В Эстонии и Латвии запретили сервис такси «Яндекс Go» за возможность сотрудничества с российскими спецслужбами
№ () от 19 апреля 2022 [«Аргументы Недели », Николай СЕРДЮКОВ ]
В Эстонии вслед за Латвией запретили сервис такси «Яндекс Go». Запретили и запретили, будем пользоваться другими агрегаторами, если вообще поедем во взбудораженную Прибалтику, но для понимания сути происходящих в выездном туризме процессов интересно посмотреть на обоснование этого запрета. На решение властей Эстонии повлияло предложение Минтранса РФ обязать сервисы такси передавать данные о поездках клиентов в ФСБ. «Запрет деятельности Yandex даёт чёткий сигнал о том, что компаниям, сотрудничающим с российскими спецслужбами, не место в Эстонии. Мы также предложили Евросоюзу ввести санкции против Yandex», – заявила премьер-министр Эстонии Кая Каллас.
Действительно, в конце марта Минтранс РФ разработал очередную версию законопроекта о такси (работа над этим законопроектом ведётся с 2015 года), в котором есть положение о том, что службы такси обязаны предоставить «автоматизированный удалённый доступ» к своим информационным системам и данным ФСБ. Будущее законопроекта пока ещё абсолютно туманно, однако «Яндекс Go» канселят (канселинг – западная культура отмены. – Прим. «АН») уже здесь и сейчас. Самое смешное в этой ситуации то, что в Эстонии услуги «Яндекс Go» предоставляет нидерландская компания Yandex Go N.V., которая не имеет отношения к РФ и хранит данные европейских пользователей на европейских серверах. Агрегатор пообещал оспорить запрет деятельности в суде.
Здесь играем, здесь не играем.
Сегрегацией по гражданству занялась и испанская сеть отелей RIU Hotels & Resorts, которая перестала принимать новых клиентов из России в своих отелях по всему миру, включая популярные сейчас у россиян ОАЭ, Доминикану, Мальдивы и Шри-Ланку. Умиляет текст коллективного письма группы российских туроператоров (ТО) руководству RIU Hotels & Resorts. ТО напоминают руководству испанской сети про международные декларации и конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, про двойные стандарты и про то, что «туризм и сфера гостеприимства призваны укреплять международные связи и сотрудничество, стоять вне политики и исключать любые расовые предубеждения». Ответа на это послание пока нет, но есть ответ на запрос редакции профильного портала «Турдом» с просьбой объяснить «отмену» пользователей из России. «RIU Hotels очень обеспокоена текущими событиями в Европе. Мы переживаем очень «судорожную ситуацию», и компания хочет проанализировать её спокойно, тщательно и с учётом всех заинтересованных сторон. RIU будет продолжать внимательно следить за развитием событий, надеясь, что в ближайшее время будет принято решение», – отвечает «Турдому» представитель RIU. Решения нет, а «отмена» россиян уже есть. Всё, как и у «Яндекса». Новое и вразумительное в этом ответе только определение «судорожной ситуации», которое наряду со «стрессовыми условиями» (вызвавшими отставку главы «Аэрофлота». – Прим. «АН») пополнит нашу лексически-санкционную копилку.
Работа в стрессовых условиях в судорожной ситуации повлияла и на многие иностранные онлайн-магазины, которые стали до кучи «отменять» платежи по выпущенным в РФ картам китайской платёжной системы (ПС) UnionPay. Россияне с начала марта завели уже около полумиллиона (на порядок больше, чем было до санкций в отношении ПС Visa и Mastercard) таких карт, в основном – виртуальных, как раз для оплаты товаров в интернет-магазинах, но интернет-магазинам проще «заканселить» страну, что незаконно, чем разбираться в хитросплетениях (здесь играем, здесь не играем) санкций. «КоммерсантЪ», изучив проблему, пишет: «Повлиять на эту ситуацию могла бы сама система, потребовав от эквайеров на местах исполнять обязательства. Но в UnionPay предпочитают не вмешиваться».
Ни шатко ни валко идут дела и у ПС «Мир». Выступая в Госдуме, первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова заявила, что «скоро наши граждане смогут использовать карту «Мир» на Кубе. Есть ещё две страны, я пока их не назову, потому что начались переговоры, но это тоже страны, куда наши граждане как туристы ездят очень активно». По данным АТОР (Ассоциация туроператоров России), одна из двух неназванных стран – это Венесуэла, так как ещё в марте министр туризма Венесуэлы Али Падрон Паредес сообщал АТОР, что вопрос обеспечения в Венесуэле эквайринга по картам «Мир» «рассматривается». Надеемся, что АТОР ошибается, и ценой титанических усилий для карт «Мир» откроются две страны поближе Кубы и Венесуэлы.
Сам не ам и другим не дам.
Власти Турции приняли и начали уже исполнять дорожную карту по привлечению российских туристов. Согласно этому плану, турецким туроператорам, работающим в России (Anex Tour, Pegas Touristik и Coral Travel формально российские, но бенефициары – турецкие), будут предоставлены кредиты на сумму 300 млн долларов. Этим же ТО авиакомпания Turkish Airlines выделит 1, 5 млн мест на собственных рейсах. Для чартерной перевозки туристов из России на курорты Турции уже создана авиакомпания Southwind с хабом в Анталье и флотом из пяти самолётов Airbus – три широкофюзеляжных и два узкофюзеляжных. Начать полёты Southwind планирует в конце мая.
Наконец, на сайте Turkish Airlines заработала полноценная оплата билетов в рублях картой «Мир» и картой UnionPay (в долларах). Короче, Турция хочет принять в этом году не менее 3 млн российских туристов. Сезон спасён? Как бы не так. Как утверждает портал TourDom.ru, российские власти могут пересмотреть решение о полётах турецких авиакомпаний в Россию, если Турция со своей стороны не создаст аналогичные условия российским авиакомпаниям. TourDom.ru цитирует эксперта, близкого к авиационным кругам: «Турция должна дать гарантии российской стороне в том, что самолёты из РФ не будут задержаны на территории страны вне зависимости, внесены перевозчики в санкционные списки или нет. В противном случае Росавиация может пересмотреть допуски на полёты в Россию турецких авиакомпаний». Как резюмирует TourDom.ru, «такая позиция формируется в правительственных ведомствах с подачи лоббистов российских авиакомпаний. Прежде всего руководства Минтранса, которое долгое время было связано с группой «Аэрофлот» (глава Минтранса Виталий Савельев с 2009 по 2020 г. был генеральным директором «Аэрофлота». – Прим. «АН»).
И ведь это не первый такой пример, это стратегия – как Ростуризму туроператоры важнее туристов, так и Минтрансу авиакомпании важнее пассажиров. Например, Владимир Путин просит правительство «запустить программу компенсации части стоимости авиабилетов на внутренних рейсах», и логично было предположить, что президент говорит про «авиакешбэк», т.е. по аналогии с туристическим кешбэком предлагается стимулировать приобретение авиабилета возвратом части средств на карту пассажира. Но есть логика и есть Минтранс. «Авиакомпании получат не просто субсидии на поддержку своих кассовых разрывов, операционных убытков, они получат субсидии только в случае перевозки пассажиров» – так Виталий Савельев через несколько дней пояснил методику распределения финансирования. То есть по логике Минтранса был вариант получения субсидий за красивые глаза? За само существование авиакомпаний, но решили всё-таки доплачивать за прямые обязанности. И где тут хоть слово про стоимость авиабилетов?
50 Best Tastes of Russia.
Напомним, что в декабре прошлого года мы рассказывали о новом гиде – 50 Best Tastes of Russia – и стартовал он с лучшей полусотни отечественных food-брендов. Сейчас на сайте проекта tastesofrussia.ru вышел гид по лучшим винным хозяйствам России, созданный на основе голосования 500 ведущих сомелье, рестораторов, отельеров, инвесторов, шеф-поваров, гурманов, ресторанных критиков, технологов и специалистов самого широкого спектра предприятий в сфере общественного питания, производства и дистрибьюции продуктов питания, напитков, оборудования, товаров и услуг, сельского хозяйства, гастрономического туризма и сопутствующих сфер экономики.
Стоит отметить, что голосование основано именно на индивидуальных предпочтениях экспертов. Поэтому речь идёт не об объёмах продаж, прибыли и других финансовых успехах компаний – а именно об узнаваемости, доверии и личных симпатиях представителей сферы к отечественным брендам. Путеводитель указывает имена проголосовавших экспертов, но не публикует результаты – за что проголосовал каждый. При открытом голосовании итог не сильно отличался бы от рекламных макетов в любом издании.
Со списком лучших из лучших российских виноделен вы можете ознакомиться на сайте проекта, мы же отметим географию – если следовать постулату о количестве, переходящем в качество, то в безоговорочных лидерах ожидаемо Краснодарский край (22 бренда) и Республика Крым (20 виноделен). С огромным отставанием на третьем месте 4 хозяйства из Ростовской области и по одному номинанту нашлось в Республиках Дагестан и Северная Осетия –Алания, в Ставропольском крае и в Волгоградской области.
Приглашение к партнёрству – snn@argumenti.ru