«В Тае и Вьетнаме ковида почти нет, можно от него там и отдохнуть». «У нас в Паттайе за последние несколько дней один случай заражения, и то вирус «привезла» тайка-массажистка, вернувшаяся из России». «Я бы заграницу поехала запросто, мне не страшно. Жду — не дождусь, когда мир откроется. Чемодан у меня всегда собран». Комментарии в соцсетях — свидетельство бесстрашности многих россиян, которых, похоже, не сильно-то пробирает страх при мысли о зарубежных поездках в текущих условиях. Что уж говорить о «вылазках» на Байкал? В минувшие теплые выходные немало жителей Иркутска провели у озера. Официально турбазы не работают. Но варианты размещения, говорят, всё же нашлись.
С приближением летнего сезона отпусков традиционно зарабатывающие на туризме страны одна за другой начинают заявлять о послаблении антиковидных ограничений. Где-то собираются запустить туротрасль первым делом «для своих», где-то готовы иметь дело с иностранцами, хотя, возможно, избирательно. Так, например, Испания на этой неделе сообщила, что отменит с 1 июля обязательный двухнедельный карантин для прибывающих из-за рубежа.
Окончательно победили коронавирус? Очевидно, нет. Привыкли к мысли о его существовании? Похоже, да — и многие власть имущие, и рядовые обыватели.
Вот и глава Роспотребнадзора Анна Попова обрисовала будущее: «С вирусом нам придется жить долго». Попова в понедельник, 25 мая, участвовала в брифинге, посвященном перспективам восстановления туристической отрасли в России. Стало известно, что Правительство РФ планирует начать поэтапно снимать ограничения для внутреннего туризма с 1 июня.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко констатировал, что падение оборота в отрасли составило от 95 до 100%, а недополученные доходы по оценке Ростуризма достигли 1,5 триллиона рублей. По его информации, в отрасли непосредственно задействованы 2,5 миллиона человек (если считать со смежными сферами, то и все 7 миллионов), которые находятся сейчас под угрозой потерять свою работу. Так или иначе надо что-то придумывать. Несмотря на то что в ближайшие месяцы масочный режим придется соблюдать, как и требования по чистоте рук, помещений, специальной обработке и обеззараживанию посуды и так далее.
«Планируя следующие три месяца, для кого-то это время отпуска, нужно исходить из того, что риск заражения коронавирусом остается», — напомнила Анна Попова. И сейчас чиновники в срочном порядке голову ломают над правилами, соблюдение которых позволило бы «в новой реальности» «аккуратно» открыть российские отели, курорты, пляжи, запустить круизы. Согласование должно завершиться на этой неделе, сообщила руководитель Ростуризма Зарина Догузова. А на первом этапе будут открыты санатории с медицинской лицензией.
В общем, приоритет обозначен — «безопасный и контролируемый запуск внутреннего туризма в первой половине лета». Правда, при реализации благих декларированных намерений у нас вечно что-то идет не так. Как говорят в народе, «будем посмотреть». Глядишь, и случится российское туристическое чудо, и кризис, как любят утешать, действительно обернется для отрасли новыми возможностями. И сравняются (а то и перегонят) внутрироссийские поездки по популярности мировые вояжи.
Напомним, что авиасообщение с зарубежными странами Россия ограничила. И МИД по-прежнему рекомендует воздерживаться от поездок за границу, если они не связаны с крайней жизненной необходимостью, например получением экстренного лечения, либо посещением тяжелобольных родственников. В ведомстве ссылаются и на заявления Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): после первой волны пандемии коронавируса в мире может последовать и вторая. И даже если страны откроют границы для туристов, как бы потом отчаянным туристам снова не пришлось неделями ждать экстренных вывозных рейсов на родину…
Может, и правда пока имеет смысл в России потратить отложенное на летний отдых? Например, интерес к тому же Сочи всегда был. «Незадолго до закрытия объектов размещения у нас самолёты туристов из регионов летели, — рассказывает местный гид Антон Павлов. — Народ хотел переждать в Сочи. Думаю, отрасль будет восстанавливаться, хотя и очень медленно — пожалуй, к августу, если эпидобстановка улучшится. Но народ все равно поедет. Сейчас многие рассматривают варианты отдыха на июль-август. Бронируют этот период. Изменятся ли цены в новых условиях? Могут вырасти, но незначительно. Учитывая, что в Сочи развивается пакетный туризм, заходят крупные туроператоры, цены будут конкурентоспособными. Заграница для россиянина вырастет в цене куда значительней, это нам на руку».
И Крым (устами председателя комитета Госсовета республики по туризму, курортам и спорту Алексея Черняка) рапортует: с мая-апреля ведется подготовка к курортному сезону, многие объекты уже закупили все, что требуется, нужно только одобрение.
Ростуризм пообещал подготовить к запуску новые туристические автомобильные, железнодорожные маршруты и чартерные направления как для организованных, так и для самостоятельных туристов — «доступные и на самый разный вкус, и бюджет».
На фоне такой риторики «АН» поинтересовался, что по вкусу иркутянам. Кроме родного Байкала. Мы спросили: «Если бы в теории при текущей эпидситуации мир полностью открыл границы на въезд и на выезд, вы бы куда-нибудь поехали? За рубеж или по стране. На отдых или по работе».
Николай, предприниматель в сфере страхования
— Я бы сейчас поехал в Черногорию на машине. Самолётом летать крайне опасно. На личной машине риск заразиться минимален, если ночевать по дороге в палатке. При этом в Черногории официально нет ни одного заражённого. И потом там много квартир, где я могу остановиться. Ну, а так мы планируем на Эльбрус в июле и в Монголию в августе. Тоже на машинах, с друзьями.
Дмитрий, инженер-строитель
— Если бы не было запрета на выезд за рубеж, но сохранилась бы такая же напряженная ситуация с вирусом COVID-19?.. Я бы все-таки покинул нашу страну на период моего отпуска. Российские курорты даже бы не рассматривал, ввиду низкого сервиса, грязного моря и высоких цен.
Из заграничных направлений выбрал бы азиатские направления — там, где зафиксировано низкое количество заболевших относительно от общего количества населения. Возможно, это были бы такие страны, как Филиппины, Таиланд, Малайзия или Индонезия. Снял бы бунгало/домик на краю моря или океана и пожил бы пару недель вдали от цивилизации и большого количества народа. Но средства индивидуальной защиты использовал бы и в аэропорту, и на вокзалах, и в публичных местах.
Степан, преподаватель высшей школы
— Моя работа самым непосредственным образом связана с развитием международных связей, то есть поездки за границу — ее обязательная составляющая, влияющая на эффективность. Когда границы закрыты, то результат этой деятельности падает колоссально. Потому, думаю, когда станет возможен выезд и въезд, я куда-нибудь точно отправлюсь. И дело даже не в том, что работодатель меня не поймет, если при наличии возможности выехать на личные переговоры я буду сидеть дома. Я сам понимаю: если бояться вируса, то нужно отказываться от той работы, которой я занимаюсь. А я люблю то, что делаю, потому мне необходимо текущую ситуацию принять, принять ее риски. Полагаю, таких людей — тех, кто в профессиональных целях должен перемещаться по миру — довольно много. Что касается отдыха, то в этом случае я сейчас бы десять раз подумал и, наверное, никуда не поехал. Одному не так интересно путешествовать. А если с кем-то, то я не готов взять на себя ответственность за то, что позову компаньонов и рискну чьей-то жизнью.
Ашот, бренд-директор
— Я думаю, что с наличием этого вируса надо смириться и жить с ним так же, как мы живем с остальными ранее известными. Поэтому я осуществил бы несколько запланированных путешествий. Во-первых, хотел съездить с семьей в Грузию, чтобы познакомить их с этой прекрасной страной и с моими родными. Во-вторых, отправился бы в любимую Грецию на море и повидался бы с другом. Ну, и очень хочется съездить в Испанию уже не по работе, а отдохнуть. А в России я хотел бы съездить в Калининград и Сочи. Повидать родных и просто отдохнуть в этих славных городах.
Конечно, правила безопасности нужно иметь в виду. Но средства дезинфекции мы всей семьей используем всегда. Что касается масок, то в ближайшие год-полтора, возможно, их нужно будет носить в местах, где большое скопление людей. Но в целом все будет как обычно, я думаю. Хотя, наверное, будет меньше объятий и рукопожатий.