В мире существует немало непризнанных де-юре государств, тем не менее существующих де-факто. Например, Косово, признанное почти всеми, кроме России. Или Абхазия – также почти всеми, кроме нас, непризнанная. Но есть на карте мира «государство» не только никем не признанное, но и мало кому известное – Сомалиленд. Там бывает несколько сот европейцев в год, а граждан России – вообще единицы.
Попасть туда несложно – достаточно посетить «дипломатический офис» в Аддис-Абебе, заплатить 40 долларов и послушать напутственную речь «посла» – мол, у нас всё хорошо, езжайте и расскажите об этом всем. Когда я спросил его, а дадут ли мне на границе автоматчика в сопровождение, он рассмеялся – это пережитки, у нас безопасно. Этому пережитку не более года – ранее иностранцев обязывали взять охрану. Стоит это 15 долларов в день за одного охранника, если двух – то со скидкой. Успокоив меня таким образом, он спросил – так вы к нам едете? Я ответил – ок, поеду к вам в Сомали… В Сомалиленд – терпеливо исправил меня «посол».
На границе с Эфиопией высокие и чёрные сомалийские беженцы обступают и возбуждённо тычут в меня пальцами: «Американо?» Но я гордо вытаскиваю русский паспорт и отвечаю: «Русия, друг»... Из толпы выходит некто – видимо, их авторитет – и изучает паспорт. Потом удовлетворённо кивает, что-то говорит, и все расходятся.
И вот я в Сомалиленде. Пустыня, пыль, маленькие посёлки, домики то ли из тряпья, то ли из досок. Отличие от соседних районов Эфиопии – нет попрошаек, но нет и пива. Когда я спросил его в какой-то лавке, мне возмущённо ответили: «Какое ещё пиво? Это мусульманская страна»... Ответили, кстати, на английском. Его в Сомалиленде кое-кто знает – как-никак, бывшая английская колония. По этому признаку и по этим границам они, кстати, и отделились от «основного» Сомали – в прошлом колонии Италии.
И вот многие километры позади, и в багажнике раздолбанного пикапа (иных мест не было) я въезжаю в столицу Харгейсу. На пути миновали не менее 5 блокпостов. Но вместо тотального контроля водитель отделывался заготовленной бумажкой в 100 шиллингов (2 рубля). Столица страны выглядит, так же как и вся страна: мусор, разломанные дома, мечети... Но кое-что строится, а правительственные здания выглядят даже современно. На улицах ты в диковинку, и каждый знающий язык спрашивает примерно одно и то же, в том числе: «Как тебе нравится моя страна?» На что я отвечаю, не забывая добавить к «сомали» слово «ленд»: «Сомалиленд – отличная страна!»
Из столицы мой путь лежит в другой крупный город на берегу Красного моря – Берберы. На километрах прекрасного пляжа нет никого, кроме солдат, сидящих в блиндажах с биноклями и всматривающихся в море. Моим купанием они удивлены, но в контакт не входят. Наверное, думают: вот безумец. Кстати, в Берберах находится местная гордость – сумасшедший дом. Безумных в Африке немного. А тех, кто есть, обычно никто не лечит. Буйные сидят за стальными дверьми, а небуйные копошатся во дворе. Зрелище так себе. Я оставил «дурдому» 20 долларов на лекарства и отправился осматривать взлётную полосу в 4 км – чуть ли не самую длинную в мире. Когда-то её строили русские для своей экспансии в Африке. И сейчас русские экипажи летают отсюда в Могадишо, куда не проехать по суше.
На вопрос, есть ли здесь пираты, мне ответили так: нет и не было. А если бы и были, чего бояться? Ведь ты не корабль. Все пираты сидят в соседнем, тоже непризнанном, Пунтоленде. Там власть хоть и ратует за объединение всех частей страны в одно государство, но денег без пиратства совсем бы не было. Ибо окружают их одни неприятели: Сомалиленд, Эфиопия и само Сомали, где везде, кроме столицы Могадишо, властвуют «Аш-Шабааб» и «Хизб-уль-Ислаами», совершенно откровенно причисляющая себя к «Аль-Каиде».
Вдоль центральной площади в Берберах сидят менялы с горами местных денег, чей курс хотя и очень низок, но стабилен. Чего, увы, не скажешь о самой стране. Раскольники на Юге уже дробят её на ещё более мелкие «независимые» провинции и районы. Зато туристами местные не испорчены. По крайней мере ни одного сувенира с символикой страны, кроме маленького флага, я там не нашёл. Так что магнитик на холодильник не повесил. Но если кто захочет добавить в свою коллекцию посещённых стран такую экзотическую – могу рекомендовать!