Аргументы Недели → Туризм

Путешествие в Белую Русь: где же ты, Славянский мир? (ФОТО)

, 19:55

«Молодость моя, Белоруссия…» пели когда-то Песняры. Когда оказываешься в Полоцке, понимаешь, что Белоруссия – не только молодость партизан всех войн, прокатившихся по Европе, но и молодость славянского мира.

Кажется, в этих прелестных лесах, полях, золотых листьях прячутся духи забытых, но злопамятных языческих богов. Старые боги мстят за предательство – раскидывают камни с таинственными знаками, требуя жертв, а когда их не приносят – забирают эти жертвы сами, кровью и страданиями.

Центр Европы - Полоцк

Первое упоминание о Полоцке относится к замшелой древности – 862 году, он возник одновременно с Киевской Русью, и, казалось бы, стоял у истоков того, что сейчас пытаются назвать Русским миром. Древний мир Европы, через который, как культурное цунами, прокатывались волны цивилизаций: славянские племена, варяги, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, войска Наполеона, Российская империя, СССР, фашистские захватчики, снова СССР…

Кем по национальности были Рогволод, умерший в 978 году, Изяслав Владимирович, сын Рогнеды Рогволодовны и Владимира Святославича, родоначальник многочисленных князей Изяславичей, сами Изяславичи, Всеслав Брячиславич, Василько Святославич, Глебовичи из Минска, Товтивилы с одним «л» и Радзивиллы с двумя, дети литовских, польских, венгерских, греческих мам – не имеет значения, воевали они непрерывно. Гражданская война не прекращалась, кажется, никогда – Полоцк то становился столицей Русского княжества, то частью Великого Литовского. С князьями чередовались монголы – с ними тоже бились, временно объединяясь. По мере становления государственности Витебск и Полоцк переходили от Древнерусского царства к Литве и Речи Посполитой, по пути в Русский мир успели побиться и с французами.

Бывший Католический университет в Полоцке

Потом пришла Российская империя и вроде бы положила конец всем этим безобразиям, но все же предусмотрительно нарисовала черту оседлости. Новые и старые миры успели сформироваться и мирно ужиться друг с другом на пространстве Витебской губернии, и тут явился СССР со счастьем, одинаковым для всех. Сталин, Гитлер, а затем опять Сталин навели новый порядок, в котором куда-то потерялись прижившиеся в Белоруссии литовцы, латышы, поляки, евреи... Самобытные диаспоры были изведены под корень – а с ними погибли их уникальные, яркие миры. Какому миру в угоду?

Деревянный дом в Полоцке, уцелевший во время фашистских бомбежек

Созидание на этой земле боролось с разрушением яростно и непрерывно. Долгие века через Двину проходил Великий транспортный путь из варяг в греки: благодаря предприимчивости князей (назовем их славянскими, ибо поуправлять на этой земле успел даже Стефан Баторий, чистый финно-угорец) в Полоцке и Витебске были созданы, как сказали бы сегодня, мощные логистические центры и торговые предприятия, а к ним возведена необходимая духовная основа – тянущиеся вверх белые храмы, с одного боку предстающие Софиями, с другого боку оборачивающиеся, как колдуны, Нотр-Дамами: смешение культур привело к появлению такого необычного архитектурного явления, как «виленское барокко».

Первой феминисткой, опередившей время, можно назвать знаменитую святую этих мест Евфросинью Полоцкую – Евфросинья она только в монашестве, а родилась она Предславой. Девушка не пошла замуж – считалась некрасивой и неумной (скорее, с современной точки зрения, шибко умной), но в лоне церкви смогла реализоваться на зависть современницам: читала и переписывала книги, сама создавала библиотеки и закладывала храмы, совершила путешествие в Иерусалим. А замужем сидела бы в тереме и вышивала. Заказанный ею удивительной красоты крест для Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря стал легендой – его пожелал увидеть лично Сталин. Крест, увы, пропал во время войны из музея навсегда…

Творили в Витебске Марк Шагал и Казимир Малевич, но коварный дух белорусских лесов поссорил и их: пока Шагал был в Петрограде, Малевич воссел на его трон главного революционного художника Витебска. Шагалу пришлось скрыться в Париж, что сберегло ему жизнь. От Малевича не осталось даже могилы, последние ее следы скрылись под торгово-развлекательным комплексом.

Символ времени Шагала - часы с руками и ногами в парке Витебска

Прожил на берегу Двины лучшие годы и Илья Ефимович Репин – его жизнь тоже была спасена эмиграцией, но семья пострадала: дочь и внучка долго бедствовали и обивали пороги, прежде чем смогли приехать к старенькому художнику.

Войны прокатывались по Белоруссии страшным огненным колесом – миллионы жизней были принесены в жертву агрессии и амбициям правителей, страшные концентрационные лагеря стали последним домом миллионов жителей деревень и городов. Гражданская война, Первая мировая, революция, Вторая мировая – пожар следовал за пожаром, убийство за убийством. Полоцк был разрушен полностью, разрушены дома и предприятия, храмы и музеи. В Витебске некоторые храмы уцелели – но и мирное время оказалось убийственным для наследства славянского мира. Решив показать верность коммуниста-ленинца идеям, председатель Витебского горисполкома Сабельников с воплем «Не мешайте строить новую жизнь!» умудрился взорвать уцелевший во время бомбежек древнейший памятник русской архитектуры — Благовещенскую церковь, современницу похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича на землю Половецкую в 1188 году. Святославичу, хоть он и шел походом, церкви рушить в голову не приходило.

Кроткие белорусы восстановили храмы и улицы древних городов, отстроили дома и открыли новые музеи, Витебск прославился новым «Славянским базаром». Белоруссия сегодня вполне оправдывает свою характеристику Белая: белые храмы, белое небо, серебристая Двина, чистейшие улицы и светловолосые детишки, белые скатерти, белый майонез (этого иностранца почему-то здесь полюбили и совершенно напрасно поливают им вкуснейшую картошку с мясом), белое пирожное «Наполеон» (тает во рту, крем заварной, тесто – нежнейшее). Там очень чисто, очень спокойно и очень тихо. Парки пленяют осенней листвой и поздними цветами, художники ищут свое лицо, а лесные духи получили множество камней. Волшебными огнями сияют города по ночам – подсвечены дома, улицы, парки, фонтаны… 

Кажется, славяне устали воевать за славянский мир. Им нужно просто немного покоя… 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram