Путешествие в Нижний: борьба с Бабой Ягой (ФОТО)
13 ноября 2014, 21:29 [«Аргументы Недели», Мильда Соколова ]
Нижний, без всякого Новгорода – так называют свой город жители, подчеркивая его особость. Город насыщен водой и воздухом – в месте слияния двух великих русских рек, Оки и Волги, он стал ареной козней древних сил.
На высоком берегу над Волгой захватывает дух: так и подмывает заорать, как Катерина из ненавистной всем школьникам «Грозы», какую-нибудь цитату из великой русской литературы и воспарить над завораживающим простором… Недаром эти места были обитаемы еще задолго до основания города в 1221 году, финно-угорскими племенами, жестоко, надо признать, покоренными русскими витязями.
То там, то тут, на чудных крутых берегах археологи находят древние могильники и следы стоянок железного века, языческих капищ – Стоунхедж отдыхает. Наши предки выходят, гремя костями, кольчугами и шеломами, и смотрят с высот, все ли в порядке, и продолжают призрачные сражения.
Языческие боги отомстили русским витязям за унижение – в истории города явно не обошлось без козней Бабы Яги. Великолепный Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор» знакомит туристов с мифологией древних обитателей Поволжья, сложным, густо населенным миром. Языческий мир был далеко не прост, и выжить в нем было трудно, но боги, надо отдать им должное, с людьми не церемонились, и их помощь в выживании была жесткой, но надежной.
Людям приходилось взаимодействовать с множеством существ, обладавших разными степенями власти и силы: домовыми, дворовыми, овинными, кикиморами, русалками, лешими. Зона ответственности существ включала все стороны человеческой деятельности – и потом прекрасно включила в себя и христианскую веру. Овинный не лез в дела домового или черта на мельнице: присмотришься – получаются настоящие законодатели, которых надо было периодически подкармливать хлебушком, молочком, курочкой (разумное налогообложение), не добрые и не злые. Весьма надежны, недороги, совершенно неподкупны, никакой коррупции - как предложить откат Лешему?
И со справедливостью все в порядке – ведешь себя по правилам – гарантии сохранности твоей жизни и добра возрастают. Мир был опасен, труден, слабо контролируем, но к нему прилагался свод правил, а инициатива поощрялась: не будешь активен и честен – сожрут за милую душу. Кстати, познакомившись с мифологией, подумаешь: уж если приникать к традициям, то надежнее к Бабе Яге и Водяному? Тем более, что телевидение сейчас в два счета убедит граждан в наличии сонма квартирных и машинных.
Постепенно цивилизация наступала, и Баба Яга с водяными попрятались по углам, но о себе знать давали регулярно. Во времена крепостничества жители проявляли мало воли, и жили как придется – Баба Яга развела в городе чудовищную грязь, в которой чуть не утонул император Николай I. Выдравшись из дерьма, самодержец повелел немедленно построить в городе набережную, и город повернулся лицом к реке (до этого все нужники стояли на откосе, в результате стояла немыслимая вонища). В учебниках имя Николая связано с восстанием декабристов, но нижегородцы до сих пор помнят о нем с теплотой.
Купцы Бабе Яге полюбились – они были ужасно инициативными, строили учебные заведения, пароходства, больницы, заводы, большинство из которых функционируют до сих пор. Некоторые жители тоскуют до сих пор по заводам, закрытым из-за того, что станки 1911 года уже не могли стучать. Водяной, который хочет затащить всех в болото, внушает, что заводы эти – наследие СССР и советского рая, старательно пряча истоки российской промышленности в воду.
В городе оставили свои следы великие наши соотечественники – писатель Максим Горький и изобретатель Кулибин, математик Лобачевский и художник Маковский, летчик Чкалов, знаменитые Минин и Пожарский – памятников смотреть не пересмотреть.
Гришка Отрепьев
Великий Чкалов
Могила Кулибина
Могила бабушки Горького
«Мы наш, мы новый мир построим», - завопили отринувшие вообще всех богов граждане, решившие, что кухарка от инженера ничем не отличается, и можно прожить, разделив ответственность за свое выживание на всех. И забрали все плоды инициативных купцов себе. Они решили строить супер-заводы и коммунизм, чтобы у всех всего было поровну, но от Бабы Яги так просто не ускользнешь: помимо физических жертв – сгона всех окрестных деревень на стройку, недоедания, жизни в комнате на одного вдевятером, пригляд НКВД в каждом цеху и доме, пришлось пойти и на жертвы идеологические – пригласить строить ГАЗ американцев. Первый грузовик даже надписи имел, как у Форда. Завод долгие годы работал на износ – в основном, на войну – легковые автомобили на ГАЗе были делом более чем десятым.
Месть Бабы Яги была отложенной, но страшной – Горьковский автозавод стал легендой, но легендой нежизнеспособной. Поначалу машины были красивыми и надежными, но отсутствие инициативы привело к тому, что за все время существования завода было создано всего 8 моделей, себестоимость зашкаливала, а появление даже самых скромных конкурентов убило производство. Люди тоскуют по ГАЗу, по красивой легенде, молодости, по сказочным дворцам, которые строили гении конструктивизма, встающим из болот и лесов, по адреналину энтузиазма…
Новый мужественный бог
Но нижегородцы обязательно победят бабу Ягу – они доброжелательны и веселы, борются с водяным за памятники архитектуры, которых в городе тысячи, сражаются за красоту и право самим решать свою судьбу, и ждут туристов, которые заорут на высоком волжском берегу возле Нижегородского Кремля от восторга. Только не ходите в воплощение идеалов современной нижегородской власти – торгово-развлекательный центр «Лобачевский» - не надо вращать покойного великого математика в гробу, ему приятнее, когда читают его теоремы.
Нижний хорош и удивительной современной архитектурой