Представители туристического бизнеса осторожно констатируют постепенное восстановление рынка, хотя, по мнению большинства операторов, для достижения прошлогодних результатов пока еще далеко.
Это неудивительно, ведь выездной туризм, дававший значительную долю прибыли многочисленным агентствам, пока еще не оправился от потерь, связанных с пандемией COVID-19.
Накануне возрождения
Убыток туристической отрасли за период пандемии достиг астрономической суммы. Ростуризм оценивает ее примерно в полтора триллиона рублей.
– Достигнуть докризисного объема удастся никак не ранее конца 2021 года, – считает менеджер общенациональной сети туристических агентств Олеся Михайлова. —Этот прогноз составлен аналитиками Российского союза туриндустрии, и данную оценку поддерживает большинство операторов. Спрос на отдых на отечественных курортах добрался до отметки в 90%.
Куда же отправляются россияне проводить свои отпуска?
– Высокий спрос сохраняется на традиционно «горячее» направление – Черноморское побережье как Кавказа, так и Крыма, —рассказывает Олеся Михайлова, – это около четырех пятых всего потока. Уже к августу Кубань и Крым вышли на прошлогодний уровень загрузки аналогичного периода. Так, по данным Ростуризма, только в Крыму отдохнуло около полутора миллионов россиян. Неплохо чувствует себя и Сочи, спрос на всероссийскую здравницу поддерживается в том числе и тем, что цены на питание и проживание в среднем остались на прошлогоднем уровне, и они в полтора-два раза ниже, чем в той же Турции.
Интерес люди сегодня проявляют и к менее раскрученным направлениям: в этом году хорошие показатели у Карелии, Алтая, Байкала и Калининградской области.
Родину полюбили за деньги
Федеральный бюджет выделил на целевую поддержку внутреннего туризма около 15 млрд рублей.
– Эти средства значительно повысили уровень внутреннего спроса. Как и планировалось, – поясняет Олеся Михайлова. – Возврат части средств, потраченных на отдых, по программе кешбэка принес свои плоды. Сыграло свою положительную роль и продление сезона фактически до конца октября.
Напомним, что средства россиянам, решившим познакомиться с собственной страной получше, возвращаются на карту национальной платежной системы «МИР». Сумма компенсации составляет от 5000 до 15 тысяч рублей в зависимости от стоимости самого тура.
Ассоциация туристических операторов России (АТОР) тем не менее констатирует по итогам завершившегося сезона снижение объема внутреннего пассажиропотока на всех типах линий (железнодорожных, водных, автобусных и авиационных) примерно на 50% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.
– Проблема в том, что в разных регионах действуют разные фазы ограничений, связанных с пандемией коронавируса, – констатирует кандидат медицинских наук Валентина Новикова. – В частности, на некоторых российских курортах от отдыхающих требовалось предоставление отрицательного теста на COVID-19. Это, с моей точки зрения как практикующего врача, рациональному объяснению не поддается. Ибо негативный тест свидетельствует лишь о том, что в момент его сдачи вы не были больны. Но после прохождения теста вы, получив вожделенную справку, сели в поезд или самолет. И могли подцепить инфекцию уже от попутчиков. Более правильной была бы практика проведения анализа непосредственно перед заселением на курорте, уже по прибытии. А там в лучшем случае измерят вам температуру бесконтактным градусником.
Новые направления
В последние годы в качестве туристических «выстреливают» ранее не слишком популярные регионы. Один из интересных примеров – Тюмень, турпоток в область за три года вырос вдвое, в благоприятном 2019-м край нефтяников принял 3,2 миллиона гостей, привлеченных и пляжным отдыхом, и местными термальными курортами. Правда, в это году власти констатировали падение показателя на 35–40%.
Региональные власти, как и федеральный центр, запускают свои «программы лояльности», предусматривающие скидки на размещение в определенных гостиницах, питание в определенных ресторанах – участниках проектов развития местного гостеприимства.
Еще один фактор современных туристических реалий – переключение туроператоров таких регионов, как Камчатка и Сахалин с Курилами, с обслуживания иностранцев на соотечественников. Число россиян, собравшихся посетить тот же Сахалин, оказалось неожиданно большим. Пришлось даже организовывать дополнительные чартерные авиарейсы, чтобы обеспечить доставку всех желающих побывать на острове.
– Когда мы говорим о статистике, нужно в первую очередь смотреть на структуру туристического потока, – подчеркивает Олеся Михайлова. – Сейчас постоянно растет доля так называемых «самостоятельных бронирований», в основном через интернет. Повышается и количество людей, покупающих путевки непосредственно в санаториях и домах отдыха. Эти туристы вообще в корпоративную статистику не попадают, как не попадают в нее и дикари, отправляющиеся на южные пляжи на своих автомобилях и со своими палатками. А их, прямо скажем, немало.
Действительно, по данным АТОР, количество самостоятельных туристов, не прибегающих к посредническим услугам агентств, в этом году уменьшилось незначительно. Предполагается, что данный сектор и впредь будет наращивать объемы.
Невезучий сегмент
Опрошенные «АН—Волга» эксперты рынка туристических услуг в один голос утверждают, что более всего от пандемии пострадал деловой туризм. Это так называемый сегмент MICE (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions – «Встречи, Стимулы, Конференции, Выставки»). Ведь в новых условиях даже главы государств общаются друг с другом в формате видеоконференций.
– Сегмент MICE в России начал развиваться гораздо позже, чем в других странах, – рассказывает кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Еще в советское время существовали государственные туристические бюро, те же «Спутник» и «Интурист», но они занимались исключительно отдыхом. А всяческие отраслевые конференции или симпозиумы проходили по ведомственной принадлежности. Только в начале двухтысячных в России появились первые ростки бизнес-туризма, и сейчас для него настали весьма непростые времена. Роспотребнадор не одобряет многолюдные мероприятия. И чиновников можно понять: они опасаются распространения коронавирусной инфекции.
Итоги и перспективы
В целом туристическая отрасль понесла значительный урон от пандемии. И ни одна страна не стала исключением. В России ситуацию несколько облегчило смещение акцента с выездного туризма на внутренний, но полностью компенсировать убытки туроператорам, разумеется, не удастся.
– Рост спроса на внутренние маршруты не закрыл выпадение доходов туристических агентств от закрытия границ и отмены международных авиарейсов, – констатирует Василий Самыкин. – А внутри страны у компаний свои сложности: неразвитость инфраструктуры гостеприимства, нехватка мест временного размещения, высокие цены на перелеты. Вот статистика, опубликованная Центробанком: объем входящих платежей в туристической отрасли к началу сезона отставал от прошлогодних показателей на целых 90%. Кроме всего прочего, из-за вводимых Роспотребнадзором и региональными властями ограничений сезон фактически сократился на полтора-два месяца, это уже ничем не исправить. К осени, когда открылись некоторые зарубежные направления, цифры несколько улучшились, но все равно не превышают и половины докризисных. Текущий финансовый год для большинства участников рынка станет убыточным.
Смягчила удар, нанесенный отрасли, государственная программа поддержки, разработанная Минэкономразвития РФ. В ее рамках бизнесу предоставляются безвозмездные субсидии на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий: замеры температуры гостям и персоналу ресторанов и отелей, обеспечение социального дистанцирования, раздача средств индивидуальной защиты и антисептиков.
На форуме «Россия: Туризм-2020» в этом году прозвучало мнение, что главная задача отрасли – обеспечить постоянный долгосрочный спрос на внутренний туризм, чтобы он успешно развивался не только при наглухо закрытых границах. А совсем недавно глава Ростуризма Зарина Догузова заявила, что «туристическая отрасль в России может восстановиться после пандемии уже к весне 2021 года». Это достаточно оптимистичный прогноз, ранее предполагалось, что компании оправятся от потерь лишь к концу будущего года.