Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Тема номера № 35(121) от 28.08.2008

Скоро в школу: дадут ли каждому по GPS-браслету?

, 14:58

Пиджак с кевларовыми нитями

 МИНИСТР образования правительства Калининградской обл. Наталия Шерри накануне 1 сентября выступила с интересной инициативой: ввести электронные карточки для наблюдения за школярами. Это нововведение позволит обеспечить контроль за посещением школы, приемом пищи, походом в библиотеку. За обстановкой на школьном дворе и в спортзале. Прорабатываются и варианты ведения электронного журнала.  «Конечно же эти проекты – удовольствие не из дешевых, – считает министр, – поэтому мы занимаемся ими очень тщательно. Вместо электронных карточек можно использовать систему с электронными браслетами».

 Но калининградского министра образования переплюнули британские изобретатели. В магазинах школьных принадлежностей Лондона начали продавать «бронежилеты»: ученическую одежду прошили кевларовыми нитями, теми самыми, которые используются в обмундировании сотрудников спецслужб. Подобная экипировка в силах спасти школьника от удара заточкой или ножом. Помимо школьных пиджаков в продаже имеются футболки и перчатки с теми же кевларовыми нитями. Не отстали от британских и американские изобретатели: в магазинах теперь можно купить пуленепробиваемый рюкзак!

 Мэр Москвы Юрий Лужков тоже сделал ряд своих предложений. Он предлагает снабдить всех школьников GPS-браслетами с интернет-доступом, встроенной социальной, бесконтактной транспортной и дебетовой платежной картами! Родители получат возможность следить за тем, где находится их чадо. Это настоящий прорыв!

 Но все-таки не будем нагнетать страсти. Поговорим о подготовке к школе. Каким он будет, этот новый учебный год?

Новые предметы: быть или не быть?

 ЧИНОВНИКИ пугают школьников новыми предметами. То хотят ввести обязательные для всех основы православной культуры. То грозят на федеральном уровне преподавать военно-патриотическое воспитание. Но на деле все это – лишь отвлекающий маневр.

 Пока общественность негодовала на хоругви и военщину, Министерство образования и науки продавило революционные поправки в законодательство.

 Что изменилось и изменится? Во-первых, в конце 2007 г. в России введено обязательное 11-летнее образование. Раньше после 9 класса подросток мог бросить учебу. Сегодня по закону он должен провести за партой еще 2 года. Если не хватило мест в родной школе, придется получать рабочую специальность в техникуме или ПТУ. По мнению Минобрнауки, с этим нововведением слесарей и токарей в стране сильно прибавится. Обычно в старшие классы принимают только две трети школьников.

 Во-вторых, с 1 сентября 2010 г. российские школы должны перейти на 12-летнее обучение. На практике это означает, что в школы будут принимать с 5 лет. Таким образом хотят «разгрузить» учеников и приблизить наше образование к европейским стандартам.

 В-третьих, с 1 сентября 2009 г. в региональных школах могут прекратить преподавать национальные языки. Сейчас от 75 до 80% уроков приходится на общефедеральные дисциплины. Их изучают все дети без исключения. Это русский язык, литература, история, математика, физика, физкультура и тому подобные. Еще 10% уроков может выбирать сама школа. Остальные занятия – так называемый региональный компонент. По желанию местных властей, в школах изучают национальные языки, региональную историю и культуру.

 Теперь региональные предметы отменяются, а заполнять эти часы будут сами школы. Что преподавать, зависит от фантазии завучей и директора. Единственное ограничение – предмет должен значиться в списке Минобрнауки.

 Четвертое новшество на фоне остальных может показаться незначительным. В ближайшие годы в школах все же появятся новые предметы. Главное новшество – экологическое воспитание. Премьер Путин лично попросил преподавать эту дисциплину в старших классах. Что до основ православной культуры, скорее всего, их заменят уроки этики. РПЦ сама предложила этот вариант, а Минобрнауки на него согласился. Правда, когда этот предмет появится в школах, пока неизвестно. Может, к тому времени стандарты отменят вовсе, а школьники будут сидеть за партой по 15 лет…

А нужен ли школьный звонок?

 ДЛЯ каждого первоклассника школа начинается и заканчивается со звонка. Кое-где школьный звонок уже канул в Лету: психологи считают, что резкий звук негативно влияет на детскую психику и его нужно заменить на приятную музыку.

 – Звонок, знаменующий начало и конец уроков, раздражает слух детей, – считает школьный психолог Марина Гальперина. – Особенно тяжело приходится ученикам начальных классов, которые этого звонка просто пугаются. Дети испытывают стресс в течение первого года обучения. И это может негативно сказаться на формировании психики. Громкий звук звонка отрицательно влияет и на концентрацию внимания.

 Сами педагоги приняли решение, что звуковой сигнал надо менять. Так в гимназии №20 г. Екатеринбурга о конце и начале урока весь прошлый учебный год сообщала мелодия «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения Электроника». Проблему школьного звонка обсуждали даже на школьном совете. Гимназия №20 стала первым в России учебным заведением, в котором вместо звонка используется так называемая мягкая музыка.

Ранец: сколько вешать в граммах?

 ПРЕЖДЕ чем отправлять своего ребенка в школу, врачи советуют взвесить ранец и учебники. Сколько должны весить школьные рюкзаки, ранцы, портфели, а также учебники для российских школьников, – этим озаботились специалисты Роспотребнадзора. Они и разработали гигиенические требования не только к ученическим ранцам и портфелям, но и к весу учебных изданий. Задача не перегружать физически хрупкие создания, в первую очередь – их позвоночники. Ученические ранцы для переноски книг, тетрадей, пеналов более целесообразны, чем различного рода сумки и портфели. Ранец на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку и освобождает руки.

Справка «АН»

 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ требования к ученическим ранцам и учебным изданиям, подготовленные Роспотребнадзором.

 Рекомендуемый вес ранца – 500-700 г.

 Для учащихся 1-4 классов (размер ранца в миллиметрах):
длина 300–360; высота передней стенки 220–260; ширина 60–100.

 Вес учебников из расчета на один учебный день в комплекте с письменными принадлежностями не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей на расстоянии 3 км:
 1-3 классов от 1,5 до 2,0 кг; 4-5 классов от 2,0 до 2,5 кг;
 6-7 классов от 3,0 до 3,5 кг; 8-11 классов от 4,0 до 4,5 кг;

Вес каждого издания не должен быть более:

 300 г для 1-4 классов; 400 г для 5-6 классов; 500 г для 7-9 классов; 600 г для 10-11 классов.

Не стать жертвой!

 МЭР Москвы Ю. Лужков не зря выступил с инициативой о введении электронных браслетов. Статистика происшествий в российских школах потрясает своей жестокостью. Врачи считают, что насилие является причиной увеличения числа детских болезней. По официальным данным, за последние несколько лет заболеваемость детей злокачественными новообразованиями – у мальчиков увеличилась на 13,5%, а у девочек – на 20,3%.

 – Проблема школьного отчуждения такова, что масштабными проектами и программами федерального уровня ее не решить, – уверена школьный психолог Марина Гальперина. – Нужна тонкая работа в каждой школе. И если у школы есть интересная идея, то тогда появляются шансы энергию ненависти перевести в созидательное русло. На что должен делаться упор? Борьба с разного рода зависимостями (алкоголь, курение и наркотики).

 Вот только несколько случаев из криминальной школьной жизни.

 В школе №32 города Саранска трагически оборвалась жизнь Мухтарова Рината, ученика 8 класса.

 Трагедия развернулась на перемене. Ринат зашнуровывал ботинки. Но тут к нему подошел старшеклассник Алексей Чекулаев. Толкнул Рината: «А ну подвинься!» Ринат отмахнулся. Чекулаев выхватил нож и ударил Рината в сердце. И сунул нож однокласснику: «Пойди вымой!».

 Милиция приехала мгновенно. И когда милиционеры обыскивали старшеклассников, нашли еще несколько финок и тесаков.

 Ринат Мухтаров умер. «Скорая» приехала лишь через полчаса после трагедии. Чекулаев получил 10 лет колонии строгого режима.

 В Брянске произошла драка во дворе школы №56. Обвинение (по ч. 1 ст. 105 «Умышленное убийство») предъявлено 16-летнему подростку, который убил своего одноклассника.

 Шокирующий случай произошел в станице Должанской Краснодарского края. Трое подростков Андрей Мелешко, Александр Бражник и Артур Бонин изнасиловали, а потом жестоко убили преподавательницу физкультуры Валентину Мартышко. Изуродованное тело 56-летней женщины было найдено на пустыре. Ейский районный суд приговорил убийц к 9 годам лишения свободы.

 Как не стать жертвой школьной преступности? В этом плане заслуживает внимания опыт школы №33 г. Читы.

 Анна Носкова, социальный педагог школы №33: «В нашей школе мы проводим месячники «Как не стать жертвой школьной преступности?». Это профилактика детской преступности. Знать свои права и обязанности – значит быть защищенным. Уроки идут в форме инсценировки.

 Если школьник подвергается психологическому или физическому давлению, школьные психологи советуют срочно звонить в милицию, рассказать об этом учителям и родителям.

Из досье «АН»

 ОКОЛО 8% преступлений в стране – то есть до 155 тыс. в год – совершается подростками. Из 12 тыс. несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, почти 60% осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления: убийства, разбои, грабежи и изнасилования. В 1998 г. только 30% несовершеннолетних в местах лишения свободы отбывали срок за тяжкие преступления. В России – более 1 млн. наркоманов в возрасте 11–18 лет. По данным правоохранителей, число наркозависимых подростков нужно умножить на 6.

Заметки на полях

 «ПРЕСТУПЛЕНИЕ готовит общество, а преступник есть только орудие». Кетле Ламбер Жак, бельгийский социолог.

Опрос по теме

Какие предметы в школе – лишние?
Эти вопросы «АН» задали известным людям

 КАРЕН Шахназаров, режиссер:
 – Как отец я могу долго говорить о недостатках школьной программы. Возьмем географию. Детей учат, как измерять высоту холма, но они не знают, что Антарктиду открыли российские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев. Детей забивают знаниями, которые мешают им думать. А нужно, чтобы школа развивала детей – и физически, и духовно.

 Виктор Шендерович, сатирик:
 – 40 лет назад мы проходили в школе учение Ленина и устройство доменной печи. Что-то из этого выпало из программы. Но я убежден: в ней осталось достаточно ерунды, за счет которой можно освободить место для других предметов.

 Евгений Бунимович, заслуженный учитель России:
 
– Я бы предложил временно запретить изменять школьную программу. В ней и так все время появляются новые предметы. Их не успевают освоить ни школьники, ни учителя.

 Генри Резник, адвокат, член Общественной палаты:
 
– Мне кажется, в старших классах нужно давать детям больше свободы в выборе предметов. Если ребенок выбрал гуманитарную профессию – его не нужно мучить геометрией и тригонометрией.

Рой Медведев, историк:
 
Лишних предметов в нашей школе нет. Добавлять в программу нужно лишь новые научные открытия, новые концепции. Но самое главное – нужны хорошие, заботливые учителя. Их сегодня очень мало.

 Эльвина Наумова, профессор Тульского госуниверситета:
– Школьной программе остро не хватает психологии. В жестких реалиях современной жизни она необходима каждому.

 Григорий Остер, детский писатель:
– Я бы все нынешние предметы из школьной программы исключил. А вместо них вставил науки, что я сам придумал. Например, вритературу – науку о том, как врать. или папомамологию. Эта наука изучает взрослых. Совершенно необходимо изучать конфетоеденье, схлопотанику и еще много подобных предметов.

С Днем знаний!

Горячий обед от пароконвектомата

 1 СЕНТЯБРЯ с.г. школьникам запретят в школе употреблять жвачку, чипсы и газировку.

 – Еще мы убрали все кремовые изделия, весь тот «скоропорт», который дает эти неприятности, – доложил журналистам главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

 В «черный список» попали не только пирожные с кремом, но и макароны по-флотски, квас, кофе, кока-кола, кетчуп, майонез, окрошка и даже яичница-глазунья.

 Грядут изменения и в самом способе приготовления пищи для школьников. Готовить еду для учеников в скором времени будет пароконвектомат. Это устройство используется в ресторанной практике. В памяти чудо-автомата 100 различных рецептов. Современные технологии позволяют жарить практически без использования масла. Пароконвектоматы могут приготовить от 600 до 1500 порций в день.

 А пока состояние здоровья российских школьников далеко от нормы. Без хронических заболеваний школу заканчивают не более трети учащихся, и в том числе – из-за негодного состояния школьного питания.

 До 80% выпускников школы имеют ограничения по состоянию здоровья при выборе будущих специальностей. Многие не годятся для службы в армии: ежегодно только по причине дефицита веса. Минобороны отбраковывает от призыва более 90 тыс. юношей. Переломить ситуацию и мог бы всеобщий переход на здоровое горячее школьное питание. Но к началу 2007–2008 учебного года горячее питание не имели до половины школ 57 регионов России.

 Впрочем, даже там, где школьные столовые формально есть, проблема горячего школьного питания сохраняется. Их технологическое оборудование не обновлялось десятилетиями и сейчас достигло 80-90% износа. В срочной замене нуждаются не менее 5 тыс. школьных пищеблоков. Реформировать систему школьного питания чиновники планируют постепенно – в рамках нацпроекта «Образование».

 Пока горячее питание получают около 70% школьников. К 2010 г. таких счастливчиков должно стать 72%. Но когда же реформа школьного питания коснется всех? Дело упирается в отсутствие средств.

Как не сгореть за партой

 ОРГАНЫ Государственного пожарного надзора МЧС России проверили перед 1 сентября более 75 тыс. общеобразовательных учреждений, что составляет 70% от их общего числа. Об этом сообщил и.о. директора Департамента надзорной деятельности Юрий Дешевых.

 По итогам проверок было дано более 53 тыс. предписаний об устранении нарушений пожарной безопасности. К административной ответственности привлечено 35 тыс. юридических и административных лиц. Принято 1,5 тыс. решений об административном приостановлении работы объектов и отдельных помещений, которые находились в неудовлетворительном противопожарном состоянии.

 За последние несколько лет в образовательных учреждениях зарегистрировано около 4 тыс. пожаров, в которых погибло 109 человек, травмированы 410. Причинен ущерб на сумму свыше 1,5 млрд. рублей.

 По данным статистики, 43% пожаров происходит из-за неосторожного обращения с огнем, 18% – из-за нарушения правил эксплуатации электрооборудования и 15% – по причине поджогов. Вспомним апрель 2003 г. Пожары в Чочунской средней школе (Республика Саха Якутия) и школе-интернате для глухонемых детей в Махачкале (Дагестан) унесли жизни 54 школьников. 156 получили ожоги.

 В среднем за последние 3 года каждый день регистрируются пожары в 3 школах. Каждые 4 дня от несчастных случаев погибает 1 ученик. Каждая 24-я школа в аварийном состоянии и непригодна к эксплуатации.

 Очень неприятные цифры. И опять все упирается в деньги.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram