Главным трендом развития российского туризма в 2015 году стало импортозамещение: внутренний турпоток обещает быстро расти, а крупные операторы готовы предложить клиентам пакетные туры по России. Но уверенности в том, что всё пройдёт на «ура», нет.
Руководитель Ростуризма Олег Сафонов заявляет: в 2015-м внутренний турпоток продолжит тенденцию предыдущего года и вырастет ещё на 30%. По его оценке, в 2014-м показатель достиг уровня в 41,5 млн человек и, следовательно, в нынешнем году он увеличится до 50 миллионов. «Если в прошлом году турпродукта международного качества в России не было, то сейчас ряд крупных российских туроператоров, которые раньше занимались только выездом, его создали», – аргументирует он.
При этом вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович считает, что организованный туризм на внутреннем рынке всегда был, а бизнес, оказавшийся в кризисной ситуации, с помощью властей лишь нашёл дополнительное пространство, где можно заработать. «Государство обеспечило ему немалую целевую аудиторию в виде примерно четырёх миллионов туристов, которым «не рекомендован» выезд за рубеж, – говорит Канторович. – Бизнес видит спрос и рождает предложение». Солидарен с ним и Илья Уманский, генеральный директор крупного туроператора. По его мнению, «пакетные туры на российском рынке появились не менее 8 лет назад», однако сами «внутренние» туристы не особенно их покупали, предпочитая договариваться с поставщиками услуг напрямую. Вместе с тем никто не отрицает: в этом сезоне российский туризм будет расти.
Основных причин роста по крайней мере три. В их числе девальвация рубля, антироссийские настроения за рубежом и запрет на выезд за границу для ряда категорий клиентов. А в качестве «гарнира» к ним эксперты называют падение доверия к «выездным» операторам, обусловленное банкротствами 2014 года. Активную информационную поддержку российских курортов. Рост уровня качества внутренней туристической инфраструктуры. Директор МБУ «Центр развития туризма «Красная Изба» Марина Лебедева, к примеру, констатирует, что интерес к путешествиям в город вырос на 50%. «Это результат обновления туристской инфраструктуры, разработки удобных онлайн-сервисов и активного продвижения туристского потенциала как отдельных регионов, так и России в целом», – считает она.
В этой связи эксперты уверены: в сезоне 2015-го внутренний турпоток вырастет на величину от 20%. Часть представителей бизнеса называют и гораздо более оптимистичные цифры. «По бронированиям мы наблюдаем трёхкратное увеличение спроса на туры по России», – констатирует генеральный директор сети туристических агентств Светлана Макарова. Примерно тот же темп прироста называет и Илья Уманский. И даже вне курортных регионов российского юга отмечают явный рост интереса к путешествиям по родной стране.
Куда поедут «наши»? По оценке Ольги Гузановой, генерального директора одной из туристических компаний, «в этом году примерно 60 человек из 100 будут тем или иным образом отдыхать в России, около 30 останутся дома и никуда не поедут, а остальные всё же выберут отдых за рубежом». Как считают эксперты, летом наиболее востребованы будут «пляжные» направления отдыха, но увеличится спрос и на туры по Золотому кольцу. В Петербург (особенно в период белых ночей) будут хорошо продаваться круизы, а также отдых в развитых в туристическом отношении регионах (Кавказские Минеральные Воды, Подмосковье, Карелия, Калининград и т. д.).
Учитывая ситуацию, ряд ведущих туроператоров уже сделали ставку на внутренние направления: в 2015-м выездной «крупняк» (Pegas Touristik, Coral Travel, Anex Tour, «Интурист», «Библио Глобус») впервые заявил о значительном расширении полётных программ на курорты Кавказа и Крыма. Объёмы ожидаются нешуточные: Pegas Touristik, к примеру, заявил, что готов «поставить» в Краснодарский край до 100 тыс. «пакетных» туристов. А «Библио Глобус» не только анонсировал полётные программы на «юга» из многих городов России, но и открыл продажи туров в Сочи и Анапу на базе автобусных перевозок (2–3 раза в неделю) из полутора десятков городов РФ. Включая даже такие неблизкие к Кубани, как Петербург, Пермь и Екатеринбург.
Казалось бы, остаётся только радоваться за наш туристический бизнес и россиян, решивших повернуть вектор туризма внутрь страны. Однако «Цены на размещение растут по всем направлениям (от 5 до 30% от аналогичных 2014 года), что может отпугнуть часть туристов, которые в итоге поедут «дикарём» или останутся отдыхать на даче».
Руководитель Центра познавательных путешествий Марина Бородинова полагает, что людей, неоднократно побывавших за границей и уже почувствовавших вкус высокого уровня сервиса в отелях или ресторанах, «будет расстраивать, а, может быть, и раздражать качество сервиса и комфорта в объектах российской туристической инфраструктуры». В связи с чем Илья Уманский замечает, что «по ряду причин интерес к российским курортам может иметь короткий временной эффект». «Сейчас, как никогда, приобретает высокую актуальность профессионализм тех специалистов, которые отправляют людей на отдых, – уверен он. – Ошибки при выборе объекта размещения, например, могут привести к негативной оценке всего курорта и нежеланию снова ехать на российский юг».
Многие эксперты не без оснований утверждают: соотношение цены и качества до сих пор складывается не в пользу российской индустрии отдыха. При этом общий объём финансирования Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011–2018 годы» в настоящее время сокращён с 338,9 млрд рублей до 139,5 миллиарда...
Есть и ещё один явный «тормоз» – стоимость транспортных услуг. Недорогих билетов, особенно в сезон, явно не хватает, а оплачивать дорогие перелёты на регулярных рейсах желающих не так уж много. Пакетные туры с отдыхом в Крыму и на Кавказе будут пользоваться спросом лишь в случае, если туда полетят чартеры, благодаря которым будут обеспечены приемлемые цены.
Остаётся дождаться окончания сезона и надеяться, что чаяния решивших отдохнуть на родине россиян оправдают и операторы, и инфраструктура: иначе в следующем году, когда экономика страны перестанет «падать», вектор туризма может снова повернуться не внутрь, а за её пределы.