> Долг туроператоров перед российскими туристами составляет 5 млрд рублей - Аргументы Недели

//Туризм 13+

Долг туроператоров перед российскими туристами составляет 5 млрд рублей

№  () от 26 апреля 2022 [«Аргументы Недели », Николай СЕРДЮКОВ ]

Агрегаторы и туроператоры (ТО) фиксируют небывалое проседание (по разным данным, от 40 до 80%) бронирований мест проживания на майские праздники в некогда «всесоюзной здравнице». Причина – закрытый из-за спецоперации аэропорт Симферополя. Местные власти утверждают, что самолётами прибывает не более 30% отдыхающих, эксперты также склоняются к тому, что за сезон падение составит не более трети от ожидаемого потока в 10 млн человек (в 2021 г. в Крыму побывало 9, 5 млн). Сочи, хоть и не резиновый, в очередной раз потирает руки, резонно рассчитывая на эти миллионы, – тёплых морей у нас больше нет, хотя и Калининград рапортует об ажиотажном спросе на майские праздники: «Уже сейчас (на 22.04. – Прим. «АН») достаточно сложно снять номер в Зеленоградске и Светлогорске, в Калининграде такая возможность пока есть ещё», – отчитался министр культуры и туризма анклава Андрей Ермак.

Подтвердил региональный министр и тренд на ещё большее уменьшение глубины бронирований, отметив, что если в прошлом году туристы резервировали гостиницы за 14–20 дней, то в этом году – всего лишь за 5–7 дней. Отметим, что спонтанное бронирование и ажиотажный спрос ставят крест на перманентно декларируемом властями улучшении сервиса родных курортов – зачем стараться, если и так всё раскупают?

 

А в остальном, прекрасная маркиза…

Прежде чем перейти к трендам заморских курортов, ещё несколько слов об отечественной туриндустрии, вернее, об оголтелой рекламе якобы преимуществ оной, которую мы узрели в одном сетевом издании в обзоре «Туроператоры назвали доступные зарубежные направления для отдыха на майские праздники». И какое именно издание этот обзор опубликовало, в этом конкретном случае не важно, это мы увидели одну публикацию, а всего их сейчас, в горячую пору, пруд пруди. Удивляет и то, что кроме рекламы авторы и спикеры этого и подобных ему опусов не брезгуют, мягко говоря, недостоверной информацией, например, процитируем: «Бронировать отель из России в Европе невозможно». Это не так, с уходом Booking.com и Airbnb рынок трансформируется, немного непривычно, но всё по-прежнему возможно.

Ну и собственно аргументация «преимуществ» от ТО: «Участники рынка туруслуг рекомендовали сейчас покупать именно туры, а не бронировать перелёт и отель самостоятельно. «Когда ввели ограничения, туристы с трудом могли вернуться на родину. Карты не работали, новый билет купить было проблематично. А туроператоры своих туристов всё-таки вывозили и расселяли за свой счёт», – пояснили в одной из туркомпаний».

Комментировать это мы не будем, но есть повод рассказать о последних новостях с полей деятельности ТО, а выводы думающий читатель сделает сам. Во-первых, в начале апреля правительство приняло-таки новое постановление по «ковидным турам» (т.е. по тем, что были приобретены у ТО до 31 марта 2020 г.), в очередной раз продлив ТО отсрочку по обязательствам перед туристами – предложить аналогичный турпродукт или вернуть деньги – до конца 2022 года. Сумма оставшегося долга перед организованными туристами – 5 млрд рублей. Во-вторых, «бурю возмущения» (цитируем профильный портал «Турдом») вызвали разъяснения главы Ростуризма Зарины Догузовой по поводу последней волны отмен оплаченных, но не состоявшихся из-за санкций туров. Главная по организованному туризму ожидаемо заняла позицию ТО, «юристы обнаружили в тексте нестыковки с законодательством, а турагенты сообщают, что советы Ростуризма на практике не работают», – пишет «Турдом». Например, трактовка Догузовой ситуации, что если турист откажется доплачивать за тур, то ТО вернёт деньги за вычетом ФПР (фактически понесённых расходов), по мнению опрошенных порталом юристов, во-первых, неверная, во-вторых, некомпетентная, так как подобные разъяснения должен давать только Роспотребнадзор.

 

Две, три, кто больше?

В прошлом номере мы рассказали о планах авиакомпании Southwind Airlines, созданной исключительно для чартерной перевозки российских туристов в Турцию. Но так как крупных российско-турецких ТО у нас три (также см. предыдущий номер), то за прошедшую неделю появились подробности о подключении к спасению сезона ещё двух таких же авиаперевозчиков – Mavigok Aviation (MGA) и Corendon Airlines. Летать, как и Southwind Airlines, они будут в Анталью. У MGA четыре самолёта: два Boeing 737 и два Boeing 777, а у лоукостера Corendon Airlines 32 самолёта: 3 Airbus А320 и 29 Boeing 737.

Но всё это планов громадьё (не забываем, что и Turkish Airlines, и Pegasus Airlines также ведут агрессивную экспансию и планируют увеличивать маршрутную сетку в России) может не сбыться, так как принцип паритета никто пока не отменял, и чьё лобби – авиакомпаний (российских) или туроператоров (как бы российских) будет убедительнее в переговорах с Минтрансом РФ (Росавиацией), пока не ясно. Решения ещё нет, как, впрочем, и ответа Турции на запрос российской стороны на гарантии безопасных (без арестов) полётов наших санкционных бортов. Поэтому, хотя предложения от ТО на перелёты турецкими авиакомпаниями интересны (по цене в первую очередь) любителям чартерно-туристических организованных перевозок, брать такие билеты мы сейчас не рекомендуем – пусть, как и во времена ковидных ограничений, сначала полетят.

А вот новость о том, что крупнейшая сеть лечебных учреждений Антальи Anadolu Hastanesi согласилась принимать оплату за медицинские и сопутствующие услуги картами «Мир», – просто хорошая новость, без подводных камней. Anadolu Hastanesi – это 7 стационарных госпиталей и 300 медицинских пунктов в отелях Анатолийского побережья, всероссийской здравницы по системе «всё включено». И если пришлось обратиться за медицинской помощью в рамках медстраховки, дополнительные расходы на лекарства, например, всё равно вылезут, и их надо оплачивать на месте, но теперь можно не тратить на это дефицитную нынче наличную валюту.

И 27 апреля в Турции состоится заседание Научного совета, который отвечает за реализацию мер против COVID‑19. Глава Минздрава Турции Фахреттин Коджа анонсировал, что будет объявлен пакет серьёзных послаблений.

 

Запретное королевство.

А вот для любимого многими россиянами Таиланда наш турпоток в отличие от Турции и Египта не критичен. Поэтому новость об очередном послаблении ковидных правил въезда была принята со сдержанным оптимизмом – добраться до Пхукета обетованного всё равно сложно, очереди из тайских или каких других авиакомпаний, готовых организовывать туристические чартеры, что-то не наблюдается. Но всё равно расскажем о «кардинальном смягчении» правил.

С 1 мая вакцинированным «Спутником V» не нужно сдавать ПЦР-тест по прилёте. А для невакцинированных отменяется карантин, но нужно загрузить ПЦР-тест в Thailand Pass до полёта. Но Таиланд не был бы Таиландом, если бы взял и просто отменил какие-то правила. Нет, он отменяет ранее существующие схемы – Test & Go, «Песочница» и Alternative Quarantine и вводит две новые – для вакцинированных туристов и туристов без вакцины. Как они будут называться – узнаем из официальной публикации в «Королевской газете», которой (публикации) ещё нет. Говорят, что оформить Thailand Pass станет проще. Ничего про это не скажем, мы даже и не пытались рассматривать Таиланд как место отдыха, пока там бушует борьба с ковидом.

 

Кареты превращаются в тыквы.

Китайская платёжная система (ПС) UnionPay, на которую российскими туристами возлагались большие надежды, разочаровывает всё больше. Напомним, что в прошлом номере мы рассказали о том, что эта ПС самоустранилась от решения конфликта с незаконной отменой платежей в иностранных онлайн-магазинах. А сейчас РБК узнал, что из-за опасения вторичных санкций UnionPay не разрешит попавшим под блокирующие санкции российским банкам выпускать свои карты.

Авиакомпания S7 Airlines выходит из международного альянса Oneworld. Согласно сообщению на сайте перевозчика, пассажирам будут временно недоступны ранее действовавшие привилегии. Главная потеря, на наш взгляд, – возможность приобретения «сквозных» тарифов на разные направления по всему миру благодаря код-шеринговым и интерлайн-соглашениям.

Национальный российский перевозчик «Аэрофлот» также не исключает свой выход из международного альянса SkyTeam.

Приглашение к партнёрству – snn@argumenti.ru



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте