Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Тема номера № 46(438) от 04.12.2014

Зов газовой трубы

, 18:14 , Обозреватель отдела Экономика

Новой газовой трубы в Европу не будет: Россия остановила строительство Южного потока. Заморожена труба, в которую «Газпром» уже вложил 4,7 млрд. долл. (более 150 млрд. рублей). Без толку сгорела сумма, равная расходам на проведение газа в российские города и сёла за последние 11 лет. Как с обидой выразился президент В. Путин, Европе наши потоки не нужны. Если так, не пора ли развернуть трубы внутрь страны? Голубое топливо – лучший источник энергии, с ним промышленность получит громадное преимущество. Транспорт на газе тоже невероятно выгоден. Что выиграет экономика России, если весь российский газ направить на собственные нужды?

Семь Кувейтов

Сколько газа отправляют за рубеж? В прошлом году Россия выкачала 668 млрд. куб., из них 35% (234 млрд. куб.) ушли на экспорт. Правда, тут поучаствовали 30,7 млрд. куб. туркменского и азербайджанского газа. Всё равно за границу утекает почти треть российского голубого топлива. При том, что внутри страны наблюдается его дефицит, разразившийся на фоне общего сокращения добычи «Газпромом».

Корпорацию это не беспокоит. Она постепенно отрывается от реальности. Если представить, что существуют компании, страдающие манией величия, – «Газпром» окажется в числе первых кандидатов. Наверное, он считает себя чем-то вроде энергетической сверхдержавы и мощнейшего политического оружия. Причём по большей части внешнеполитического. Возможно, «Газпром» видит себя чем-то вроде Шестого флота ВМС США – эскадры, которая контролирует Европу со времён конца Второй мировой.

Пока газовый гигант занят решением судеб мира в дальних далях, стоит разобраться, что он сделал для России. Может, крупно обогатил страну? Ничего подобного. «АН» много раз приводили такой факт: доходы федеральной казны от экспорта газа в 7,5 раз меньше, чем с нефти. Могло быть иначе, например, пополам, но налоги на газ гораздо ниже. Эксперты дают понять, нефть в России – для наполнения бюджета, газ оставили для своих. Но это тема отдельного расследования.

Второй вопрос: что хорошего «Газпром» сделал для простых жителей РФ? Корпорация гордится космическими цифрами экспорта, невероятными тратами на трансконтинентальные трубы и сумасшедшими вложениями в скважины, которые бурят, чтобы качать десятки миллиардов кубов голубого топлива за рубеж. При этом «Газпром» забывает упомянуть о главном безумии. У России 18% мировой добычи голубого топлива, четверть мировых запасов (48,8 из 200 трлн. кубометров). Одно-единственное Уренгойское месторождение равно всему газовому запасу Северной Америки, запасам трёх Китаев или Австралий, семи Кувейтов.

Тем временем в половине российских посёлков газа нет. В Карелии, Мурманской, Новосибирской и Омской областях трубы, по сути, не подвели вообще. Уровень газификации жилья в этих регионах – от 0% до 6%. Трудно с газом в Архангельской, Иркутской, Томской областях и Хабаровском крае – там его протянули от силы в 15% городов и посёлков. Кажется, в европейской части страны с газом лучше. Не тут-то было: в Ульяновской, Псковской, Кировской и Калининградской областях магистрали не добрались даже до половины населённых пунктов.

В 2002 г. с огромной помпой запустили отдельную федеральную программу газификации села. На селе в этом плане полная катастрофа, газ проведён лишь в 28% домов. И то формально: на деле, даже если труба в посёлке есть, подключения часто нет. «На бумаге наш район газифицирован. По соседней с нашим посёлком трассе P-152 идёт газовая магистраль. Но деревни, стоящие вдоль неё, в 100 метрах, не подключают. Были сходы и резолюции, даже местный батюшка бьётся с властями за газ не первый год. Толку ноль», – рассказывает председатель посёлка Спокойное в Ставропольском крае В. Кирдин.

История для РФ обычная. Сельскую газификацию обещали подтянуть хотя бы до 50%. Но вскоре финансирование втихую перебросили на местные власти. Платить им нечем, население к огромным расходам на трубы тоже не готово, в итоге программа увязла.

Особый смех – история, как газ провели в городской округ Староуткинский на Среднем Урале. Местная администрация 20 лет просила «Газпром» протянуть трубу, монополия отнекивалась. Тут разразилась программа газификации, компании «Газпром трансгаз Екатеринбург» поневоле пришлось идти навстречу. В 2011 г. газ наконец пришёл в Староуткинский. Только вместо трубы монополия привела в городок пропановые грузовики. Голубое топливо доставляют за 200 км сжиженным, в цистернах. Это то же самое, как если бы РЖД пустило сани вместо железной дороги. Кроме прочего, из-за огромных расходов на переработку и транспорт газ втрое дороже обычного. Местным энергетикам выгоднее топить мазутом или углём. Всё это не помешало «Газпрому» объявить злополучную псевдогазификацию Староуткинского пилотным «прорывным проектом беструбопроводной газификации» и пообещать – опыт будет растиражирован по России.

Штаны Миллера

Как вышло, что в богатейшей газовой кубышке планеты половина населения сидит без газа, – отдельный вопрос. «Газпром» оправдывается, мол, делаем всё возможное. В радужных отчётах корпорации уровень газификации России с 2005 по 2013 г. вырос с 55 до 65%. Народу пудрят мозги красивыми цифрами. Как же: за последние 8 лет газифицировано 2,7 тыс. населённых пунктов. Звучит впечатляюще, если не знать: в России 153 тыс. сёл плюс 2,38 тыс. городов и посёлков. Значит, с 2005 по 2013 г. газ провели только в 1,7% поселений. Например, в 2012 г. при рекордном бюджете программы газ пришёл только в 429 населённых пунктов. Такими темпами стопроцентная газификация страны растянется на ближайшие 211 лет! Бюджет на программу – просто издевательство. В действительности до 2011 г. газификацией не занимались вообще. С 2000 по 2007 г. на проведение газа в регионы «Газпром» потратил жалкие 10 млрд. рублей. В 2001 г. на это дали 900 млн. руб., в 2004 г. – 2,9 миллиарда. Наверное, расходы монополии на писчую бумагу за эти годы и то были выше. Не говоря о футболе, спонсорстве немецких футболистов. Миллеру немец, получается, ближе.

Не зря у экспертов в ходу шутка: затраты «Газпрома» на проведение газа в регионы равны расходам главы корпорации А. Миллера на новые костюмы, платки и ботинки. Самое печальное, это похоже на правду. Как сообщил недавно депутат Госдумы В. Рашкин, в 2014 г. бюджет монополии на газификацию Ивановской области – 100 млн. рублей. Согласно годовому отчёту «Газпрома», доходы 17 членов правления корпорации в 2013 г. выросли на 67% и составили 1,781 млрд. рублей. Зарплата главы корпорации А. Миллера официально не разглашается. Однако, согласно оценке журнала «Форбс», назвавшего сумму 25 млн. долл. в год, она действительно сопоставима со стоимостью газификации Ивановской области. Что точно: если бы все 17 членов правления «Газпрома» пожертвовали хотя бы половину дохода, можно было бы провести новые трубы в добрый десяток областей.

Вообще злополучная статья «газификация регионов» – одна из самых скромных падчериц в бюджете «Газпрома». Похоже, компания воспринимает её как лишнюю социальную нагрузку. Например, на строительство международных газопроводов в 2013 г.
 «Газпром» направил 380,5 млрд. руб., большую часть съела стройка участка Бованенково – Ухта, по которому газ с Ямала отправится в Европу. Новая труба в Китай с громким названием «Сила Сибири» ещё до краха рубля оценивалась в 1 трлн. руб. – столько нужно освоить до конца 2017 года. В то же время на программу газификации регионов в 2011 г. выделили 29 млрд. руб., в 2012 г. – 37,6 млрд. рублей. Год спустя расходы внезапно усохли почти на 20%, до 33,9 миллиарда.

Может, в целом всё уже уложено? Когда речь заходит о строительстве местных сетей, в «Газпроме» вновь принимаются жонглировать показателями. Первым делом ошарашивают данными о протяжённости газопроводов. Магистральных газовых труб в РФ – 169 тыс. км, местных распределительных сетей – 716 тыс. километров. Размеры кажутся невероятными, пока не узнаёшь: в США магистральных газопроводов – 335 тыс. километров. Между прочим, в 1,3 раза больше, чем нефтяных. В Германии, площадь которой в 48 раз меньше, чем у РФ, – под 100 тыс. км магистральных газовых труб, в Канаде – 75 тысяч.

Что до местных сетей, в других странах на их длину никто не смотрит. Потому что там газ проведён повсюду. Стоит построить дом, в любой глуши сбежится множество частных компаний с предложением подключить голубое топливо. Услуга очень доступна. В Германии и странах Северной Европы плату за подключение к газу вообще не берут. В Белоруссии стоимость подведения трубы к частному дому в пересчёте на наши деньги – не более 30 тыс. рублей.

В РФ приход газа на дачу – событие, которого ждут поколениями. Это предмет многолетних хлопот и воронка для невероятных расходов. В наших реалиях газовая труба может идти в паре десятков метров от дома, но цена подключения всё равно будет атомной. Управы на зарвавшихся газовиков не найти, местными распределительными хозяйствами заведуют многочисленные облгазы, которые устанавливают цены с потолка.

Надо сказать, ещё в 2007 г. Дм. Медведев, работавший тогда первым вице-премьером, обещал: максимальная стоимость подключения газа не должна превышать 20–25 тыс. рублей. С тем же успехом он мог посулить народу бесплатный сыр или бензин по 60 копеек. Все последующие после громкого заявления семь лет редакционная почта полнилась жалобами: во Владимирской области за проведение к дому 200 м трубы газовики запросили 380 тыс. руб., в Липецкой области за врезку потребовали 120 тыс. руб., в посёлках вокруг крупных городов только стоимость оформления газа достигает полумиллиона и выше. «Мне насчитали 800 тысяч. Заглянул в смету, там десятки пунктов. Техническая документация стоит 37 тысяч рублей, некие благоустроительные работы – 56 тысяч. Самое интересное: прокладка газопровода в 25 метров стоила 450 тысяч рублей. Это всего-навсего траншея в метр глубиной с полиэтиленовой трубой. Нормальные подрядчики проложат такую за 10–15 тысяч», – рассказывает глава посёлка Стрешнево в Смоленской области Сергей Котляков.

Голубой огонёк под капотом

С населением всё понятно. Судя по показателям 2012 г., проведение газа в отдельно взятый посёлок в среднем обходится в 80–90 млн. рублей. Сумма для «Газпрома» – семечки. На свой оклад г-н Миллер мог бы каждый месяц газифицировать новое село. Но кому в монополии это надо? С богатых за газовые трубы дерут тридцать три шкуры, остальные греются электричеством или дровами. Видимо, топливные проблемы простого человека «Газпрому», что называется, по барабану.

Что транспорт и промышленность? Для начала – цифры, доказывающие, насколько сильно могла бы ускориться российская экономика, если бы работала на газовом двигателе. По данным Минтранса, в 2013 г. наземный транспорт РФ перевёз 21 млрд. пассажиров. Из них более половины, или 12,47 млрд., – на автобусах и автомобилях. Доля автомобильных грузовых перевозок в российской экономике просто огромна. В прошлом году на них пришлось 5,84 из 11,6 млрд. т перевезённых грузов. Проще говоря, половину товара в РФ доставляют на автомобилях.

На беду, почти весь транспорт бензиновый. Будь он на газе, экономика сохранила бы десятки миллиардов рублей. По данным опытных испытаний ВНИИГАЗ, в нормальном рабочем режиме газовый грузовик вдвое экономичнее бензинового. При этом долговечность газового двигателя в среднем в 1,5 раза выше обычного. В СССР это понимали. Когда-то, до начала 1990‑х гг., наша страна была мировым лидером по внедрению газа на транспорте. Ещё в 1992 г. парк газовых машин съедал 400 млн. кубов топлива. Кстати, это до смешного мало: менее 0,1% нынешней годовой добычи. Значит, даже если перевести на газ весь 48-миллионный автопарк России, на топливо не уйдёт и 5% годовой добычи.

Только движение шло ровно в обратную сторону. К 2000 г. показатель потребления газа автотранспортом рухнул в восемь раз. В начале 1990‑х гг. в России был миллион газовых машин. По данным Национальной автомобильной ассоциации, в 2014 г. осталось 86 тыс. – это 0,2% автопарка. Три четверти газозаправочных станций законсервированы, оставшиеся в среднем загружены только на 17%. В итоге мировым лидером по автогазу стал Иран. В этой стране 3,3 млн. автомобилей на голубом топливе, общее потребление выше советского – 480 млн. кубов. Всего в мире 18 млн. газовых автомобилей, лидеры с многомиллионными парками – Пакистан, Аргентина, Индия и Бразилия. Конечно, мало завести газовые машины, нужны заправки. Тут мы совсем отстали. В Иране 2 тыс. газовых заправок, в России осталось 250. Правительство старается помочь, в июне 2013 г. выпустило указ, по которому на все новые заправки нужно ставить газовое оборудование. Замахнулись даже на то, чтобы со временем в обязательном порядке оснастить ими все 21 тыс. действующих в России АЗС. Владельцы станций всплакнули и приготовились отстёгивать новые взятки. Но пронесло – идея канула в Лету.

Индустриальный рывок

Теперь о предприятиях. Мировая промышленность – крупнейший потребитель газа, он и сырьё, и топливо. Газ – это аммиачные удобрения, многие пластики, включая полипропилен, лаки и краски. Взять ту же Германию, которая собственного газа добывает мало. Тем не менее на голубое топливо приходится 22% энергобаланса страны. Газ между прочим – российский, немцы поглощают 16% нашего экспорта. В целом по ЕС доля российского газа – четверть.

В Германии предприятия без газа загнутся. Без него встанет весь местный химпром, включая мировых гигантов – корпорации БАСФ и «Байер». В целом в энергобалансе газ уступает только нефти, у которой 34%, атомная энергетика даёт Германии 11%. В США доля газа того выше – 27,5%, в Канаде – 26%. Так что все страны, богатые голубым топливом, делают на него ставку. Конечно, в мировых масштабах в энергетике преимущество на стороне угля. У него 41%, у газа – 22%. Но только потому, что многие государства вынуждены покупать сжиженный газ, он слишком дорог.

России критически важно не растерять нынешнее преимущество. Сейчас доля газа в нашем энергобалансе 50%. Это отличный показатель. Вдобавок газовая электростанция – система поразительно гибкая. Может почти мгновенно снизить мощность со 100 до 5% и быстро поднять обратно. Попробуйте проделать это на атомной или гидростанции. Но в 2007 г. на волне бешеного роста мировых цен правительство объявило: 50% – слишком много. Мол, надо массово переводить промышленность на уголь, долю газа резать до четверти. За этим читался простой план: промышленность поднимается, внутреннее потребление растёт, да тут ещё «Газпром» портачит с добычей. С каждым годом газа на экспорт всё меньше. Вот и решили заменить голубое топливо углём.

Чем это может обернуться? Хотя в последние годы цены на газ для предприятий росли в разы быстрее инфляции, газовая энергия в России по-прежнему – самая дешёвая. Энергия – это от 20% до половины стоимости промышленной продукции. Поэтому, когда в США появился дешёвый сланцевый газ, там начался процесс, который окрестили новой индустриализацией. В 2013 г. впервые за последние четверть века промышленный экспорт страны вырос. Ни много ни мало на 130 млрд. долларов. Всё потому, что цены на газ в США благодаря сланцевой революции оказались на 50–70% ниже, чем в Японии и Европе. В результате выпуск товаров стал выгоднее на 25%.

У России сейчас – ровно такое же преимущество! Было бы величайшей глупостью лишиться его, разгоняя внутренние цены на газ и урезая долю голубого топлива в промышленном потреблении. Нужно всеми силами удержать жизненно важную для экономики высоту.

Тёмная сторона добычи

«Газпром» почти ничего не тратил на развитие сетей и переработки внутри РФ. Но о громадных расходах корпорации ходят легенды. Неоправданные королевские траты – это по-газпромовски. Предшественник нынешнего главы «Газпрома» А. Миллера Рем Вяхирев прославился среди подчинённых крылатой фразой: «Сначала воруй для «Газпрома», потом для себя». Чего не отнять у сменившего его питерского управленца – он изрядно прошерстил прежние стройные ряды сторонников этой идеи.

Когда-то в «Газпроме» шутили: «Отец газ качает, а сын продаёт». Некоторые добавляли: «А брат – бурит». Поставки голубого топлива на внутренний рынок РФ были глубоко убыточны, зато экспорт кормил корпорацию до отвала. Продажами за рубеж занималась дочерняя компания «Газэкспорт». Понятно, руководить этим сверхответственным направлением Р. Вяхирев поставил самое доверенное лицо. А именно – своего сына Юрия. Бурением для «Газпрома» занималась компания «Бургаз» под чутким руководством брата Р. Вяхирева Виктора.

И это не всё. В такой крупной корпорации – хлопот не оберёшься. Даже в голодные 1990-е гг. вялотекущие стройки и ремонт обходились «Газпрому» примерно в 3 млрд. долл. в год. Как уследить за таким беспокойным хозяйством? На горячий фронт бросили дочь Р. Вяхирева Татьяну Дедикову. В подмогу ей подоспели Виталий и Андрей Черномырдины – сыновья премьер-министра РФ и экс-министра газовой промышленности СССР.

Таких тёмных историй, стоивших миллиарды долларов насквозь дырявому бюджету 1990‑х гг., было множество. Например, компания «Итера» получала от «Газпрома» 60 млрд. куб. газа в год по цене внутреннего рынка – 5–6 долларов. И перепродавала их за рубеж по 30 долларов. Это приносило прибыль до 3 млрд. долл. в год. «Газпром» носился с этой компанией, зарегистрированной в городе Джексонвилль, штат Флорида, как с любимой игрушкой.

Полный список владельцев «Итеры» так и не раскрыли. Хотя витали подозрения – это те же люди, которые засветились в истории со «Стройтрансгазом». Суть такова: многочисленные сыновья и дочери «Газпрома», включая Т. Дедикову, братьев Черномырдиных и родственников В. Шеремета (первого зама Р. Вяхирева), контролировали почти пятую часть акций компании – главного строительного подрядчика газовой корпорации. Это был «Стройтрансгаз». В свою очередь строительная компания по случайному стечению обстоятельств владела 6,2% акций «Газпрома». Для справки: в 2008 г. – на пике стоимости акций «Газпрома» – цена бумаг, принадлежавших детям газового гиганта, равнялась бы скромной сумме 3,7 млрд. долларов.

А что сейчас?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram