Аргументы Недели → Тема номера № 47(185) от 26.11.2009

"Период дожития"…

Хотели пенсионную реформу, а получилось как всегда

, 17:26

1 января 2010 г. в России стартует новый этап пенсионной реформы. Министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова еще в феврале 2008 г. пообещала решить основные проблемы пенсионеров за три года. Для этого проводят загадочную валоризацию, усиливают страховые начала в пенсионной системе и обещают «догнать» пенсию каждого гражданина до прожиточного минимума. «У пенсионной реформы есть недостатки», - заявила Татьяна Голикова. «АН» решили разобраться, в чем они состоят. А также внести свою лепту в дискуссию: 25 ноября «болевые точки» пенсионной системы будут обсуждаться на Втором ежегодном российском пенсионном форуме.

ПЕНСИОНЕРЫ и молодые люди (пенсионные накопления которых сегодня только формируются) ждут от реформы повышения качества жизни. Они надеются на то, что изменится образ российского пенсионера: из нищих бабушек, собирающих пустые бутылки в парках, и дедушек, торгующих сигаретами поштучно, они превратятся в крепких европейских стариков, приятно проводящих время в путешествиях по миру.

Корень проблемы в том, что пенсия среднестатистического гражданина на конец прошлого года составляла только 23-24% от его зарплаты. В среднем по Евросоюзу этот показатель, называемый коэффициентом замещения, находится на уровне 65%. Во Франции он равен 50%, в Швеции и Германии - 65%. Итальянские и испанские пенсионеры получают 90% от своей прежней зарплаты!

Премьер-министр В. Путин поставил перед ответственными ведомствами задачу: довести к 2020 г. коэффициент замещения в РФ до 40%. Но возникают сомнения в том, возможно ли это в принципе... Впрочем, есть надежда на то, что Т. Голикова - женщина с уникальными способностями и математическим складом ума - сможет сдвинуть с места глыбу пенсионой реформы. К примеру, работая в Министерстве финансов, из всех чиновников она одна знала наизусть все цифры в тысячах статей бюджета.

Отложенные обязательства

В конце 2001 г. были приняты законы, в целом определившие пенсионную систему. По закону «О трудовых пенсиях», выплаты делятся на три части: базовую, страховую и накопительную. Самая интригующая часть пенсии - накопительная. Пока она никому не выплачивается.

Секрет этой составляющей пенсии в том, что на счетах (куда идет теперь 6% от заработка каждого, кто родился после 1967 г.) аккумулируются не живые деньги, а обязательства государства перед гражданами. Срок исполнения этих обязательств не установлен. Получается, что россияне дают государству деньги в долг без процентов на неопределенный срок.

Конечно, накопительной частью пенсии граждане могут управлять. К их услугам государственная управляющая компания (Внешэкономбанк), частные пенсионные фонды и фирмы-«управленцы», выбранные государством по конкурсу. Но 96% россиян равнодушны к своим пенсионным накоплениям и никуда их из государственной управляющей компании не переводят. Люди не верят, что когда-то увидят эти деньги. И в общем, правильно делают.

По данным Минздравсоцразвития РФ, с начала этого года доходность Внешэкономбанка составила 4,08% годовых. И это самый высокий показатель - у негосударственных управляющих компаний того ниже. Доходность ВЭБа на трехлетнем промежутке составила 3,41% годовых, у негосударственных управляющих компаний - 1,5%. Впрочем, для «частников» и это достижение: только в 2008 г. они вывели свои показатели в плюс. Раньше они равномерно «проедали» деньги тех, кто доверил им пенсионные накопления.

Но и сегодня накопления не растут, а сгорают на глазах в результате инфляции.

- Уже сейчас ясно, что идея с накопительной частью провалилась, - констатирует депутат Госдумы Валерий Гартунг. - Несколько лет назад наши эксперты-экономисты провели исследования и выяснили, что через 20 лет из-за инфляции эта «копилка» отощает настолько, что каждый сегодняшний рубль превратится в полкопейки. В теории это хорошая система - и она хорошо работает на Западе. Но Россия к таким переменам не готова.

Но одно дело потерять те деньги, которые ты должен по закону заплатить государству. А другое - добровольно вложить свои кровные средства, которых можешь больше не увидеть. В такой ситуации находятся те, кто участвуют в программе государственного софинансирования пенсии. До 1 января 2013 г. на каждую тысячу рублей (минимум - 2 тысячи, максимум - 12 тысяч), внесенную человеком добровольно на свой пенсионный счет, государство доложит еще тысячу. Принят закон, регулирующий порядок уплаты гражданами своей части средств. Но ни одним нормативным актом не установлено, каким образом эти деньги вернутся к плательщикам!

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин в последнем ежегодном докладе отмечает: «Для того чтобы программа софинансирования заработала эффективно, в ней, по мнению экспертов, должны участвовать не менее половины всех работающих граждан. То есть около 40 миллионов человек. Однако, даже по оптимистическим прогнозам Пенсионного фонда, в ней ожидается участие не более 7 миллионов».

На сегодняшний день на софинансирование согласились 1 млн. 759 тыс. человек. И ничто не предвещает резкого скачка количества желающих участвовать в Программе. Разве что кто-то переведет деньги материнского капитала в счет накопительной пенсии (такое право появится у россиян с нового года). Но у граждан, скорее всего, хватит сознательности этого не делать. А значит, система софинансирования так и не заработает эффективно. И тот, кто в нее вложился, может потерять деньги.

По государству такой неутешительный результат тоже ударит достаточно больно. Программа софинансирования была задумана не ради благотворительности. Заявленный В. Путиным коэффициент замещения зарплаты пенсией на уровне 40%, как отмечает В. Лукин, не может быть достигнут только за счет обязательного страхования. У государства просто нет таких денег. Поэтому необходимо привлечь капиталы работников. И если некоторых граждан можно к этому мягко подтолкнуть (по неофициальным данным, госслужащих среди всех участников программы софинансирования пенсии более половины), то других никаким пряником не заманишь. Поэтому дело и не пошло.

Обещанные 40% под большим вопросом. Обидно это не только потому, что пенсионеров жалко. Но и потому, что европейские державы сильно косятся на наше пенсионное обеспечение. Формула «размер пенсии равен 40% от зарплаты» была установлена не В. Путиным в ноябре 2008 г., а Конвенцией №102 Международной организации труда еще в июне 1952 года!

Впрочем, в этом деле неожиданно помог кризис. Зарплаты упали - и достичь 40%-ного коэффициента стало на порядок проще. В 2010-2012 гг. средний размер трудовой пенсии станет почти равен 40% средней заработной платы в стране. Однако, во‑первых, это «средняя температура по больнице», не отражающая финансового положения каждого гражданина.Во‑вторых, средняя российская зарплата в долларовом эквиваленте составляет 500-600 долларов. А в Европе - 1,5-2 тыс. долларов.

Пенсия для Митрофанушки

Реформа также повлияет на структуру базовой и страховой частей пенсии. Базовая часть пенсии по старости выплачивается всем пенсионерам. В декабре она вырастет на 31,4% и составит 2562 рубля. С нового года эта часть пенсии сольется со страховой.

В свою очередь, страховая часть пенсии по старости складывается из отчислений, поступивших на индивидуальный счет гражданина после 01.01.2002, и суммы, получившейся в результате оценки стажа до начала 2002 г. (так называемого «советского» стажа). Эта сумма вызывает массу споров.

Когда законодатели устанавливали порядок расчета «советского» стажа, они явно преследовали цель не установить социальную справедливость, не решить этические проблемы, а сэкономить деньги Пенсионного фонда. Поэтому в счет стажа для оценки пенсионных прав до 2002 г. не включили, например, периоды проживания граждан в районах, временно оккупированных во время войны; проживания в Ленинграде во время блокады; ухода за инвалидом первой группы; ухода неработающей матери за ребенком до трех лет и т.д.

«Часть населения откровенно дискриминирована, - говорит Оксана Дмитриева, экономист, бывший министр труда и социального развития РФ. - Сохраняется порядок, при котором профессор может получать пенсию ниже уголовника, поскольку период обучения не засчитывается в стаж. А начальник горячего цеха - ниже вахтера, охраняющего этот цех».

Пенсия взамен зарплаты?

С 1 января 2010 г. устанавливается правило: размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки не может быть ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Федерации. Если расчетный размер пенсии ниже, неработающий гражданин может рассчитывать на доплату из федерального либо регионального бюджета.

Эта доплата лишний раз размежевывает пенсионеров работающих и неработающих. Более того, в Федеральном законе сказано, что «трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода...» Очень интересное определение. Оно фактически означает, что работающим пенсионерам платить пенсию не нужно, поскольку пенсия назначается ВЗАМЕН зарплаты. Пока этой лазейкой, заброшенной в законодательство еще в 2001 г., власти не воспользовались. Но кто знает, на что их толкнет кризис? Тем более что отмена пенсий работающим пенсионерам (а их в стране 11 миллионов!), строго говоря, будет абсолютно законной.

Валоризация: переоценка ценностей

Валоризация - широко рекламируемая сейчас Минздравсоцразвития мера - направлена на переоценку «советского» стажа.

Как пояснил в интервью «АН» Сергей Афанасьев, директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России, за каждый год стажа до 1 января 2002 г. пенсионеры получат надбавку 3% от старой оценки этого стажа. Весь «советский капитал» также дополнительно увеличат на 10%. Причем в «копилку» пойдут все периоды работы до 1 января 2002 г., предусмотренные законом (раньше стаж более 40 лет для женщин и 45 - для мужчин вообще не учитывался).

«Самому пенсионеру не нужно обращаться в Пенсионный фонд, - добавляет Сергей Афанасьев. - В среднем прибавка от валоризации составит примерно 1100 рублей. Чем больше у человека «советского» стажа, тем больше прибавка. Поэтому в наибольшей степени от нее выиграют люди старше 70 лет. Для них прибавка в среднем составит 1600-1700 рублей».

Не так велико увеличение, сколь велик шум вокруг него. В условиях галопирующей инфляции покупательную способность пенсии оно существенно не повысит.

VIP-пенсионеры

Принятие законов о пенсионной реформе 2001 г. способствовало укреплению позиций новой российской номенклатуры.

Вот, например, Закон «О государственном пенсионном обеспечении», определяющий зарплаты федеральным госслужащим, прокурорским работникам, таможенникам и т.д. 15 лет стажа - и их пенсия сразу составляет 45% от заработка. За каждый год стажа после 15 лет добавляется еще по 3% сверху. Но не более 75% в общей сложности. Причем выплачиваются эти деньги из федерального бюджета. Пенсия депутатам Государственной думы назначается независимо от того, сколько времени прошло с тех пор, как гражданин попрощался с мандатом. Просидел в Думе меньше трех лет, получай сразу 55% ежемесячного думского оклада. Просидел более трех лет - держи 75%. Причем пенсия растет вместе с окладом депутата - растет как на дрожжах, потому что Госдума может отклонить любой закон, кроме закона о повышении собственной заработной платы.

Начала конца

Нынешнюю пенсионную реформу власти ведут под лозунгом «усилим страховые начала!». Раньше базовая часть пенсии формировалась за счет Единого социального налога (ЕСН). С начала 2010 г. ЕСН заменяют на страховые взносы в Пенсионный фонд. В течение будущего года ставка будет прежней (26%), затем налоговое бремя увеличится до 34%.

«Мы убедимся в неэффективности этих мер в 2011 году, - предсказывает экономист Оксана Дмитриева. - Избыточный налоговый пресс, особенно на стадии выхода из кризиса, до добра не доведет. Самое сильное давление будет оказано на те секторы экономики, которые должны стать «локомотивами», вытягивающими страну из кризиса. Это обрабатывающая промышленность, инновационный бизнес...»

«Кроме того, что налог возрастет до 34%, фактически втрое увеличится число проверяющих органов, - уверяет депутат Госдумы Николай Левичев. - Вкупе все это приведет к существенному ухудшению положения предприятий, многие из которых и так еле-еле сводят концы с концами в связи с кризисом».

Однако решение о повышении ЕСН уже принято. И соответственно, будет развиваться пенсионная система. Смысл происходящего поясняет Сергей Афанасьев:

- Со следующего года мы возвращаемся к страховым взносам. В результате мы получаем возможность объединить базовую часть со страховой и в перспективе установить ее зависимость от продолжительности страхового стажа. С 2015 года при назначении пенсии по старости за каждый год страхового стажа сверх 30 лет базовый размер станет повышаться на 6%. За каждый год, недостающий до нормативного стажа, он будет уменьшаться на 3%. Однако такой «штраф» вводится постепенно. Так, в 2015 году нормативным стажем страхования для снижения базового размера будет считаться 9 лет. Затем каждый год норматив станет увеличиваться на год, пока не достигнет 30 лет. Таким образом, в полном объеме эта система начнет работать в 2036 году.

Базовый размер пенсии каждому, кто достиг возраста ее назначения, будут устанавливать один раз. «Базу» будут индексировать только в порядке, установленном правительством, - и все. С помощью такой меры Минздравсоцразвития хочет простимулировать граждан к более позднему выходу на пенсию (позже обратился за выплатами, в счет пошел «удлиненный» стаж - рассчитывай на большие начисления). «Это позволит обойтись без законодательного увеличения пенсионного возраста», - добавляет Сергей Афанасьев.

«Лично я не вижу в предстоящей реформе усиления страховых начал в пенсионной системе, - подводит итог Оксана Синявская, заместитель директора Независимого института социальной политики. - Принципы работы пенсионной системы в России в целом остаются теми же, что и до реформы».

Хочется добавить: такими же порочными. Переоценку «советского» стажа проведут один раз. И этот «кусок» пенсии так масштабно меняться больше не будет. Повышение базовой части пенсии - тоже одноразовая мера. Конечно, в 2010 г. эту сумму увеличат в среднем на 500 руб. (на 6%). Но это повышение не сопоставимо с ростом, к которому все привыкли в 2009 году. Вероятность выплаты накопительной части пенсии остается эфемерной, хотя связанную с ней программу софинансирования активно рекламируют.

В сухом остатке - неполноценная жизнь российских пенсионеров, которые не могут себе позволить лишнюю конфету, не говоря уже о посещении выставки или театра. Большинство из них продолжают, глубоко вздыхая, мечтать о европейской пенсии. А государство между тем давно посчитало деньги, которые причитаются каждому россиянину от выхода на пенсию до смерти.

По официальной терминологии Пенсионного фонда, этот срок называется «период дожития». Этот термин невольно выдает отношение государства к пенсионерам, которых оно рассматривает как «балласт» у себя на шее. Хотя в действительности оно всего лишь должно вернуть людям деньги, которые они заработали себе на старость.

Оценка реформы

Оксана Синявская, заместитель директора Независимого института социальной политики:

- Еще до кризиса надо было повышать планку пенсионного возвраста. Страна стремительно стареет, скоро бюджет будет не в состоянии тянуть на себе раздутые обязательства. В нынешних экономических условиях увеличивать пенсионный возвраст нельзя, но в долгосрочной перспективе без этого не обойтись. 

Кроме того, на месте государства я не была бы настолько щедрой и не повышала бы пенсии столь масштабно. Можно навьючить на себя неподъемный груз социальных обязательств, которые потом будет сложно выполнить. Страна уже проходила это в ельцинское время. Тогда пенсии были достаточно высоки, зато задерживались годами. Я опасаюсь повторения такого сценария.

 Оксана Дмитриева, экономист, бывший министр труда и социального развития РФ:

- На втором этапе реформирования пенсионной системы сохранены все ее концептуальные недостатки. Вреден переход к накопительной системе, когда одновременно нужно платить нынешним пенсионерам и накапливать средства на пенсию будущим поколениям. Появляется эффект двойного бремени, который длится 30-40 лет. Эта проблема может решаться тремя способами. Первый - сокращение пенсий ныне живущим пенсионерам. Именно это и происходило у нас в 2002-2008 годах. Рекорд был в 2007 году, когда пенсия составила всего 23% от зарплаты! Такого в мире практически нигде нет - разве что в некоторых африканских странах... Второй способ - компенсация эффекта двойного бремени за счет бюджета. Третий - за счет увеличения налогов.

Первый способ официально неприемлем. Второй долго продолжаться не может. А третий подавляет экономическую активность. Однако страна пошла по такому пути. Так что появятся новые проблемы, а старые будут сохраняться. Так или иначе будущие пенсионеры не смогут заработать себе приличную пенсию, потому что как бы человек ни вкалывал, после пенсионной реформы взносы в Пенсионный фонд пойдут на доходы гражданина до 415 тыс. руб. в год. Средства сверх этой планки освобождены от данного налога, что в корне неправильно.

Евгений Федоров, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ:

- Главное в реформе - это замена налога страховыми взносами. Это означает, что государство отвечает теперь за пенсию только в некоторой ее части. А за основную часть пенсии отвечает сам гражданин, который делает накопления через страховые взносы. Государство гарантирует, что накопительная часть будет приращиваться, что она не растеряется. А ведь оно могло бы просто сказать - давайте откажемся от пенсионной системы. В Китае же ее нет! Сами копите себе на старость! Но власть гарантирует, что сохранит деньги.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram