То, чего так долго добивались региональные власти и туристическое сообщество, уже стало осязаемой реальностью. На Байкале несколько лет есть второй туристический сезон — зимний, вместе с его раскрученными брендами: чистым льдом, прозрачным воздухом, настоящим морозцем. Сюда за сибирской сказкой теперь едут тысячи туристов, различные тревел-шоу включают эту локацию в одно из обязательных к посещению мест, блогеры снимают рейтинговые ролики, а кинорежиссеры выпускают фильмы для больших экранов. Правда, в самых различных информационных источниках и отзывах крайне редко упоминается обратная и немаловажная сторона самого прозрачного льда — его безопасность. Это провоцирует туристов на бездумные поступки, совершая которые они рискуют жизнью, часто не только своей, но и своих детей.
Аномальный ледостав
Многочисленные туристы в принципе не задумываются о том, что зимний Байкал — это не парк развлечений, где обычно все продумано, привычно и стабильно. На озере не существует стабильно и ежегодно повторяющихся условий замерзания воды. Даты ледостава, толщина льда, его заснеженность и прозрачность меняются ежегодно. Относительной константой остается только одно — в январе Байкал замерзает, в мае начинает оттаивать. Но это, что называется, «средняя температура по больнице» — обстановка в каждой бухте или заливе каждый год разная.
«В этом году Байкал замерзал гораздо позже обычного. В рождественские каникулы мы приехали на отдых на побережье Малого моря и в районе Сарминского ущелья увидели большой участок незамерзшей воды, — рассказывает байкальский гид Татьяна Постникова. — Можно сказать нонсенс для данной местности в это время. Туроператоры уже привыкли, что в последние годы зимы становятся все теплее, что отодвигает дату ледостава, но в этом году ситуация очень необычная. Добавлю, впервые за много лет в феврале на Малом море были плюсовые температуры воздуха, что тоже необычно».
Свою лепту в этом сезоне внесли и многочисленные, причем весьма ощутимые, землетрясения, не позволившие льду нормально замерзнуть. Сейсмоактивность наблюдается все зиму и уже стала поводом для предупреждений туристам. Так, накануне трехдневных мартовских праздников жителей предупредили, что 5 и 6 марта в Байкальском регионе было зафиксировано три землетрясения интенсивностью 3 балла. Наиболее заметным среди них стало землетрясение в Ольхонском районе. Как сообщается на сайте Байкальского филиала Единой геофизической службы РАН, после этого были зафиксированы еще два землетрясения: в районе поселка Орлик (Бурятия) и на территории Монголии в 70 километрах от Кяхты (Бурятия). Всего за последние 15 дней приборами Байкальского филиала Единой геофизической службы РАН в регионе зафиксировано 15 землетрясений.
Региональное МЧС на днях распространило информацию об актуальной ледовой обстановке. Сообщение касается в первую очередь популярных на Байкале туристических мест. То, что в настоящее время в Ольхонском районе толщина льда в среднем составляет 70 сантиметров, не должно никого обнадеживать. К примеру, у мысов Шида, Улан-Хада наблюдаются полыньи размером 8 на 8 метров! Открытая вода есть у мысов Улирба и Кобылья Голова. Становая трещина, проходящая от мыса Улирба до мыса Гихтэй, имеет ширину до полуметра. В районе мыса Большой Кадильный сейчас активировались подводные термальные источники, и толщина льда там составляет не более 5 сантиметров.
Начальник Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Иркутской области Александр Козлов добавляет: «Хотелось бы напомнить, что ледовая обстановка меняется ежедневно. Это следствие участившихся сейсмособытий, резкого повышения дневных температур. Поэтому необходимо не допускать выезд на лед транспортных средств. Это опасно для жизни».
Слабоумие или отвага?
Ни теплая зима, ни многочисленные землетрясения для массового туриста не являются поводами задуматься о своей безопасности. Как результат — с начала года под лед Байкала ушло несколько автомобилей, пассажирами которых были в том числе и дети. К счастью, во всех случаях обошлось без жертв. Причина абсолютно каждого из происшествий — элементарная безалаберность.
Так, поздно вечером 6 марта в проливе Малое море под лед провалилась Toyota Corolla Fielder. Автомобиль затонул у мыса Шида, в 15 метрах от берега, на глубине почти два метра. В салоне иномарки находились три человека, которые решили покататься на автомобиле по льду Байкала. Все спаслись. Один из пострадавших, 57-летний житель Боханского района, позвонил спасателям и сообщил о случившемся. На место происшествия был послан вездеход «Трэкол», на котором спасатели Сахюртинского поисково-спасательного подразделения БПСО эвакуировали людей до базы в поселке Сахюрта. От дальнейшей помощи пострадавшие отказались. В соцсетях быстро разлетелись снимки с места происшествия — на них заметна крыша уходящего в воду автомобиля прямо в нескольких метрах от предупредительного знака на берегу.
19 февраля в районе бухты Шида на Малом море в 30 метрах от берега под лед провалился автомобиль Suzuki Grand Vitara. Толщина льда в этом месте не превышает пяти сантиметров, есть промоины и трещины. Глубина в месте провала — 7 метров. Машина полностью скрылась под водой. Водитель и пассажир, к счастью, успели выбраться. В отношении водителя сотрудниками МВД России и должностными лицами местной администрации были составлены протоколы об административном правонарушении. Второй случай в этот же день произошел в пяти километрах от поселка Бугульдейка. В автомобиле Toyota Hilux находились жители Бурятии, которые решили сократить путь по льду озера. В итоге иномарка передними колесами оказалась в трещине. На момент прибытия сотрудников Сахюртинского подразделения Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России четверо улан-удэнцев стояли на льду в ожидании помощи. Спасатели вытащили машину из трещины и доставили ее и людей на берег.
13 февраля на Байкале затонул автомобиль, в котором ехала целая семья. Иркутяне, возвращаясь из поселка Хужир на острове Ольхон, решили сократить путь до турбазы и отправились напрямую через Малое море. Однако при этом официальную ледовую переправу они проигнорировали и отправились прямо по льду, где им показалось удобным. В местности у мыса Улан-Хада автомобиль провалился в воду. Спасатели отыскали пострадавших через десять минут после поступления вызова. Люди шли по льду, вымокшие, в шоковом состоянии. У одного из мужчин была сильно порезана рука, но остальные целы. В компании было двое трехлетних детей.
«Незабываемую» прогулку устроил своим гостям 13 января хозяин одного из гостевых домов — за деньги перевозил на внедорожнике группу людей — туристов из Орла по льду озера Байкал в направлении мыса Уюга Ольхонского района. В 50 м от берега автомобиль провалился под лед. Пассажирам и водителю удалось выбраться, в результате происшествия никто не погиб и не пострадал. Транспорт же затонул на глубине более 10 метров. Толщина льда в месте провала составила 10 сантиметров. По итогу экстремальной экскурсии в отношении водителя было возбуждено уголовное дело, рассмотрение которого началось в конце февраля.
«Профессиональные туроператоры уже давно не рекомендуют выезжать на лед вне официальной переправы или не организуют автомобильные туры на лед без предварительной разведки. Все чаще для экскурсий используются суда на воздушной подушке, благо их в регионе появляется все больше, — комментирует Татьяна Постникова. — Но местные гиды, владельцы турбаз, самостоятельные туристы в массе своей пока еще далеки от понимания, что прежде всего нужно обеспечивать безопасность, а уж потом — впечатления».
На безалаберных иркутян уже обратили внимание и в соседней Бурятии, где представитель местного МЧС, начальник отдела безопасности людей на водных объектах Николай Зайцев раскритиковал туроператоров из Прибайкалья: «Нынешняя зима выдалась аномально теплой, поэтому ледяной покров на водоемах непрочный. Так, при мониторинге ледовой обстановки в середине озера Байкал в некоторых местах толщина льда составляет всего около 10 сантиметров. Некоторые недобросовестные перевозчики занимаются перевозкой людей со стороны Иркутской области в сторону республики. В момент переезда существует большая опасность провала техники под лед с последующей гибелью людей».
Запреты и рекомендации
На аномальные погодные условия заранее обратили внимание чиновники, к которым в первую очередь потенциально могут возникнуть вопросы у правоохранительных органов, в случае различных ЧП. Так, правительство Иркутской области с подачи МЧС выпустило постановление, которое поставило крест на проведении зрелищных массовых мероприятий. Организаторы популярного шоу «Забег русских троек на льду» и фестиваля экстремальных видов спорта на льду «Байкальский разлом» в этом году вынужденно отменили их едва ли не за пару недель до событий.
Такое решение чиновников обществу не понравилось, ведь в данном случае речь шла не об озере Байкал, а о территории иркутского водохранилища. В противовес приводились примеры властей Бурятии, которые ежегодно проводят на льду озера массовые мероприятия — «Байкальская рыбалка» и гоночный фестиваль «Байкальская миля».
Правда, несколько дней спустя стало известно, что Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура внесла представление в адрес правительства Бурятии, в котором запретила организацию массовых мероприятий на льду с использованием авто- и мототранспорта. Теперь проведение мероприятий в республике, запланированных на конец марта, остается под вопросом. Пока толщина льда в местах проведения, по предварительным замерам, составляет от 0,8 метра до 1,1 метра, что позволяет проводить разные акции. Инспекторы государственной инспекции по маломерным судам ведут мониторинг ледовой обстановки. Если внезапное потепление не позволит проводить массовые мероприятия на льду, то их, скорее всего, не будет.
В Иркутской области спасатели настойчиво просят людей обратить внимание на то, что лед ненадежен не только в районе Малого моря, но и в других популярных туристических местах — в Слюдянском и Иркутском районах. Становая трещина от мыса Толстый в Слюдянском районе вдоль побережья поселка Листвянка в сторону населенного пункта Бугульдейка динамична. Она расширяется, местами достигает двух метров. В районе поселка Большое Голоустное толщина льда у берега составляет 80 сантиметров, но на удалении лед значительно тоньше. В Слюдянском районе толщина льда варьируется от 25 до 40 сантиметров, ледовый покров неравномерный, напитан талой водой. На льду наблюдаются многочисленные трещины, местами промоины и нерпичьи лунки, присыпанные снегом.
В связи с этим сотрудники МЧС призывают любителей пеших прогулок воздержаться от выхода на туристский маршрут «Ангасолка — Слюдянка», а автомобилистов — не пользоваться нелегальным «зимником» для переезда из поселка Листвянка в Большие Коты. На данном участке ежегодно регистрируются факты провалов автомобилей, и МЧС старается перекрывать съезды к несанкционированной дороге, но безалаберные граждане все равно «прорываются».
Мы привыкли думать, что запреты и рекомендации надзорных структур связаны больше с желанием «прикрыть тылы», нежели с реальной заботой о людях. Возможно, такая точка зрения и имеет право на существование. Но тогда откуда появляются новости в духе: «водитель трамвая из Иркутска с неисправными тормозами протаранил девять машин», «семья из Приморья с тремя детьми провалилась под лед при рыбалке, все погибли», «на Сахалине мать оставила в квартире трех дошкольников, которые устроили пожар и сгорели»? Не потому ли, что спасатели часто приезжают в тех случаях, когда кто-то, ответственный или за себя или, тем более, за жизни других людей, «не включил мозг», не внял элементарным правилам, предупреждениям, логике, наконец. На их примерах должны «учиться» другие. Но будут ли — большой вопрос.