> Введение системы QR-кодов поддерживают 14% опрошенных россиян - Аргументы Недели

//Туризм 13+

Введение системы QR-кодов поддерживают 14% опрошенных россиян

Маски сброшены: QR-кодам на транспорте дан зелёный свет

№  () от 16 ноября 2021 [«Аргументы Недели », Николай СЕРДЮКОВ ]

Фото Р. Пименов / ТАСС

В прошлую пятницу правительство внесло в Госдуму два законопроекта об обязательном введении QR-кодов в общественных местах и на транспорте. Первый документ – это поправки в Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые придадут видимость законности той вакханалии с QR-кодами, которую уже устроили местные власти всех 85 регионов России. Поправки необходимы, так как конституционные права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. С этим документом всё понятно, в нём неожиданно прописан даже переходный период – до 1 февраля 2022 г. для власти на местах сохраняется теоретическая возможность пускать в общественные места и с отрицательным ПЦР-тестом.

 

Негативный телеграфГНо уже сейчас для невакцинированных путешественников фактически закрыта почти вся интересная (и ранее доступная по логистике и стоимости) с точки зрения туризма Россия. И вряд ли регионы передумают пускать только привитых туристов и воспользуются предоставленной возможностью открыться для россиян с актуальным ПЦР-тестом. Хотя, судя по первой реакции общества, и 1 февраля, и даже 1 июня 2022 г. (срок действия этих поправок) – это довольно оптимистичный срок для декларируемой властью 80%-ной вакцинации населения. Введение в РФ системы QR-кодов поддерживают 14% россиян, свидетельствуют данные опроса SuperJob.ru. Против такого нововведения выступают две трети россиян (68%), а среди сограждан, не проходивших вакцинацию, таких подавляющее большинство (88%).

Добавим к этому и уже начавшиеся стенания бизнеса о неминуемых убытках. В регионах, где уже ввели QR-коды, ретейл отмечает падение трафика покупателей на 50%. Рестораторы прогнозируют уменьшение посетителей на 80%. Отельеры говорят о падении спроса в первые две недели ноября в 40% и особо подчёркивают, что туристы мигрируют в частный сектор, в котором, как известно, при заселении справок не требуют.

Если с первым законопроектом всё более-менее понятно по срокам, то со вторым, вводящим систему QR-кодов на транспорте, пока всё неясно. Внесённые в Госдуму поправки в Воздушный кодекс и Устав железнодорожного транспорта станут обязательными для всех отечественных авиакомпаний и РЖД, но дата начала действия этих ограничений в законопроекте не указывается. Пока утверждается, что требование предъявить QR-код в поездах и в самолётах вступит в действие с 1 февраля, а с какого момента сертификаты о прививке или перенесённой болезни потребуются при покупке билетов – определит правительство, – оценив сроки интеграции систем бронирования на транспорте с сайтом госуслуги.ру. Минцифры утверждает, что готово запустить подобную интеграционную систему в тестовом режиме в декабре. Посмотрим, пока вопросов больше, чем ответов.

«Аэрофлот» и РЖД ожидаемо отрапортовали, что готовы приступить к законодательно оформленной сегрегации хоть сейчас, вот, например, заявление РЖД: «Безопасность и здоровье пассажиров являются главным приоритетом ОАО «РЖД», поэтому компания, безусловно, выполнит все новые требования транспортного законодательства. Надо отметить, что подобные меры приняты почти полгода назад в ряде зарубежных стран – Франции, Турции, ОАЭ и так далее. Там невозможно приобрести проездной билет без документов, подтверждающих прохождение вакцинации от COVID-19 или отрицательный ПЦР-тест».

Интересно получается – когда надо принять один законопроект, нам пеняют: «Вы что, хотите как в Париже?» А когда надо принять другой законопроект, Париж уже раз – и пример для подражания. Да и в заявлении РЖД чёрным по белому же написано: «…или отрицательный ПЦР-тест». Так куда он делся тогда в российском законопроекте?

Негосударственные авиаперевозчики уже подсчитали – введение QR-кодов будет стоить им минимум половины пассажиропотока. Туроператоры предсказывают 30%-ное падение спроса на низкобюджетных массовых направлениях, коими у нас считаются Египет и Турция. Если говорить про путешествия по России, то к тенденции к размещению в частном секторе можно смело добавить смену самолётов и поездов на личные авто и расцвет сервисов совместных поездок типа BlaBlaCar.

В опросе профильного телеграм-канала «Крыша ТурДома» на эту тему по состоянию на 17:30 15 ноября приняло участие 6230 респондентов. И лишь 1% из них готовы вакцинироваться ради поездок по стране и за рубеж. Ещё плюс 2% к ним ответили, что «поддерживают эту меру, иначе не видать нам коллективного иммунитета». Подавляющее же большинство участников опроса (59%) предпочтут отказаться от поездок, пока не отменят это правило.

Низы не хотят, а верхи не могут – что ж, впереди нас ждут «весёлые» деньки.

 

«Музенидис Трэвел»: все свободны

На прошлой неделе случилось то, о чём в организованном туризме говорили с середины лета этого года, – Ростуризм наконец-то исключил из федерального реестра все пять юрлиц туроператора «Музенидис Трэвел». Риторический вопрос: почему Ростуризм ждал пять месяцев с 17 июня 2021 г.? Именно тогда материнская компания Mouzenidis Travel Greece остановила приём туристов. Как мы уже ранее писали, Ростуризм на запросы турсообщества отвечал, что «держит ситуацию на особом постоянном контроле». В итоге туры в Грецию ничего не подозревающим организованным туристам продавались до последнего момента, и им про потраченные деньги за путёвки в Грецию теперь проще забыть. Ведь таковых путёвок, по предварительным подсчётам, продано примерно на 1500 млн рублей, а страховое покрытие «лучшего туроператора по Греции» не дотягивает и до 100 миллионов. Элементарные подсчёты показывают, что туристы смогут вернуть тысяч по 10 из уже заплаченных денег. Может быть, поэтому, зная о неадекватных фингарантиях «Музенидис Трэвел», и тянул с решением Ростуризм, надеясь, что всё само рассосётся? Но, увы и ах, не рассосалось.

Очередное подтверждение того факта, что организованные туристы не защищены от банкротства туроператора. Но вот что удивительно – проблемы у этого греческого оператора начались ещё в марте этого года, когда умер Борис Музенидис, основатель компании, на котором всё и держалось. А наследники, к сожалению, не смогли защитить от кредиторов «империю» Бориса Музенидиса, в которую кроме туроператора «Музенидис Трэвел», работающего в 17 странах, входили авиакомпания Ellinair, сеть отелей BOMO в Греции и строительный холдинг Grecodom. Но, несмотря на знание ситуации, российские операторы и агенты продолжали работать с «Музенидис Трэвел» как ни в чём не бывало.

Мы можем понять, почему люди идут в турагентство за путёвками, нам непонятно, почему до сих пор, даже в это странное время, у организованного туриста нет понимания простой истины, что для организации своего отдыха мало зайти в первое попавшееся агентство, ориентируясь лишь на привлекательную стоимость горящей путёвки?

 

Wizz Air и Внуково, до свидания

По крайней мере для «АН-Туризм» эта авиакомпания и этот аэропорт перестали существовать. Мы запланировали очередной трип выходного дня в Будапешт, благо Венгрия в отличие от регионов России принимает туристов с актуальным ПЦР-тестом (72 часа). Удобный вылет утром в четверг и адекватные цены – что могло пойти не так? Мы даже учли недавний коллапс с супертуманом в Москве, когда самолёт Wizz Air не смог приземлиться в Москве, сел в Киеве, но украинские авиаслужбы далее его отправили не в Россию, а вернули в Будапешт. Разумеется, на рейсах Wizz Air произошёл дичайший овербукинг, и гарантированно защититься от него можно было, только купив заранее места в самолёте. Мы купили. Но и это нас не спасло. На регистрации в аэропорту Внуково мы узнали, что нас нет в списке пассажиров. Да, такой бумажный список, который кассовый оператор в аэропорту вылета, уполномоченный авиакомпанией обрабатывать платежи, передаёт службе, работающей на регистрации. Реальные бумажные списки в XXI веке – это что, нормально и не удивительно?

В платёжной системе Wizz Air произошёл сбой. И ни UTG Aviation services (регистрация), ни «Трансагентство Внуково» (касса) не ударили палец о палец, чтобы как-то решить проблему. «Это же ваша проблема, мы тут ни при чём, решайте с Wizz Air». Но как? Писать письма? Переписываться с чат-ботом на сайте? Ведь представителей Wizz Air нет в аэропорту… Мало того, пассажирам (а нас таких бедолаг набралось немалое количество) предлагалось самим донести эти бумажные списки от кассы до регистрации, когда они наконец появились. Но добило нас даже не это «самообслуживание», а то, что для подстраховки своей задницы руководство UTG Aviation services приказало сотрудникам на регистрации в дополнение к спискам требовать от пассажира и отдельную распечатанную именную справку о прохождении платежа. Без справки не регистрировать! Разумеется, за именной справкой надо было самостоятельно сгонять в кассу.

Этот адовый ад продолжался ровно час. Раз, наверное, 15 мы сбегали от стойки к кассе и обратно. Когда же мы наконец зарегистрировались и сдали багаж (отметим, что онлайн-регистрации у Wizz Air во Внуково нет), прошли паспортный контроль, таможню (которая вдруг стала выпытывать, сколько у нас с собой валюты, а настроения, как вы понимаете, у нас уже не было, и ответ, что мы идём по «зелёному коридору», значит, понимаем, сколько разрешено провозить, почему-то девушку не устраивал…), контроль безопасности и шагнули было в вожделенный магазин дьюти-фри… Вот тут-то нас и настигло объявление о том, что рейс Wizz Air из Будапешта задерживается минимум часа на три.

Мы, с огромной задержкой, потеряв день отдыха, всё-таки улетели в Будапешт. На борту авиакомпания извинилась за задержку и предложила в порядке компенсации бесплатные закуски и напитки. Wizz Air, спасибо большое, но с вами больше никогда!

Приглашение к партнёрству – snn@argumenti.ru

Негативный телеграф

Грузия. С 1 декабря в стране вводятся «зелёные паспорта» (отрицательный ПЦР-тест (72 часа) принимается в отелях и на открытых верандах ресторанов) для посещения большинства общественных мест. Без «зелёного паспорта» можно зайти только в продуктовые магазины и магазины товаров первой необходимости, но маску нужно носить во всех закрытых помещениях и в местах скопления людей.

ГрецияДля посещения кафе и ресторанов в Греции даже с открытой террасой теперь нужно предъявить сертификат о вакцинации или отрицательный тест на COVID-19. Эти же документы потребуются для входа в торговые центры и аутлеты. Открытыми для посещения всеми гражданами без каких-либо документов остаются продуктовые магазины, аптеки, табачные лавки, фермерские рынки.

Николай СЕРДЮКОВ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте