24 сентября российские мусульмане отметят Курбан-байрам, и, скорее всего, с этим праздником их поздравит президент Владимир Путин. Во всяком случае он делал так трижды начиная с 2012 года. С тех пор количество мусульман в России только росло – сегодня их от 15 до 20 млн человек, то есть каждый седьмой россиянин. Следует учесть, что львиная доля наших правоверных приходится на Москву и Петербург, где в сумме с гастарбайтерами из Средней Азии они становятся всё более заметными. Кремль видит задачу-минимум в том, чтобы мусульмане оставались лояльны нынешнему курсу и не ввязывались в межэтнические разборки. А в перспективе из правоверных и православных может и дальше успешно формироваться единая гражданская нация.
«Электронный Коран»
В прошлом году почти 80 тыс. мусульман встретили Курбан-байрам в мечетях Петербурга. Это при том, что мечетей в городе на Неве всего две. Для сравнения: на стадионе «Петровский», где играет домашние матчи футбольный «Зенит», помещается 21 тыс. зрителей. Порядка 1,5 тыс. человек молились на территории Апраксина рынка, ещё тысяча – в молельной комнате на Васильевском острове. Около 70 тыс. мусульман пришли к Соборной мечети на Петроградской стороне, вмещающей от силы 5 тысяч. Чтобы иметь шанс попасть внутрь, люди ночевали у входа, несмотря на холодную осень. А молельными ковриками были устланы все прилегающие улицы и переулки.
Как ни странно, обошлось без серьёзных эксцессов. Не замечено ни одного случая жертвоприношения баранов – против этого обряда выступают власти обеих столиц. Не было и межнациональных столкновений, хотя в те же дни в горсуде рассматривали дело националиста Николая Бондарика. К предшествующему Курбан-байраму он готовил провокации: ряженные под инородцев соратники должны были нападать на петербуржцев, чтобы спровоцировать бучу на этнической почве. Впоследствии Бондарику дали 1,5 года условно.
– Все мусульмане – братья, особенно в день Курбан-байрам, – рассказывает строитель Чингиз. – В ожидании молитвы казахи и дагестанцы делятся друг с другом едой. С утра тротуар вокруг мечети был застлан коврами, пледами, даже кусками обоев и газетами, поскольку молельный коврик есть не у каждого. Несмотря на холод, большинство пришедших перед началом намаза снимают обувь. Кстати, никогда не слышал, чтобы у кого-то в мечети пропали дорогие ботинки. А баран вообще не обязателен. К тому же его немногие могут себе позволить: животное весит в районе 50 кило, каждый килограмм мяса стоит 400–500 рублей в магазине. Халяльную баранину заказывают на бойнях, она вдвое дороже. А ведь традиция велит треть жертвенного мяса отдать соседям, треть – беднякам, а остальное оставить себе.
В толпе, собравшейся у мечети, идёт бойкая торговля, которую Коран не осуждает. Кстати, вместе с самсой и газетами для мигрантов предлагают «электронный Коран»: нужно приложить сканер-микрофон к изречению в книге, чтобы оно зазвучало на русском, арабском или английском. Но такая штука опять-таки не каждому по карману. Куда более в ходу проповеди духовных лидеров, которые можно слушать посредством телефона и наушников. На одной из них Верховный муфтий Талгат Таджуддин призывал слушателей «исполнить гражданский долг и принять участие в выборах вместе со всеми россиянами».
– Ислам – это религия не пришельцев, не мигрантов, а коренных россиян, поскольку мечеть в Дербенте построили раньше, чем была крещена Русь, – говорит председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. – Стоит отметить, что ни во времена царской России, ни в период коммунистического режима мусульмане не имели таких прав, какие мы имеем в настоящее время. По Конституции православие и ислам являются равноправными. Конечно, хотелось бы иметь больше возможностей для строительства наших храмов, чтобы люди могли совершать богослужение не на улице и не на трамвайных путях.
С количеством мечетей ясности не больше, чем с числом мусульман. Равиль Гайнутдин сообщил, что за последние 20 лет число мечетей в России увеличилось в 72 раза. К моменту распада СССР их было не более 100, а к 2010 г. построено и восстановлено 7200. Но в эту цифру, вероятно, вошли так называемые малые мечети – то есть приспособленные для молений помещения, например при рынках. В Москве, например, всего 6 мусульманских храмов, но с учётом «малых мечетей» – больше сотни. А число мусульман в столице некоторые местные имамы оценивают в 4–5 млн человек.
Правда, большинство приезжих хотят лишь заработать деньги и вернуться в свои аулы и кишлаки. Но те, кто решил остаться в России навсегда, искренне пытаются перенимать местные традиции и ритм жизни. Мегаполис, как ничто другое, уравнивает выходцев из разных культур, а «горожанин» – это своего рода национальность. Межконфессиональные браки, порицаемые в глубинке, в городах – обычное дело. В исконно правоверной Казани даже прошёл конкурс красоты «Самая привлекательная мусульманская девушка»: принималось во внимание умение вышивать, готовить чак-чак и читать Коран.
Правоверные горожане
Во время переписи населения в 2002 г. вопрос о вероисповедании не задавался. Однако по её итогам численность традиционно мусульманских народов в России составила около 14,5 млн человек – 10% населения страны. Но по подсчётам мусульманских организаций, численность правоверных ещё во время переписи достигала 20 млн человек. Мусульмане составляют большинство населения в семи субъектах Федерации: в Ингушетии (98%), в Чечне (96%), в Дагестане (94%), в Кабардино-Балкарии (70%), в Карачаево-Черкесии (63%), в Башкортостане (54,5%), в Татарстане (54%). И если среди мусульман Северного Кавказа преобладает сельское хозяйство, то Казань, Уфа, Набережные Челны – это цвет российского машиностроения: КамАЗ, «Уфаоргсинтез», Казанский вертолётный завод, Башкирский троллейбусный завод.
Однако с момента переписи прошло уже 13 лет, а естественный прирост населения в «мусульманских» республиках значительно выше, чем в среднем по стране. По результатам опроса «Левада-Центра», доля российских магометан выросла в 2009–2012 гг. с 4 до 7%, а доля православных сократилась за тот же период с 80 до 74% опрошенных. Если учесть и 10–15 млн иностранных работников, подавляющее большинство которых исповедует ислам, то на территории России (легально или нет) могут проживать 30–35 млн мусульман.
– Их доля в населении возрастает в среднем на 0,6% каждый год, но это не значит, что так будет продолжаться до бесконечности, – говорит социолог Сергей Прозоров. – Во-первых, в российском Нечерноземье впервые за последние 20 лет наметился положительный естественный прирост. Во-вторых, в семьях мусульман-горожан почти вдвое меньше детей, чем в сельской местности. Распространённый страх российского горожанина, будто приезжих с юга на улицах стало больше, чем славянских лиц, связан, скорее всего, с летним периодом, когда число мигрантов в городах возрастает в 2–3 раза, а коренное население, наоборот, разъезжается по курортам и дачам.
Надо понимать, что у российских мусульман, как и у христиан, в недалёком прошлом была жизнь в атеистическом государстве. По данным опроса исследовательского центра «Среда», в 2012 г. лишь 42% мусульман заявили о том, что религия играет важную роль в их жизни, и что они соблюдают все религиозные предписания. В центре полагают, что лишь 6,5% россиян являются последователями ислама, причём две трети из них не относят себя ни к суннитам, ни к шиитам. На Ближнем Востоке подобная ситуация немыслима, потому что различия принципиальны: сунниты не признают посредников между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, зато принимают достоверность шести крупнейших сводов хадисов. У нас наибольший процент суннитов и шиитов проживает в Дагестане – 49 и 2% соответственно.
И всё же на Северном Кавказе преобладает суфизм. По суфийской традиции вокруг духовного лидера формируются тарикаты, обычно сложившиеся по этническому принципу. В своих проповедях лидер трактует народу различные положения Корана, подсказывает, как вести себя в постоянно меняющейся жизни. Необходимость практических советов признана во всём исламском мире. В 2013 г. много шуму наделали мусульманские богословы, попытавшиеся объяснить единоверцам, можно ли работать на таможне, покупать облигации, давать взятки, скачивать книги из торрентов и заниматься сетевым маркетингом. Например, шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин разъяснил, что можно продавать товар нетрезвому христианину, потому что он верит, что ему позволено пить алкоголь. Но если он явно не ведает, что творит, – тогда нельзя. Имам Ахмад, Абу Дауд и аль-Хаким полагают, что мусульманин не может собирать макс (налоги и сборы), поскольку Аллах ясно выразился: «Никто из собирающих макс не войдёт в рай». Хотя в мусульманском мире наверняка найдутся авторитеты, которые считают иначе.
Интересный факт
Курбан-байрам – это исламский праздник жертвоприношения, символизирующий окончание хаджа. История с жертвоприношением может показаться многим христианам знакомой. Согласно Корану, ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Имя сына в Коране не упоминается, но говорится, что он был послушен отцу и Аллаху и не сопротивлялся. В последний момент Всевышний сделал так, чтобы нож не смог резать. А Ибрахиму было даровано благополучное рождение второго сына.
В Ветхом Завете есть похожий эпизод с жертвоприношением Исаака его отцом пророком Авраамом, вдохновивший сотни художников. Ничего удивительного: ислам наравне с христианством и иудаизмом относится к числу авраамических (однокоренных) религий. В Коране с Иисусом Христом отождествляется пророк Иса – один из величайших столпов ислама.
Между Христом и Аллахом
В политическую плоскость вошёл спор о том, могла ли реально Русь принять ислам вместо христианства.
– Практически бесспорно, что Владимир Красное Солнышко изучал такую возможность, – говорит историк Сергей Ачильдиев. – В «Повести временных лет» говорится, что князь принимал посольства неназванных исламских правителей, равно как и людей германского императора Оттона II. В восточных источниках упоминается визит в Хорезм посольства некоего Вуладмира, который подумывал обратить в мусульманскую веру свой народ.Кем и что конкретно обсуждалось во время этих встреч, неизвестно. По более экзотической версии тюрколога Омельяна Прицака, Владимир и вовсе был мусульманином, о чём якобы свидетельствуют косвенные доводы. Владимир женился на дочери булгарского кагана, а по исламским законам мусульманка может выйти замуж только за единоверца. Рождённые в этом браке сыновья Борис и Глеб были его любимцами, а православная церковь долго колебалась, прежде чем канонизировать всех троих. Думаю, в реальности Владимир вряд ли видел реальную альтернативу православию.
Старинный дагестанский город Дербент был взят штурмом мусульманами в 651 году. А крупнейшим мусульманским княжеством на территории нынешней России была Волжская Булгария, просуществовавшая семь веков. С Золотой Ордой всё несколько сложнее: ислам принят Монгольской империей в 1312 году. Получается, в 1223 г. русские рубились на Калке с язычниками, а на Куликовом поле им противостояли уже мусульмане. Кстати, так называемое иго выражалось в обычных вассальных отношениях: нет исторических свидетельств того, что русским княжествам навязывался ислам. Другое дело, что в XVI веке стороны поменялись ролями. После взятия Иваном Грозным Казани и Астрахани началась кампания по христианизации мусульман, а за переход православного в ислам были предусмотрены санкции – вплоть до высшей меры. Тем не менее переходов было немало, а тема «кто больше?» популярна по сей день.
В летописях упомянуто об убийстве в 1262 г. в Ярославле некоего Зосимы – бывшего православного монаха, который принял ислам и служил ордынцам, помогая в сборе дани. В наше время на слуху имя калужского протоиерея Вячеслава Полосина, который в 1999 г. объявил о переходе в ислам и ныне является вице-президентом международной организации «Мусульманский миротворческий центр». О своих причинах Полосин, взявший имя Али, говорит просто: нашёл в исламе ответы, которые не смог отыскать в христианстве.
Тем не менее из ислама в православие поток куда более многолюдный. В СМИ сообщали, что крестились гимнастка Ляйсан Утяшева и бывший глава МВД Рашид Нургалиев, филолог Фазиль Ирзабеков и поэт Юсиф-оглы Гаджикасимов. Но не стоит забывать, что Россия гордится сотнями мусульман, даже тех, кто во времена СССР религиозности не демонстрировал. Однако певец Муслим Магомаев завещал похоронить себя по мусульманскому обычаю. Писатель Чингиз Айтматов говорил, что ислам должен содействовать духу человеческому, его приближению к божественным началам. Голкипер футбольной сборной СССР Ринат Дасаев признаётся, что от соперников его ворота защищал Коран. А ведь были ещё легендарный лётчик-испытатель Амет-Хан Султан, Муса Джалиль и Расул Гамзатов, герой обороны Баязета Исмаил Хан Нахичеванский, незаслуженно оболганный некоторыми историками. И разве не должна Россия гордиться 24-летним дагестанцем Маратом Рахметовым, который в 2013 г. ценой собственной жизни спас на Москве-реке двух девочек – русскую и армянку?
– В нашей стране число этнических мусульман, принявших христианство, составляет 2 миллиона человек, а православных, перешедших в ислам, в разы меньше, – говорит исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев. – Как правило, речь идёт о тех, кто является мусульманином лишь по рождению, а те, кто действительно исповедуют исламские ценности, регулярно посещают мечеть, редко меняют веру. Неизбежная в любом обществе России ассимиляция этнических и религиозных меньшинств в России ускоряется за счёт деятельности экстремистов. Например, после событий в Беслане доля мусульман Северной Осетии сократилась по меньшей мере на 30%. После каждого теракта тысячи мусульман принимают крещение.
Эта статистика как-то не вяжется с обывательскими представлениями об исламе как «агрессивной религии». Но простые граждане редко обращают внимание, что большинство муфтиев публично осуждают действия экстремистов, а некоторые призывают молиться за их жертв. Что касается религиозной культуры, то её развитие требует времени. Неудивительно, что число россиян, желающих совершить хадж в Мекку, растёт рекордными в мире темпами.
Курс на полумесяц
В сентябре 2015 г. строительный кран упал на самую большую мечеть в Мекке – Аль-Харам. Погибли 107 человек, россияне не пострадали. Хотя в священном городе находились в тот момент тысячи россиян, а всего хадж совершают от 20 до 25 тыс. наших сограждан. Чтобы Мекка не лопнула от наплыва правоверных, для любой страны существует квота, по которой паломничество может совершить лишь 1 тыс. человек на 1 млн мусульман. Считается, что в России 20 млн мусульман, поэтому квота составляет 20,5 тысячи, хотя желающих в разы больше. Те, кто имеет двойное гражданство, пытаются уехать через квоту тех же стран Средней Азии. Кроме того, ежегодно около 500 россиян получают личное приглашение от короля Саудовской Аравии вне квоты.
Отправиться в паломничество – дело серьёзное и недешёвое. Такую услугу оказывают лишь несколько уполномоченных турагентств, на сайте одного из них за самый экономичный вариант просят 3200 долларов. Помимо авиаперелёта и места в гостинице в 5 км от мечети Аль-Харам (размещение по 4–5 человек в номере) в пакет входят виза, трансферы, путеводитель паломника, проживание в палатках в Мине и на Арафате и 10 литров воды «Зам-Зам». Люди на неудобства жалуются редко, ведь хадж для мусульманина – это ещё и изменение греховного хода мысли.
– Перед началом хаджа, не доезжая до Мекки, каждый паломник должен облачиться в ихрам – два белых полотна, обмотанных вокруг тела, – рассказывает паломник Эльхан. – Это – обряд посвящения в паломники – после этого запрещается причинять вред всему живому, гневаться, мыться, заниматься сексом. Цвет одеяния символизирует чистоту мыслей паломников, а простота – их равенство перед Аллахом. Мекка – огромный мегаполис, застроенный гостиницами, но самое тяжёлое начинается за её пределами. Например, в долине Арафат после захода солнца, когда 3 млн человек одновременно пытаются выбраться в сторону долины Мина, где они должны совершить общую молитву и провести ночь поста. В Мине стоят три камня, символизирующих сатану. В них паломники должны кинуть каждый по семь камней. В узком проходе шириной немногим более километра может скопиться несколько сотен тысяч паломников, спешащих бросить свои камни.
В этом человеческом море как будто растворяются 2 млн жителей Мекки. Многие из них уверены, что связанные с паломниками хлопоты зачтутся им и они попадут в рай. А чтобы им было легче заботиться о святынях, Аллах подарил Саудовской Аравии самые большие в мире запасы нефти. По этой логике Россию Всевышний тоже должен любить.
Президент Путин ещё в 2003 г. предложил принять Россию в члены «Исламской конференции» (ныне «Организация исламского сотрудничества») – главной международной площадки мусульман со штаб-квартирой в Саудовской Аравии. С 2005 г. наша страна является в этой организации наблюдателем. И на позитивное в целом отношение исламского мира к России не повлияли позиция Кремля по Украине и Сирии и даже конкуренция на нефтегазовом рынке. Москва может только мечтать о столь же уважительном отношении к ней Запада, который вроде как ближе по вере, но куда холоднее душой.
Крымская волость
Едва ли не главной мигренью Кремля в Крыму стали крымские татары, большинство которых являются мусульманами-суннитами. Репрессированный при Сталине народ опасается новых бед при власти Москвы, а той не всегда хватает мудрости встать на его место.
Татар в Крыму проживает от 235 до 280 тыс. человек, ещё 100–120 тыс. – в Узбекистане. По ряду оценок, в Турции может обретаться до 5–6 млн потомков татарских эмигрантов, но большинство из них давно ассимилировано турками.
После освобождения Крыма частями Красной армии в мае 1944 г. Сталин принял решение о выселении крымских татар в Узбекистан «за пособничество оккупантам». Согласно докладам советских командиров, местное население сформировало отряды самообороны от партизан численностью до 14 тыс. человек из татарского населения. При отступлении вермахта отряды коллаборационистов были выведены из Крыма, из них был образован Татарский горно-егерский полк СС. Спустя неделю (!) после опубликования решения Кремля началось переселение из Крыма 228 тыс. «пособников», из которых 191 тыс. оказались крымскими татарами – это более 47 тыс. семей.
Советское руководство явно не рассматривало другую сторону медали. По данным партийного архива Крымского обкома, на январь 1944 года в Крыму насчитывалось 3733 партизана, из них около 600 татар – вдвое больше, чем украинцев. За участие в партизанской войне 12 крымских татар были представлены к званию Героя Советского Союза. В Алуште установлен памятник партизанам с обликом крымского татарина – 18-летнего Сейтхалила, ценой жизни взорвавшего кинотеатр с солдатами вермахта. В рядах Красной армии воевали 60 тыс. крымских татар, из которых более трети погибли. Документы свидетельствуют, что во время оккупации большая часть мирного населения поддерживала партизан: за это немцами и коллаборационистами было уничтожено 127 крымско-татарских аулов.
Однако татары, сражавшиеся в Красной армии, после демобилизации тоже отправились в Среднюю Азию в товарных вагонах. К 1949 г. в местах депортации насчитывалось 9 тыс. татар-фронтовиков, в том числе 524 офицера. А ведь к тому времени тысячи переселенцев погибли от голода и болезней – от 15 до 45%, по разным оценкам. Конечно, такое трудно простить. Тем более вернуться в Крым татарам разрешили лишь при Горбачёве. Поэтому не получится сказать, что виноват один Сталин, от которого нахлебались все без исключения народы Союза.
Тем не менее после присоединения Крыма в 2014 г. Кремль попытался выстроить с татарским меджлисом отношения: президент Путин принял делегацию новых мусульманских граждан России. Крымско-татарский язык объявлен одним из трёх государственных языков на полуострове. В 2014 г. мусульманские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам станут в Крыму выходными днями, а значит, их отметит всё население. Тем не менее заметное число татар не участвовали в мартовском референдуме, 7–8 тыс. из них покинули полуостров. Однако Кремль не теряет оптимизма: во многом «под татар» создано Федеральное агентство по делам национальностей. Да и массового исхода из Крыма не наблюдается.