Большая Байкальская тропа или сокращенно ББТ — развивающаяся сеть туристических троп в самых разных частях побережья Байкала — давно стала одной из визитных карточек региона, регулярно входит в различные ТОПы пеших маршрутов России и мира. Самым известным участком ББТ является 50-километровый путь по берегу от Большого Голоустного до Листвянки.
Редакция еженедельника «Аргументы неделi» решила проверить, насколько «витринным», образцовым является этот маршрут. Возникшие вопросы мы задали сотрудникам ФГУП «Заповедное Прибайкалье», а свои ощущения сопоставили с комментариями известного байкальского гида-экскурсовода.
Рюкзак на спину и вперед
Так называемый пеший или пешеходный туризм активно развивается в последние годы по всему миру, в том числе и в России. В прошлом году Всемирная организация туризма UNWTO даже назвала этот вид отдыха новым мировым трендом. «Пешеходный туризм стал одним из самых популярных видов путешествий. Благодаря ему путешественники лучше взаимодействуют с местным населением, природой и культурой. Это также отвечает растущему спросу на мероприятия на свежем воздухе в целом. Пешеходный туризм может развиваться где угодно как предложение устойчивого туризма с относительно небольшими инвестициями, но с высокой социальной и экономической отдачей как для жителей, так и для туристов», — заявили в UNWTO. В России также уже не первый год делают ставку на развитие внутреннего экотуризма. Например, Минприроды, заведующая нацпарками, регулярно говорит об этом.
Иркутской области повезло: наряду с Кавказом, Алтаем и некоторыми другими российскими регионами у нас есть уникальные природные места, по которым можно проложить отличные пешеходные маршруты — относительно доступные, удобные, хорошо оборудованные. Более того, подобные маршруты у нас уже существуют. В первую очередь, это «дороги», проложенные в рамках проекта «Большая Байкальская тропа», в основном на территории нацпарков, входящих в состав ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
Насколько удобно ими пользоваться, соответствуют ли они ожиданиям людей, готовых с головой окунуться в набирающий популярность вид туризма, сотрудники еженедельника «Аргументы неделi» решили проверить на примере 50-километрового маршрута, проложенного по берегу Байкала от Большого Голоустного до Листвянки. По данным ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», в прошлом году им воспользовались, ориентировочно, 14 тысяч человек.
На тропе и стар и млад
12 июня на маршрутке от иркутского автовокзала приезжаем в Большое Голоустное. Сразу же возникает элементарный вопрос — куда выкинуть пустую бутылку из-под воды. Мусорных урн у входа в местные кафе и турбазы не обнаруживается. То ли ушлые владельцы бизнесов не хотят платить за вывоз мусора, то ли это «причуды», связанные с тем, что поселок входит в территорию нацпарка. Скорее всего, последнее. Проблема давно известная — популярные у туристов поселки, что в Иркутской области, что в Бурятии, что в других регионах когда-то были включены в состав нацпарков. Бытовых проблем в связи с этим у местных жителей хоть отбавляй: любая элементарная потребность — обустроить выгребную яму, построить сарай, установить мусорку и тому подобное тут же спотыкается о массу запретов и бюрократических проволочек. О проблеме знают на самом «верху». По поручению президента территории таких поселков еще в этом году должны были «отрезать» от нацпарков, но претворение в жизнь поручения конкретно буксует. Местные власти ждут соответствующего документа чуть ли не со дня на день, но в силе пока остаются прежние порядки.
Сотрудник отдела развития ФГУП «Заповедное Прибайкалье» Полина Горбовская рассказала корреспонденту «АН» о том, что в этом году ее ведомство установило в нескольких поселках новые мусорные контейнеры, в том числе и в Большом Голоустном. Но мы такой контейнер, наверное, не заметили. Весь мусор вплоть до Листвянки несли с собой — на тропе площадок для его сбора тоже нет.
«Это нормальная мировая практика. На подобных маршрутах мусорные контейнеры устанавливать не принято по целому ряду причин, — объясняет Полина Горбовская. — Во-первых, его зачастую очень сложно вывозить, в том числе и с побережья Байкала. Во-вторых, любой мусорный контейнер в труднодоступном месте быстро превращается в своеобразный «центр притяжения» и разрастается до свалки. В-третьих, дикие звери, птицы, природные стихии способствуют тому, что мусор будет разбросан в большом радиусе от любого контейнера».
К слову, на тропе действительно чисто. Даже удивительно, с учетом того, что по ней ежегодно проходят тысячи людей. Справедливости ради, надо отметить, что на стоянках в укромных местах периодически встречаются обожженные консервные банки, присыпанные землей. В остальном следов мусора не заметно.
Байкальский гид-экскурсовод Татьяна Постникова, бывавшая на ББТ в самых разных ее частях десятки раз, объясняет это тем, что по тропе в основном ходят люди, которым даже в голову не придет оставить мусор на природе: «Массовый турист здесь несколько иной, чем тот, кто приезжает на Ольхон или в другое красивое место, доступное на автомобиле. Люди, занимающиеся пешим туристом, более сознательные, могут даже прихватить с собой чужой мусор. Поэтому на ББТ и мусора не видно, и природа в целом остается нетронутой, несмотря на то что в пик сезона ежедневно тут могут одновременно идти сотни людей».
Сотни посетителей встретились и нам, правда на отрезке от Больших Котов и Листвянки. А на маршруте от Большого Голоустного до Больших Котов людей заметно меньше. Кого только ни увидишь: вот группа бойких пенсионерок с фотоаппаратами наперевес, вот молодая подтянутая девушка, практически налегке, с маленьким рюкзачком и очень быстрым шагом обгоняет всех попутчиков, а вот семейная пара, напротив, никуда не спешит. Их главный «груз» — два карапуза, едва научившиеся ходить, но уже с большим любопытством тянущиеся к каждому цветку, необычному камню или ветке.
«Самое главное преимущество Большой Байкальской тропы — это потрясающая природа и виды, за которыми идут, что называется, и стар и млад. Я периодически выкладываю в свои социальные сети фотографии оттуда, и туристы со всего мира оставляют восхищенные комментарии, — говорит Татьяна Постникова. — Подобного проекта по протяженности, по количеству отличных видов на каждом километре просто нет нигде в мире. Маршрут отличный, наш регион может им гордиться».
Впереди — большой ремонт
Гид права — открыточные виды на тропе можно снимать на каждом километре, сама дорога удобная, но все же кое-что в глаза бросается. Это и ветхая инфраструктура — видавшие виды лавочки и столы для отдыха, в том числе на местах ночлега. Это дефицит полезной и навигационной информации на маршруте — иногда ответвление от тропы может вывести на роскошную обзорную площадку, но соответствующей таблички-указателя об этом почему-то не поставлено. Это упавшие поперек тропы деревья, которые никто не торопится пропилить.
«Что касается упавших деревьев, то действительно такое встречается. Наши сотрудники периодически расчищают тропу, в том числе и по подсказке посетителей, — не скрывает Полина Горбовская. — Но в разгар сезона это не всегда может быть оперативно, так как люди оказываются задействованы на тушении лесных пожаров и других мероприятиях».
Относительно остальных вопросов по благоустройству, по словам сотрудника ФГУП «Заповедное Прибайкалье», в этом году в июле-августе будут проведены большие работы, связанные с улучшением инфраструктуры. На тропе появятся система навигации, информационные стенды и новые туристические стоянки с костровыми местами. Все это — силами волонтеров и за счет спонсорских средств.
Объем работ по благоустройству тропы был определен по итогам разведки, прошедшей в июне. Специалисты обозначили места для стоянок волонтерских лагерей, отметили проблемные участки, где необходима реконструкция и расширение полотна тропы, а также замена старых мостов через ручьи. Участники проекта определили места установки 10 стендов и 50 указателей. Специалисты разместят на новых информационных стендах сведения об исторических, геоморфологических и других особенностях местности, а также карту и правила поведения на территории национального парка, помогающие сохранить природу. На указатели нанесут километраж до ближайшего населенного пункта, а также развилки тропы.
«Если это действительно так, то эти работы закроют большинство претензий, возникающих к маршруту. Лично мне действительно не хватало большего количества указателей и информационных стендов, на которых я могла бы прочитать, какая река протекает поблизости, как называется тот или иной мыс или утес, какие растения можно встретить по пути и так далее, — оценивает предстоящие перемены Татьяна Постникова. — Ну, а километровые таблички или столбы станут настоящим приобретением. Для туристов очень важно понимать, сколько километров им осталось идти до той или иной части маршрута. Хотелось бы, чтобы в таком направлении проект развивался и дальше».
Кто в ответе за удобства?
Редакция «АН» также присоединяется к радости и гидов, и обычных посетителей ББТ — хорошие маршруты должны развиваться, приносить региону известность, привлекать людей. Есть одно большое НО: подобные обещания мы слышим уже не один год. Остаются и вопросы, ответы на которые, как мы понимаем, могут нам дать только на федеральном уровне.
К примеру, почему госструктура вынуждена обращаться к спонсорам для благоустройства территории нацпарка? Ведь в госказне много денег, об этом нам не устают повторять с телеэкранов. Получается, этого «много» хватает не всем. К примеру, этой весной в федеральном Минприроды прошло совещание, посвященное внутреннему экологическому туризму. Прозвучало, что в этом году для особо охраняемых природных территорий федерального значения выделят 100 млн рублей на обустройство туристической инфраструктуры.
Если вдуматься, то эти 100 млн рублей, «размазанные» по трем сотням ООПТ федерального значения, в среднем по 330 тыс. на каждую. Что такое эти 300 с лишним тысяч для каждого нацпарка и какую «инфраструктуру» можно построить на эти деньги — говорить излишне. На этом фоне начинаешь немного лучше понимать сотрудников, пытающихся собирать символическую плату за проход по своей территории.