ИЗВЕСТНА истина: есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика. Иногда анализировать статистические данные означает увидеть не то, что они якобы должны показать, а то, о чем они умалчивают. Останется только сделать выводы.
Именно так мы и поступили со статистикой о взяточничестве. Практически все россияне знают о ее масштабах по своему горькому опыту. А также - по выступлениям первых лиц государства, которые периодически объявляют взяткам непримиримую борьбу и открыто называют мздоимство национальным бедствием.
И только статистика упрямо говорит о том, что «масштабы бедствия сильно преувеличены». По официальным данным, взяток в стране дают мало. Любой специалист скажет вам: «чистая» статистика - это первый признак того, что социальная болезнь уже дала смертельные метастазы. Чем коррумпированнее государство, чем «глаже» у него все выглядит на бумаге.
Чтобы вам сразу стало смешнее: особенно «чисты» перед законом сотрудники автоинспекции, военкоматов и чиновники.
Например. Почти нет в сводках МВД сообщений о взятках за нарушение правил дорожного движения. По Москве и области за период с 1993 - начало 2003 гг. в соответствующей базе данных нами обнаружены сводки о почти 1,5 тыс. случаев взяточничества. Но среди них количество взяток сотрудникам ГАИ-ГИБДД можно перечесть буквально по пальцам. А в отношении столичных и подмосковных военкоматов за 10 лет нами не обнаружено вообще ни одной сводки о взяточничестве военных комиссаров и членов медкомиссий!
«Чистенькая» получается картина.
А может быть, взятки в ГИБДД и военкоматах стали настолько частым явлением и заинтересованность в их даче со стороны водителей и призывников столь высока, что никому в голову не приходит заявлять об этом в милицию? Тем более что выявление факта взяточничества только ускорит процесс лишения водительских прав или попадания призывника в армию. И сотрудники ГИБДД с водителями, и военкомы с родителями призывников привыкли к тому, что взятки на дорогах и в военкоматах - столь же естественное и каждодневное явление, как и ветер на улице. Мы ведь без всякой статистики знаем: основной сферой деятельности военкоматов является не призыв, а сбор взяток с населения.
Правда, тогда получается, в нашей стране не все так плохо: причины того, что, по данным военкоматов, процент нездоровых призывников каждый год растет - вовсе не медицинские, а коррупционные.
Мздоимство в милиции и в военкоматах, хотя и стало притчей во языцех, тем не менее является невинной детской шалостью по сравнению с размерами взяток, которые берут крупные чиновники - министры, губернаторы, сенаторы. Причем наиболее примечательной и пугающей в современной России является обратная зависимость между размером взятки и тем наказанием, которое несет взяточник. Более того: чем больше сумма взятки, тем ниже вероятность того, что взяточник понесет хоть какое-то наказание.
Впрочем, есть примеры и осуждения крупных взяточников, но все равно нетрудно заметить, что за последние 15 лет не был осужден ни за коррупцию, ни за воровство хотя бы один министр, вице-премьер или просто высший кремлевский чиновник. Трудно себе представить, чтобы коррупция совсем обходила стороной этот уровень власти. Скорее его обходят стороной правоохранительные органы... Было время, когда ситуация, казалось, могла измениться - когда в конце 1990-х гг. Генпрокуратура ненадолго вышла из-под контроля «высшей власти». Тогда был осужден хоть и не министр, но все же глава правительственного комитета. Но после этого в руки прокуратуры попадались в основном региональные взяточники.
Тот путь - укрепления независимых прокуратуры и судов - похоже, больше нашей стране не грозит. «Дураков» больше нет. Власть выбрала другую дорогу: централизации страны, «укрепления вертикали», когда становится гораздо меньше «точек принятия решения». А значит, и меньше людей, от которых по-настоящему что-то зависит. Видимо, логика в том, что так чиновнику на местах будут меньше предлагать - он же теперь только винтик в механизме, а «пущать или не пущать» решают исключительно в столицах. К тому же несколько показательных процессов вообще могут остудить пыл мздоимцев средней руки...
Какой путь продуктивнее? Не надо иллюзий: на Западе законопослушность тоже столетиями вбивали «кнутом». Но так или иначе, первым признаком того, что со взяточничеством в России действительно началась борьба, должна стать статистика, которая честно покажет... рост мздоимства. Потому что для того, чтобы всерьез бороться с болезнью, надо знать, каковы метастазы. Пока этого ничто не предвещает.
Взяточничество в России, по данным МВД РФ, в 2003-2006 годах
|
2003 | 2004 | 2005 | 6 месяцев 2006 |
Зарегистрировано случаев взяточничества | 7346 | 8928 | 9821 | 7463 |
Зарегистрировано случаев коммерческого подкупа | 2495 | 2020 | 2178 | 1304 |
Осуждено за взяточничество | 2913 | 3796 | 4434 | 2782 |
Осуждено за коммерческий подкуп | 311 | 336 | 424 | 252 |
Примечание: «коммерческий подкуп» - это взяточничество в негосударственных организациях
Рекордный размер - 3-4 млн. долларов. Пока
НАИБОЛЕЕ крупными в истории России взятками пока остаются суммы в 3-4 млн. долларов. В связи с получением таких огромных сумм было всего три уголовных дела. Но это, кажется, не предел.
В июле 1998 г. Генпрокуратурой арестован замдиректора Федеральной продовольственной корпорации Юрий Лысенко. Следствие шло долго, и судебный процесс начался лишь 21 сентября 2001 г.: Лысенко инкриминировали получение двух взяток на 3 млн. долл., нарушение таможенных правил и мошенничество.
В 1998 г. предприниматель Николай Кротов дал показания, что передал Лысенко 1,65 млн. долл. наличными за некие услуги. На полученные средства Лысенко купил две шикарные квартиры в центре Москвы для гендиректора ФПК Владимира Чаплыгина и его заместителя Александра Королева - они также проходили по делу в качестве обвиняемых, но попали под амнистию, так как... имеют правительственные награды.
Еще 1,4 млн. долл. были перечислены на счета фирм Лысенко. 14 декабря 2001 г. Мосгорсуд приговорил Лысенко к 5 годам.
А 2 июня 2004 г. задержаны зампред Госкомрыболовства РФ Алексей Тугушев и начальник управления Минимущества РФ Ленар Зинатулин. Прокуратура обвинила их в получении взятки от руководства рыболовецкой компании из Петропавловска-Камчатского за выделение квот на вылов морепродуктов на Дальнем Востоке. Размер только одной взятки составил 3,7 млн. долларов. Об этом тогда бодро отрапортовало МВД, однако приговор по этому делу так до сих пор и не вынесен.
17 октября 2005 г. чиновник Федеральной налоговой службы Олег Алексеев в ресторане гостиницы «Балчуг Кемпински» задержан при получении взятки в 1 млн. от представителя крупного коммерческого банка. Через несколько часов, в ночь на 18 октября, в своей квартире был задержан предполагаемый сообщник Алексеева, сотрудник московского ГТУ Банка России Алексей Мишин. При обыске в его кабинете были обнаружены три кейса, в которых также находился 1 млн. долларов. Алексеев предлагал «простить» коммерческому банку выявленные налоговые претензии на сумму 50-60 млн. долларов. За это банк должен был сначала заплатить чиновнику 1 млн. долл., в обмен на которые Алексеев получил бы в Центробанке свидетельство о снятии претензий, а затем еще 2,5 млн. долл. по завершении операции. То есть общая сумма взятки должна была составить 3,5 млн. долларов.
Кажется, еще немного, и в деле повышения взяткоемкости наша страна выйдет на мировой уровень - и по обороту, и по частным случаям. Доходы-то растут...
Чиновникам меньше 1 000 000 не предлагать?
ЕЩЕ 25 июля 1996 г. вызван на Петровку, 38 и там же задержан по подозрению в получении взятки в особо крупных размерах замдиректора Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротству) Петр Карпов.
В ходе обыска на квартире Карпова были обнаружены 154 тыс. долларов. 29 октября 1996 г. его освободили из-под стражи под подписку о невыезде и залог в 100 млн. руб. (20 тыс. долларов). А закончилось все более чем комично: в июле 1998 г. замгенпрокурора РФ подписал постановление о прекращении дела в отношении Карпова по амнистии в связи с наличием у обвиняемого высокой правительственной награды - медали «За освоение целины»...
1 сентября 1998 г. следственной бригадой Генпрокуратуры РФ арестован по подозрению в получении взятки в крупном размере (около 1 млн. долл.) за «незаконные действия в пользу одного из коммерческих банков» первый замминистра финансов РФ Владимир Петров. Имелся в виду банк «Эскадо», который перевел деньги на счет Петрова в Андорре. Однако 29 апреля 1999 г. его освободили из-под стражи под подписку о невыезде, а в октябре 2001 г. Генпрокуратура и вовсе прекратила уголовное дело против Петрова по причине... истечения очередного срока следствия по делу, который не стали продлевать.
Доказательства о причастности Петрова к противоправным деяниям вообще не собирали, зато провели экспертизу. По ней все подписи Петрова на документах, по которым он снимал деньги со своего счета в андоррском банке, «оказались поддельными». После этого невиновный Петров тут же стал сенатором Совета Федерации от Тверской области. Кстати, по слухам, расценки на кресло сенатора составляли в 2001 г. 1 млн. долл., а в настоящее время - даже 2 миллиона.
8 июня 1998 г. задержан по подозрению в совершении хищений госсредств в особо крупных размерах и взяточничестве председатель Госкомстата РФ Юрий Юрков. 28 июля 1998 г. Юркову инкриминировано получение взяток в размере около 100 тыс. долларов. 12 мая 1999 г. он освобожден из-под стражи из Лефортовской тюрьмы в связи с изменением меры пресечения. Всего в ходе расследования у Юркова и его подчиненных изъято 2,6 млн. долларов и более 100 тыс. немецких марок. Однако 2 февраля 2004 г. Мосгорсуд приговорил Юркова к 4,5 годам, а его подчиненных Бориса Саакяна и Вячеслава Барановского - к 4 годам (последнего - условно).
А в марте 2004 г. возбуждены уголовные дела в отношении двух высокопоставленных чиновников Минприроды РФ - Сергея Крупецкого и Виталия Севрина за вымогательство 1 млн. долл. у хабаровской золотодобывающей артели «Амур». Деньги они хотели получить за аннулирование своего же предписания о нарушении экологического законодательства и норм недропользования на месторождении платины Таз-Юрях в Хабаровском крае. Через год чиновники приговорены к 8,5 и 8 годам заключения соответственно.
11 апреля 2006 г. замминистра промышленности и энергетики Коми Виктор Стоцкий задержан при получении взятки в 1,8 млн. долл. от директора одного из предприятий, депутата совета городского поселения Троицко-Печорска Альберта Истомина, в обмен на обещание оказать поддержку предпринимателям, занимающимся переработкой древесины.
Взяток в ГИБДД и военкоматах не берут?
ПОЧТИ нет в сводках МВД сообщений о взятках за нарушение правил дорожного движения (ПДД). Лишь изредка появляются почти комедийные сообщения о том, что «27.09.2002 г. возбуждено уголовное дело в отношении Кокарева Юрия Александровича, 1949 г. р., задержан за попытку дачи взятки в сумме 50 руб. сотруднику ГИБДД, старшине милиции Толстову А.Н. за несоставление административного протокола о нарушении ППД». Или такое: «10.05.2003 г. в ходе проведения антитеррористического мероприятия возбуждено уголовное дело в отношении Краснова Александра Сергеевича, 1955 г.р., который, находясь по адресу: Пятницкое ш., вл.17, передал в качестве взятки сотрудникам милиции, находившимся при исполнении служебных обязанностей, деньги в сумме 100 руб. за несоставление административного протокола о нарушении ППД».
После прочтения таких сообщений очень трудно отделаться от ощущения, что несчастные Кокарев и Краснов (которым за дачу смешной взятки вполне могут «впаять» совсем не смешной срок!) просто предложили слишком мало: какие-то 50-100 рублей. Да еще и в ходе «антитеррористического мероприятия» - тут надо минимум тысячу давать!
А вот единственный зафиксированный за 1993-2003 гг. в Москве случай криминала в военкомате: «15.02.2003 г. в 21:00 задержан Поляков Дмитрий Олегович 1981 г. р., который в Останкинский военкомат предъявил поддельные документы на свое имя: выписка из приказа за № 78 от 28.09.2001 г. из Академии Государственной противопожарной службы МЧС РФ, справка о зачислении на 2-й курс академии для отсрочки от прохождения воинской службы в ВС РФ». Получается, если есть в военкоматах какие нарушения - то только со стороны призывника. Причем одно - за 10 лет!
Но оптимизм тает из-за того, что Минобороны выступает за отмену каких угодно отсрочек, только не коррупционных отсрочек «по здоровью»!
Выводы о высочайшей степени коррумпированности военкоматов подтверждают и редкие показательные милицейские рейды. Так, 2 декабря 2005 г. за взятку задержан военный комиссар Савеловского ОВК САО г. Москвы Николай Гибаев. Он предложил офицеру запаса Дмитрию Тер-Степанову перечислить на счет некого ООО 70 тыс. руб. за освобождение от призыва и выдачу удостоверения личности офицера запаса. После перечисления денег и выдачи Тер-Степанову удостоверения личности офицера запаса Гибаев и был задержан.
В ходе проведения обыска в кабинете военкома найдено... 100 тыс. долларов! (Если он с каждого брал по 2,5 тыс. долл., то получается, что это был сбор с 40 человек). «В настоящее время проводится проверка на причастность задержанных к другим аналогичным преступлениям» - сообщила тогда пресс-служба МВД.
В итоге причастности к «аналогичным преступлениям» установлено конечно не было, а Московский окружной военный суд переквалифицировал действия военного с «получения взятки» на «попытку получения взятки»: «Гибаев не смог воспользоваться деньгами, хотя и по не зависящим от него обстоятельствам» - записали в приговоре. То есть раз не потратил взятку, то вроде как бы и не получал.
В дальних уголках страны пока не научились переводить взятки на счета ООО, а по старинке получают наличными. Так, в начале октября 2005 г. при получении взятки задержан военный комиссар Ливенского района Орловской области Евгений Светличный. «Изначально он запросил с них по 30 тыс., то есть 60 в целом. Родственники двух призывников смогли собрать за два дня только 45 тысяч. Когда оперативники просветили меченые купюры, на которых было написано слово «взятка», сняли отпечатки с пальцев (а на них остался порошок, которым были помечены и деньги), военком начал давать показания. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 290 часть 4 УК (вымогательство взятки) с лишением свободы сроком до 12 лет», - сообщила пресс-служба МВД.
Но приговоры военкомам не бывают такими строгими. Пример октября прошлого года. Начальник 3-го отделения военкомата города Тихвина Александр Аршинский и начальник отдела кадров военкомата Ленинградской области Сергей Биляров были задержаны во время получения 36 тыс. руб. от 24-летнего жителя. Суд приговорил Александра Аршинского к 4 годам лишения свободы, а Сергея Билярова - к 3,5 годам.
Больше всего взяточников на рынках
НАИБОЛЕЕ типичная взятка, во всяком случае, из числа тех, которые фигурируют в сводках МВД - предложение торговца на рынке или в палатке не составлять протокол о нарушениях правил торговли в обмен на 500 рублей. Сумма эта так часто фигурирует в сводках, что создается впечатление о том, что это некая устоявшаяся такса. Но значительная часть милиционеров, видимо, предпочитает отказываться от такой суммы. Вероятно, сказывается некоторая неприязнь к приехавшим торговать кавказцам. Впрочем, количество официально зарегистрированных взяток за нахождение в Москве без регистрации, напротив, близко к нулю - а значит, за это некая «милицейская этика» уже брать мзду позволяет...