Аргументы Недели → Тема номера № 48(186) от 03.12.2009

Новая метла в Минсельхозе уничтожает фермеров как класс

, 17:53 , Обозреватель отдела Экономика

Скоро в нашей стране не останется фермерских хозяйств. Минсельхоз решил на корню вычеркнуть слово «фермер» из текста законов. Сотням тысяч крестьян-индивидуалов придется пройти утомительную и дорогую процедуру перерегистрации. Это стало последней чертой: пора признать, что двадцатилетний государственный проект «фермеризации» села окончился полным провалом.

Земля и воля

Единственное, чем можно утешить крестьян, так это тем, что в Минсельхозе сильно просчитались, когда решили, что смогут одним махом покончить с фермерами как классом. Первоначально «час икс» назначили на 1 января 2010 г. - к этой дате фермеры должны были решить, кем они хотят стать в будущем.

Им предложили на выбор два варианта: либо перейти в малопочетную и практически бесправную категорию «личных подсобных хозяйств». Либо зарегистрировать полноценное предприятие. Что потянет за собой обилие бумажной волокиты и гарантирует повышенное внимание со стороны многочисленных проверочных органов.

Поэтому сотни тысяч фермеров выбрали третий, недокументированный, путь. Не мудрствуя лукаво, они в массовом порядке проигнорировали высочайшее распоряжение - к середине осени перерегистрацию прошли менее 10% хозяйств. Так что чиновникам не осталось ничего другого, как отсрочить дефермеризацию на 36 месяцев - до 1 января 2013 года.

Непокорных крестьян легко понять: нынешний, довольно неожиданный, поворот событий полностью противоречит всем предыдущим обещаниям и заявлениям государства. Тут любой взбунтуется, учитывая, что предыдущие 18 лет «политика партии» по отношению к фермерам на словах была предельно лояльной. Нам бесконечное число раз твердили, что именно «сословие вольных землепашцев» вытащит из ямы российское село. Государство даже поставило себе две глобальные цели: в стране нужно создать не менее полумиллиона фермерских хозяйств, они должны обрабатывать четверть земель.

Многие крестьяне помнят, как именно воплощались эти грандиозные планы. В начале 1990-х гг. власти проводили фермеризацию села примерно теми же методами, которыми пользовались 80 лет назад во время коллективизации. Еще в 1992 г. колхозам и совхозам не оставили выбора. Не спрашивая мнения крестьян, сверху им спустили приказ провести самоликвидацию. Срок отвели - до 1 января 1993 г., при этом ослушавшимся руководителям грозила ответственность вплоть до уголовной. В итоге колхозы стремительно рассыпались, а земли хотя поначалу и не перешли в частную собственность, достались многочисленным арендаторам, в том числе - фермерам.

Как государство «помогает» фермерам

Крестьяне в один голос жалуются, что почти вся государственная помощь достается только очень крупным хозяйствам, а средние и тем более мелкие сельские предприниматели никаких денег от государства в глаза не видали. А что видели? Вот несколько выдержек из писем, которые пришли в редакцию «АН».

Российского фермера через несколько лет будут показывать в зоопарке как умирающий вид сельхозпроизводителя. При советской власти за 70 лет существования совхозов и колхозов - крупных хозяйств - их стали называть «черной дырой». При этом личные хозяйства давали половину сельхозпродукции. Сейчас опять все финансы идут к крупным хозяйствам - их только 5%, а получают 70% денег. Как была «черная дыра», так и осталась.

Алексей Р., Красноярск

Когда государство заявляет, что в таком-то году на развитие АПК выделено столько-то денег, я думаю о том, сколько при этом фермеров за тот же срок разорились и стали нищими. Есть у меня знакомый, начальник службы безопасности в крупном банке, кредитующем крестьян. Он говорит, что среди всех крестьянских хозяйств, которые брали ссуду, только 20% смогли ее вернуть, половина разорились, а остальные бегают по судам.

Сергей И., Рязань

 Минсельхоз обнародовал тревожные данные: отдача от государственных субсидий, выделяемых на поддержку животноводства, падает катастрофическими темпами. Если в 2007 г. на каждый вложенный государством рубль был получен прирост в продукции тоже на 1 руб., то в 2008 г. этот показатель упал до 30 коп., то есть более чем в три раза.

В связи с этим хочется спросить: господа из Минсельхоза, а может, вы деньги не тем даете, поэтому и отдачи нет? Почему 83% небольших сельхозпроизводителей, которые дают где 50%, а где и 70% валового продукта, получили только 3% от всего госфинансирования села?

Олег К., Псковская область

Вот мой личный опыт: недавно я встречался с консультантом в Министерстве сельского хозяйства - из тех, которые ратуют за подъем фермерского движения. Он сказал: если хочешь сельхозкредит, то без проблем. Ты закладываешь свои землю и хозяйство, я тебе пишу бизнес-план, через три месяца получишь кредит до 15 млн. рублей. 30% из этих денег делаешь мне в откат, а на остальные - развиваешь свое хозяйство. В ответ я ему сказал, что это натуральная кабала. Он только плечами пожал: не хочешь, значит, не получишь.

Михаил Т., Московская область

Недавно ко мне в гости приезжал поставщик сельхозборудования из Франции. Мы с ним почти неделю ездили по хозяйствам Самарской области. Все в один голос клянут на чем свет стоит «родное» правительство за созданную систему поборов и откатов. А по словам моего гостя, за 14 лет работы в Европе он ни копейки не дал ни одному чиновнику.

Побывали мы и в Минсельхозе. У меня создалось впечатление, что они там живут сами по себе, таская бумажки из одного кабинета в другой. А к сельскому хозяйству не имеют никакого отношения. И только у одного чиновника глаза загорелись, когда ему подробно рассказали про капельное орошение в теплицах. А заинтересовался он, потому что у него самого стоит теплица и он решил, что сможет через нас взять оборудование подешевле.

Bладимир А., Самара

Лично я за 17 лет фермерства при межевании уже отведенных мне постановлениями главы района земель столкнулся с таким сопротивлением чиновничьего аппарата, что жизнь стала невыносимой. Какие кредиты, какие новые технологии? У меня сейчас одна проблема - учиться, учиться и еще раз учиться не поле пахать, а изучать законодательную базу, чтобы ко всему
прочему стать подкованным юристом.

За бюрократической волокитой фермеру работать некогда. Мне бы сейчас работать с парами, провести перед уборкой техобслуживание трактора, подлатать зерновой комбайн, а я сижу штудирую законы п. 1 ст. 6 Закона №122, п. 3 ст. 20 - ФЗ, п. 2 ст. 14 о кадастре.

Иван Золотухин,
село Гора-Подол, Белгородская область

Нулевой доход

В 1996 г. правительство подвело первые итоги. Уже тогда стало ясно, что программа терпит крах. По официальным данным, на тот момент в России насчитывалось 280 тыс. фермерских хозяйств, то есть - почти вдвое меньше «целевого показателя». Можно было бы утешаться тем, что четверть миллиона фермеров - это гораздо больше, чем в США, где их осталось от силы 100 тыс., и почти столько же, сколько во Франции с Италией, вместе взятых. Но в действительности ситуация оказалась гораздо хуже. Как показала сельскохозяйственная перепись 2006 г., половина российских фермеров работает не на земле, а только на бумаге.

Факты таковы: сейчас в нашей стране зарегистрировано 250 тыс. фермерских хозяйств, но 49% из них не ведут никакой сельскохозяйственной деятельности. Люди давно покинули землю, только не стали предупреждать официальные органы. С каждым годом «вольных землепашцев» становится все меньше: с 1991 г. прекратили существование 114,3 тыс. хозяйств. Что характерно, быстрее всего число фермеров сокращалось в последнее время: с 2001 по 2003 г. закрылись 10% хозяйств, в 2005 г. статистика зафиксировала антирекорд - в стране недосчитались 25 тыс. ферм.

Не оправдался и популярный некогда лозунг: «фермеры накормят Россию». По данным Минсельхоза, такие хозяйства занимают 28,3 млн. га земли - более 8% всех угодий страны. При этом на фермах производится только 1% молока, 1,5% мяса, 3,5% овощей и 5% зерна...

В чем причина провала? Эксперты объясняют, что государство когда-то наобещало фермерам с три короба, выделило земли, а затем... бросило этих людей на произвол судьбы.

Во-первых, чиновники забыли, что крестьянину мало дать надел, заодно ему нужны «подъемные и суточные». Как объясняют в Ассоциации фермерских хозяйств, крупные агрохолдинги получают (по крайней мере - по словам чиновников) льготы в виде поставок горючего, семян и удобрений по гарантированно низким ценам. Малые хозяйства о таких подарках даже не слышали.

Главное же - гигантская государственная помощь селу проходит мимо фермеров. В прошлом году субсидии на поддержку сельского хозяйства достигли 188 млрд. рублей. Но более 90% этих денег достались крупным агрохолдингам, а фермеры довольствовались... 900 млн. рублей. Такую сумму Минсельхоз зачем-то выделил на закупку французского оборудования для мини-ферм: доилок, сушилок и проч., причем денег хватит на строительство всего лишь 140 хозяйств. Больше никакой помощи «малышам» не было.

Для сравнения: ЕС выделяет на поддержку аграрного сектора 49 млрд. евро в год, три четверти этих средств достаются не «крупняку», а фермерам. Кстати, в Европе правительственные субсидии дают треть всех доходов типичного фермерского хозяйства, в США - пятую часть, в России, понятно, - ноль.

Золотая сотня

Во-вторых, наши фермеры «лежат» под перекупщиками. Хозяйства напрочь отрезаны от прилавков, поэтому вынуждены идти на поклон к посредникам, которые, разумеется, не упускают своей выгоды. Скажем, закупочная цена говядины в среднем по России - в четыре раза ниже розничной, картофеля - в пять раз, меда - в семь раз.

«Фермерам трудно сбывать продукцию. У меня шикарная свинина по пятьдесят рублей в живом весе! Но когда сам едешь на рынок, то даже «братки» не трогают, а родная милиция - вышвыривает вместе с тушами», - жалуется предприниматель из Ставропольского края. Он объясняет: чтобы приехать в город и продать там свежее мясо, нужно получить огромное количество бумаг, начиная от сертификата качества и заканчивая разрешением на въезд грузовика. Это могут позволить себе только перекупщики.

Может быть, небольшим хозяйствам нужно ориентироваться на сотрудничество с так называемой цивилизованной торговлей? Оказывается, она их тоже не ждет. «Большинство российских фермеров никогда не попадут со своей продукцией в торговые сети, потому что не смогут выполнить их требования по объему и периодичности поставок», - говорит первый проректор Высшей школы экономики Вадим Радаев.

В-третьих, российские фермеры - на редкость бесправное «сословие». В Гражданском кодексе отсутствует понятие «фермерское хозяйство». Поэтому все 1,5 млн. работников этих малых предприятий находятся в очень шатком юридическом положении. «Их социальные права и гарантии нигде не прописаны. В результате тысячи сельских женщин не могут получить пособие по рождению ребенка, а комбайнер, покалечившийся на уборке, не может доказать, что имеет право на инвалидность», - рассказывают в Ассоциации фермерских хозяйств.

Так что высокие шансы на выживание остаются только у очень крупных хозяйств. Таких в нашей стране всего... сотня. Дело в том, что в этой среде наблюдается чудовищное расслоение: очень небольшое число собственников сконцентрировало в своих руках львиную долю земель.

Судите сами: по статистике средний по стране фермерский надел раскинулся ни много ни мало на 104 га земли. Но если присмотреться, окажется, что 18% фермеров вообще не имеют участков ни в собственности, ни в долгосрочной аренде у государства. За пятой частью хозяйств закреплены участки, не превышающие 1,7 гектара. Зато 100 хозяйств владеют площадью свыше 10 тыс. гектаров. В общей сложности на эту «золотую сотню» приходится 20% всей фермерской земли - это столько же, сколько у 70 тыс. самых бедных фермеров.

Ясно, почему ферм в России становится все меньше - кому хочется быть нищим и бесправным? Надо сказать, что в таком положении находится весь наш малый бизнес. Но есть одно отличие: если остальным «малышам» чиновники помогают хотя бы на словах, то об этих за долгие годы вспомнили только затем, чтобы... запретить их и разом избавиться от хлопот.

Напоследок хочется сказать вот что. Когда несколько лет назад еда начала внезапно и стремительно дорожать, появилась замечательная шутка: вслед за программой «Доступное жилье» правительство запустило программу «Доступное продовольствие». И правда: нередко случается так, что, чем активнее наши чиновники начинают на словах кому-либо помогать, тем хуже у него идут дела.

Взять хотя бы АвтоВАЗ... Но лучший пример - это, конечно, государственная помощь малому бизнесу. Последние годы, пока о нем почти не вспоминали в высоких кабинетах, этот бизнес шел на подъем, а число малых предприятий в стране росло.

Но как только власти на всю голову озаботились помощью «малышам», статистика изменилась на негативную.

Похоже, что в понимании чиновников лучшая помощь выражается в том, чтобы задушить подопечного в жарких объятиях. Во всяком случае, пример с фермерами, которые и есть - малый бизнес на селе, - это доказывает.

Субсидии «жирным котам»

Уровень государственной поддержки АПК в нашей стране - один из самых низких в мире. Причем, согласно правительственным планам, в следующем году денежная помощь селу сократится на... 70%. Между тем большинство развитых стран активно помогает своим фермерам. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в прошлом году ведущие страны мира выделили на поддержку сельского хозяйства более 260 млрд. долларов.

Почти четверть этой суммы пришлась на долю Европейского союза. Как именно ЕС поддерживает своих крестьян? Например, подсчитано, что каждая из 21 млн. «еврокоров» субсидируется из расчета 1,4 евро в сутки. Помощь убыточной винной отрасли обходится Европе в 1,3 млрд. евро в год. Производителям зерна помогают на сумму более 10 млрд. евро в год. «Французский крестьянин получает 76 долл. дотаций за каждую тонну пшеницы. Себестоимость производства зерна в России - 70 долл. за тонну. Если бы наш крестьянин имел такие дотации, он мог бы раздавать зерно бесплатно», - отмечает президент Союза производителей сельхозтехники Константин Бабкин. Впрочем, прежде чем перенимать зарубежный опыт, следует присмотреться к нему более пристально.

Во-первых, доказано, что крупные аграрные субсидии сдерживают развитие сельского хозяйства. Вот лишь один факт: после того как Австралия и Новая Зеландия полностью отказались от дотаций фермерам, производство сельхозпродукции возросло на 40%. Когда генерал Пиночет твердой рукой отменил аграрные субсидии, продуктивность сельского хозяйства возросла в восемь раз, а экспорт продовольствия в - 20 раз.

Во-вторых, все страны, которые раздают щедрые аграрные субсидии, обязательно неизбежно сталкиваются с огромными злоупотреблениями. Недавно в ЕС разразился крупный скандал: выяснилось, что львиная доля аграрных субсидий достается не тем, кто реально работает на земле, а крупным собственникам угодий, которые сдаются в аренду.

Например, в Испании 18% богатейших хозяйств получают 76% субсидий. Местные крестьяне даже устроили демонстрацию, протестуя простив того, что 80% средств ЕС, предназначенных для выплат фермерам Андалузии, пошли крупнейшему владельцу земли в этом регионе - герцогине Альба.

Сходная картина - во Франции, где 2,5 тыс. самых богатых хозяйств получают ровно такую же денежную помощь, как 182 тыс. мелких ферм. В Германии среди собственников земли, которым полагаются выплаты, оказались владельцы конноспортивных клубов, лыжных баз и даже Вольфганг Порше, занимающийся спортивными автомобилями. Кстати, сходная картина - в США, где в число «фермеров» затесались медиамагнат Руперт Мердок и «компьютерный» миллиардер Пол Аллен.

Но самый большой скандал вокруг аграрных субсидий разразился в Великобритании. Местная пресса раскопала такие факты. Среди крупнейших получателей помощи оказалась... церковь мормонов. В Британии она владеет крупным земельным наделом, благодаря чему правительство выплачивает этой церкви 1,59 млн. фунтов стерлингов в год.

Не обидели и королеву - ее величество Елизавета II получает аграрные субсидии на 500 тыс. фунтов в год. При том что половина территории ее хозяйства сдается арендаторам, а вторая половина используется для содержания двух скаковых жеребцов. Герцог Вестминстерский, владеющий двумя фермами, спонсируется правительством на 563 тыс. фунтов в год, а герцог Мальборо, член семейства Черчиллей, - на 452 тыс. фунтов. Так что опыт показывает - если раздавать земельные субсидии не глядя, к ним, как и у нас, пристроятся «жирные коты», не имеющие никакого реального отношения к сельскому хозяйству.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram