Гостиницам в случае нарушений этой нормы может грозить штраф от 150 до 400 тыс. рублей.
Честно говоря, до письма S7 мы и не подозревали о такой проблеме и пока постановление не скорректировали (а быстро такие дела не делаются), будем, наверное, возить с собой за границу и внутренний паспорт.
Кручу, верчу, запутать хочу
В очередной раз профильные туристические СМИ (исключительно в погоне за позитивной повесткой, разумеется) некачественно интерпретировали новости из Казахстана о судьбе карт «МИР». В российском прочтении новость выглядит так, что управление по контролю за иностранными активами (OFAC), подразделение Минфина США, разрешило банкам Казахстана проводить операции с картами «МИР». Следовательно, делают вывод коллеги, в США не видят проблемы в том, чтобы российские туристы оплачивали «МИРОМ» покупки, делали переводы с карты на карту и снимали наличные.
Увы, OFAC в своём письме поясняет, что ведомство не возражает против использования карт «МИР» в Казахстане частными лицами, а именно гражданами, мигрировавшими из России в Казахстан для совершения операций, обеспечивающих их жизнедеятельность. Конечно, ни для Турции, ни для Таиланда, ни для стран постсоветского пространства такого щадящего пояснения Минфин США не делал, но то, что американцы санкциям попутно будут решать другие свои геополитические задачи, мы знали с самого начала. Так, США предупредили Казахстан, что будут пристально контролировать его работу с российской платёжной системой «МИР», чтобы её не использовали для обхода санкций.
В агентстве по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана отметили, что банки самостоятельно решают, подключаться им к «МИРУ» или нет. Напомним, что в сентябре несколько казахстанских банков прекратили обслуживание карт «МИР», и вряд ли разъяснение Минфина США сподвигнет их пересмотреть своё решение.
На постсоветском пространстве пока только Узбекистан прокомментировал кейс Казахстана. «Вопрос возобновления в республике полноценной работы карт «МИР» не стоит», – заявили в Центробанке Узбекистана. Напомним, российские карты «МИР» в этой стране не работают, хотя кобейджинговые карты Uzcard – «МИР» (выпущенные узбекскими банками) работают на территории республики в штатном режиме.
Плюс один минус два
Вместо трёх стран Шенгенское соглашение с 1 января 2023 г. пополнится только одним новым членом – Хорватией. Против вступления Болгарии и Румынии в Шенген проголосовали Австрия и Нидерланды.
Теперь россиянам для путешествий в Хорватию придётся оформлять не национальные, а шенгенские визы, которые страна должна будет начинать выдавать с 1 января 2023 года. Так как ранее Хорватия преимущественно давала однократные национальные визы строго под даты поездки или с небольшим запасом, то ожидать, что хорваты на радостях начнут раздавать длинные мультивизы, явно не стоит. Единственное, что можно занести Хорватии в плюс, так это 18 визовых центров в регионах России.
Проверки на воздушных границах Шенгена с Хорватией будут приостановлены с 26 марта 2023 года.
Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964