Император Александр III на смертном одре завещал своему сыну, последнему русскому царю Николаю II: «Помни, у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».
Но вот с укреплением семьи в России - как раз большие проблемы. Количество беспризорных бродяг уже перевалило за 5 миллионов. В стране - огромное количество неблагополучных семей, в которых растут заброшенные дети.
Каждый год они совершают более 150 тысяч преступлений. На Западе детские «шалости» рассматриваются в ювенальных (подростковых) судах. А у нас? Чаще всего - в судах общей юрисдикции, хотя перед самым Новым годом российскую общественность всколыхнула новость: в стране может наконец появиться ювенальная юстиция. Об этом заявили депутаты Государственной думы.
Русская модель - удачная модель
Между тем когда-то именно в Российской империи имелись авторитетные ювенальные суды. По мнению профессора, доктора юридических наук Эвелины Мельниковой, российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. В 1910 г. 70% несовершеннолетних правонарушителей «детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей. И сам суд рассматривался как орган государственного попечения о несовершеннолетних. В 1918 г. такие суды закрыли. В 1920-м снова открыли. Но в 1935 г. ювеналку похоронили окончательно. И с тех самых пор ведутся дискуссии - а нужны ли «детские» суды стране?
Ювенальные суды чуть было не вернулись в Россию в 1995 году. Президент Ельцин подписал указ о внедрении ювенального правосудия в систему отечественного судопроизводства. Были утверждены основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей («Национальный план действий в интересах детей»). Государственной думе было предложено несколько авторских законопроектов о ювенальной юстиции. Депутаты ГД несколько раз заседали по этому поводу, но «зеленый» свет тогда так и не включился. Хотя жаркие дебаты не прошли даром: в десятке регионов России начали работать ювенальные технологии.
- Ювенальная юстиция направлена в первую очередь на соблюдение прав и законных интересов ребенка, - рассказывает «АН» известный российский адвокат Александр Островский. - Развитие идеи о специальном законодательстве и судопроизводстве по делам несовершеннолетних привело во многих странах к созданию особого порядка судопроизводства вплоть до выделения отдельной системы судов для подростков. Это произошло в Германии, США, Бельгии, ЮАР и даже в Индии. Ювенальная юстиция развивается в Казахстане, Узбекистане и Монголии.
Но возможно ли такое в России? В этом попытались разобраться «АН».
Из досье «АН»
Ежегодно российские подростки совершают более 150 тыс. преступлений. 20 лет назад этот показатель был меньше на 97%. Сегодня в 62 воспитательных колониях сидят 23 тыс. подростков. 40% склонны к рецидиву. У 29% - психические отклонения, 8% страдают алкоголизмом и наркоманией.
Подростковый суд в Кингисеппе
- В основе системы ювенальной юстиции лежит доктрина parens patrie, - продолжает Александр Островский, - государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. В ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем его правонарушение.
Похоже, так считает и министр внутренних дел, генерал армии Рашид Нургалиев. Незадолго до Нового года министр провел в МВД заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних. Подводили итоги работы комиссии. Плоды работы: за 2009 г. количество совершенных преступлений сократилось более чем на 20%. В целом по России на 10 тыс. снизилось число малолетних правонарушителей. Чья заслуга? Оказывается, этому во многом способствовали ювенальные технологии, которые работают в Ростовской, Липецкой, Иркутской, Волгоградской областях.
Министр МВД обратился к членам Правительственной комиссии с просьбой - способствовать созданию судов, рассматривающих «детские» правонарушения. По его мнению, примером может служить подростковый суд присяжных в городе Кингисеппе (Ленинградская область). В состав суда входят старшеклас-сники. Они прошли специальную юридическую подготовку. В судебных заседаниях участвуют и подростки, уголовные дела которых уже закрыты. Какие результаты? За последние годы количество правонарушений в городе сократилось в 5 раз!
Но что же тогда мешает вернуться к ювенальному правосудию? Почему законодатели так нерасторопны и медлительны?
На молочную кухню шагом марш!
Уважаемая редакция, в последнее время все чаще слышим дебаты о так называемой детской Фемиде - ювенальной юстиции. У нас, в Ростовской области, отобрать дитя можно за такие вот «преступления»: непосещение детской молочной кухни, не сделаны прививки, жилье находится в аварийном состоянии, родители замечены в аморальном поведении, игнорирование врачей в детской поликлинике, отсутствие игрушек в достаточном количестве, ребенок часто громко плачет. Отобрать могут ребеночка даже за то, что в холодильнике недостаточное количество детских продуктов. По-моему, это перекос.
Елена Абросимова, Ростов-на-Дону
Любопытное письмо. Но, может быть, если молодая семья будет получать такие «памятки» по уходу за ребенком, внимание к маленькому гражданину страны будет более пристальным? У нас ведь детям не хватает в первую очередь именно внимания. Да и требования в «памятке», прямо скажем, нормальные, человеческие. Это минимум требований для того, чтобы воспитать человека, а не зверя...
«Пекинские правила» и «Эр-Риядские принципы»
- Создание ювенальной юстиции в стране является реализацией обязательств РФ по применению общепризнанных принципов и норм международного права, - продолжает адвокат Островский. - И прежде всего Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985 г.), а также руководящих Принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы»).
Россия после 1995 г. уже трижды обещала возродить ювенальные суды, но, выходит, недосуг...
После долгих дебатов, 15 февраля 2002 г. Государственной думой в первом чтении был все-таки принят проект закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе РФ». В 2005 г. в судьбу ювенальной юстиции пробовал вмешаться президент Путин. Были сделаны еще кое-какие шаги. И опять все замерло.
Аргумент законодателя
- Ювенальная юстиция - это специфическое и очень тонкое направление юстиции. Она нам нужна, но при реализации направлений этой системы не стоит перегибать палку. В США, где уже давно функционирует этот институт, очень часто родители становятся заложниками действий детей. Идеальный же вариант, когда и ребенок защищен от бесчинства родителей, и родители с их родительскими правами тоже.
Александр ПОЧИНОК, член Совета Федерации РФ
Отсутствие законодательных актов в области ювенальной юстиции привело к тому, что в нескольких регионах России были самовольно предприняты попытки внедрения ювенальных технологий. Особенно удачно пошли дела в Ростовской области. И уже через некоторое время Судебный департамент при Верховном суде РФ определил Ростовскую область как базовый центр ювенальной юстиции в России.
Ювенальные технологии в Ростовской области за несколько лет кропотливой работы дали фантастические результаты: показатели рецидива среди подростков-правонарушителей стали в 5 раз ниже, чем в среднем по России.
Ювеналка прижилась на селе
Елену Воронову, судью Ростовского областного суда, называют «мамой российской ювенальной юстиции». С Еленой Вороновой «АН» познакомились в Центральном Доме журналиста на пресс-конференции «Будущее ювенальной юстиции в России».
- Судить детей, как взрослых, нельзя - вот главная установка ювенальной юстиции, - говорит Елена Леонидовна. - Во время процесса судья не надевает мантию, прокурор - форму, в зале нет решеток. Подсудимый, адвокат, прокурор и потерпевший сидят за одним столом. Судья называет подростков только по имени, избегая обращения «подсудимый».
В 2000 г. с подачи судьи Вороновой и при поддержке ООН в восьми районных и шести областных судах Ростова-на-Дону были назначены детские судьи. В 2004 г. открылось отдельное здание «ювенального суда» в Таганроге, в 2005-м - в г. Шахты.
Появился и первый сельский ювенальный суд. Он открылся в казачьей станице Егорлык, недалеко от Ростова. Сегодня на двухэтажном здании суда - две вывески: «Егорлыкский районный суд» и «Егорлыкский «ювенальный суд». Именно так, в кавычках. Поскольку пока нет закона, ювенальных судов быть не может, а только ювенальные составы в суде. Но и это уже прорыв!
Ювенальный «санаторий»
Хотелось бы сравнить наше отношение к детям-правонарушителям и отношение шведов к своим малолетним преступникам. Почему? У шведов нет ювенальных судов. И тому есть причины! У них великолепно работают социальные службы! Подростки до 15 лет неподсудны, а преступления молодежи 15-18 лет рассматривают обычные суды. Но они руководствуются «смягченным» законодательством. Лиц, не достигших 18 лет, в тюрьмы вообще не отправляют. А самое тяжелое наказание для них - закрытый воспитательный дом, этакий «санаторий» в пригороде Стокгольма. Но на выходные из этого «санатория» отпускают по домам, а чтобы детки «в клетке» не скучали, для них устраиваются выезды за кордон. Это может быть катание на горных лыжах в Швейцарии или отдых на островах Греции.
Шведская Фемида уверена: огромные расходы на такое «наказание» оправдывают тем, что юных преступников нельзя ожесточать!
И такая стратегия себя оправдывает. Только треть малолетних преступников совершает повторные преступления.
А в каких условиях эти гавроши живут в своем ювенальном «санатории»? Это комплекс зданий: школа, кухня, мастерские и жилые двухэтажные домики. Ни охраны, ни колючей проволоки. В каждом номере - кровать с постельным бельем, радио, телевизор (17 каналов кабельного ТВ). Подростки не имеют права передвигаться по территории центра без присмотра. Но у сотрудников центра нет ни оружия, ни дубинок.
Французы тоже считают, что у них не так много детей, чтобы сажать их в тюрьмы. Поэтому во Франции работает только одна детская исправительная колония закрытого типа. Всего-то на 500 мест.
У нас таких колоний более 60!
Можно ли представить себе такое в России? Или наши судьи с бесстрастными лицами так и будут отправлять подростков на нары за украденную булочку с изюмом?
Европа и Америка переняли русский опыт!
Идею внедрить в России систему ювенальной юстиции поддерживает заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Екатерина Лахова.
- Россия готова к введению такого рода практики. Именно наша страна еще в XIX веке стала основоположницей ювенальной юстиции и ювенальных судов, и именно у нас переняли ювенальный опыт Америка и Европа.
По своей сути институт ювенальной юстиции объединяет все структуры, которые занимаются защитой прав ребенка. Это и приюты, и комиссии по защите прав несовершеннолетних детей, и ювенальные суды. Их главная обязанность - помочь разобраться в причинах возникновения конфликтов между родителями и детьми, а также понять, почему дети совершают правонарушения.
И вот в конце 2009 г. в Госдуме на парламентских слушаниях по проблемам ювенальной юстиции большинство депутатов одобрили внедрение ювенальной системы в России. Они считают: России нужны «детские» суды. Но депутаты порекомендовали учесть при внедрении этой системы перегибы, допущенные в подобном судопроизводстве за кордоном.
Недостаток витаминов или внимания?
О каких перегибах идет речь? Видимо, о тех, которые происходят по «вине» Службы защиты детей в США. Вот несколько детских историй, которые случились в Америке.
Случай в штате Иллинойс. У малыша появились трещины в костях из-за недостатка витаминов. Авитаминоз был вызван неправильным питанием. И супругов арестовали за... возможное причинение насилия. А малыша отправили в приют. Судебные разбирательства заняли три года. Наконец была признана врачебная ошибка. Но ребенка в семью так и не вернули.
Супруги Элиза и Джордж Робинсон из г. Шарлотесвиль (штат Вирджиния) попали в тюрьму из-за того, что купили алкоголь на день рождения 16-летнего сына. За столом со спиртным оказались 30 подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Супруги были приговорены к четырем с половиной годам тюрьмы.
Еще случай. В суде округа ДеКаб (штат Джорджия) оказались 300 родителей. Причина? Их дети прогуливали школу. Родителям грозил либо штраф в несколько тысяч «зеленых», либо «решетка» на срок до 30 дней. Большинство подсудимых признали себя виновными и получили условные наказания.
Но лютуют защитники детей не только в США.
Суд города Сантандер (север Испании) приговорил отца и мать троих детей к трехмесячному тюремному заключению тоже за то, что они позволяли детям прогуливать школу без уважительных причин.
Курица тоже умеет любить
Недавно в российских тюрьмах проводили исследование, чтобы узнать, сколько времени взрослый человек должен просидеть в тюрьме, чтобы осознать свою вину, - рассказывает «АН» адвокат Александр Островский. - Подсчитали: 3 года. Этого достаточно. После этого угрызения совести переходят в злость и ненависть, исчезают социальные навыки, а наказание теряет всякий смысл. А подростку для раскаяния нужно еще меньше времени.
Как же внедрить в жизнь ювенальную юстицию? Вот в медицине есть понятие «педиатрия» - это детская медицина. Почему не должно быть в судопроизводстве «детской» юстиции?
Мы упустили много времени, посадив на нары тысячи подростков. Какими они выйдут из заключения? Это совсем нетрудно себе представить: уголовный мир вылепит из них, как из пластилина, все что угодно, только не законопослушных граждан.
«Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни». Так писал Максим Горький. Послушаем мудрого писателя? И начнем наконец бороться за Фемиду с «детским» лицом, тем более что в десятке регионов России ювенальные технологии уже прижились и помогли уберечь от карательного крена судопроизводства судьбы многих детей.
Лед тронулся?
Сегодня в России права детей регулируются Конституцией, Семейным кодексом РФ, Законом об основных гарантиях прав ребенка и др. Созданы и действуют Правительственные федеральные целевые программы (ФЦП). Программа «Дети России» включила в себя ФЦП «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. Но всего этого, выходит, не хватает, раз более 23 тыс. малолетних преступников живут в колониях...
«Мама российской ювенальной юстиции» судья Елена Воронова из Ростовской области обрадовала на встрече в Доме журналиста: судейское сообщество на II Всероссийской конференции по ювенальной юстиции (лето 2009 г.) приняло решение создать Ассоциацию судей по делам семьи и несовершеннолетних. А донскую модель детского правосудия рекомендовано изучить по всей стране.
Может быть, эта Ассоциация судей и поможет вернуть в страну удачную модель российской ювенальной юстиции?
Информация к размышлению
Ежегодно в России возбуждается около 70 тыс. дел о лишении родительских прав, 90% исков удовлетворяется, при этом лишь в 10% случаев речь идет о непосредственной угрозе жизни и здоровью детей, в 4% - о жестоком обращении, а 60-70% - это неисполнение родительских обязанностей.
Подросткам-правонарушителям 14-16 лет уголовная ответственность в РФ грозит по 16 видам преступлений.