Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Тема номера № 33(119) от 14.08.2008

«Черноморская Цусима»: вслед за «Оскаром» пожаловали «Грифы»

События в Южной Осетии затронули состояние Черноморского флота РФ

, 17:12

Приоритеты Морской доктрины

 «ИМЕЯ Севастополь, мы будем иметь и флот, а без Севастополя нельзя иметь флота на Черном море», – писал когда-то легендарный адмирал Павел Нахимов. Черноморский флот и военно-морская крепость Севастополь родились одновременно – 2 мая 1783 года. За всю свою историю ЧФ возрождался трижды: после Крымской войны, Цусимского сражения и в середине 80-х годов, когда в СССР создали мощнейший ракетно-ядерный флот. В 1991 г. ЧФ насчитывал 1300 с лишним соединений, частей и подразделений, 100 тыс. человек личного состава, 835 кораблей и судов всех классов, как то: 60 подводных лодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров, около 40 сторожевых кораблей, 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В постоянной боевой готовности находились силы Средиземноморской эскадры. Сегодня у ЧФ одна (ходячая) подводная лодка «Алроса». И несколько кораблей и самолетов. Некоторым уцелевшим от дележа с Украиной «старичкам», таким как сторожевик «Сметливый», уже стукнуло 40. Как называют такие посудины? Консервная банка? Лайба?

 В соответствии с Морской доктриной РФ, защита территории с морских направлений, ее суверенитета на внутренние морские воды, территориальное море, включая регион Черного моря, «относится к категории высших государственных приоритетов».

 На Совещании по военно-дипломатическим вопросам Азово-Черноморского региона в сентябре 2003 г. было сказано, что это зона стратегических интересов России. Она «обеспечивает прямой выход России к важнейшим глобальным транспортным маршрутам, в том числе энергетическим».

 После скандала со стрельбой холостыми в поддержку ЧФ выступил мэр Москвы Юрий Лужков:

 – Россия ни при каких условиях не имеет права отдавать Севастополь. Эту проблему необходимо решать, какой бы неудобной она ни казалась.

 

Из досье «АН»

 19 апреля 2008 г. исполнилось 225 лет со дня подписания императрицей Екатериной Второй Высочайшего манифеста о присоединении Крыма к России. Под Российскую державу были приняты полуостров Крымский, Тамань и Кубань. Екатерина Вторая «распахнула дверь» в Черное море.

Мухолатка и «война указов»

 КАК делили Черноморский флот СССР? Киев тянул одеяло на себя и хотел весь ЧФ. Москва была против. Начали выходить многочисленные указы как в Киеве, так и в Москве. «Война указов» завершилась встречей в Дагомысе (23 июня 1992 г.) Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Тогда было подписано Соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений.

 3 августа 1992 г. в крымской Мухолатке состоялась еще одна встреча президентов России и Украины. Результатом стало подписание Соглашения о принципах формирования ВМС Украины и ВМФ России на базе ЧФ СССР. Было решено флот делить пополам. Так начинался «переходный период». Пока Москва собиралась с мыслями, Киев действовал. Начались угоны кораблей и захваты флотских объектов на ЧФ.

 9 июня 1995 г. в Сочи состоялась встреча Бориса Ельцина и нового президента Украины Леонида Кучмы. Подписано соглашение, согласно которому ЧФ России и ВМС Украины базируются раздельно.

 России передается 81,7% судов, Украине – 18,3%.

 – За 16 лет ситуация для России изменилась радикальным образом, – посетовал в разговоре с «АН» генерал армии, бывший министр обороны Игорь Родионов. – Разрушена система несения боевой службы силами ЧФ в Средиземном море. Флот лишился разветвленной системы базирования. Потеряны Измаил и Одесса, Очаков и Керчь, Донузлав и Балаклава. Флот утратил сеть из 10 аэродромов.

22 боевых самолета. Не более

 КАК происходил дележ? И чем это было чревато? Вот фрагмент стенограммы  закрытых слушаний в Госдуме РФ (февраль 1996 г.).

 «Конфиденциально. Из выступления начальника штаба ЧФ, вице-адмирала Петра Святашова:

 «Флот в ходе его дележа ослаб до предела. Разрушены все ударные группировки. Практически нет плавающих подводных лодок и морской ракетной авиации. Уничтожены системы базирования, наблюдения и разведки. Разрушена гидрографическая система, обеспечивающая безопасное плавание по всему Черному морю. Участок, который мы можем контролировать, составляет узкая полоска у входа в Севастополь. Сворачивается судоремонт, корабли стареют. Нет топлива».

 С тех пор прошло 12 лет. Ситуация еще больше ухудшилась. Флота уже нет. Есть флотилия.

 По результатам Киевских соглашений, ЧФ РФ может состоять из 338 кораблей и судов. Численность личного состава не может превышать 25 тыс. человек. В составе флота не может быть больше 22 боевых самолетов. Из 80 командных пунктов объединений и соединений флота за ЧФ РФ остается 16, из 39 объектов связи – 11, из 16 объектов обеспечения ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением – 5

 – Такими были требования украинской стороны. Иначе чем унижением это не назовешь, – считает генерал армии Игорь Родионов.

Справка «АН»

 Аренда военно-морской базы в Севастополе обходится России в 98 млн. «зеленых» в год.

Забросаем яйцами и макетами АПЛ

 ПОСЛЕ стрельбы холостыми в Севастополе зашевелились различные партии в Киеве…

 – Это является неуважением к Украине и очередным проявлением шовинистической политики России, – заявил депутат Анатолий Матвиенко из пропрезидентского блока «Наша Украина – Народная самооборона» (НУНС). – Правительство Юлии Тимошенко должно направить России ноту протеста.

 Если Россия откажется выводить свой флот из Севастополя после 2017 года, Украина имеет полное право конфисковать все корабли и технику. Об этом заявили представители Украинской народной партии (УНП).

 После этого Евразийский союз молодежи забросал посольство Украины в Москве яйцами и макетами атомных подлодок.

 Спрашивается, кто же нагнетает обстановку вокруг вывода ЧФ России?

Авианосцы ушли в казино

 ПРИ разделе Черноморского флота Военно-морские силы Украины получили 3 недостроенных крейсера – «Украину», «Киев» и «Варяг». Два последних были авианесущими. Несколько лет назад авианосцы были проданы китайским компаниям под казино.

 Украина еще в 1993 г. получила от России крейсер «Украина» (ранее – «Адмирал флота Лобов». – «АН»), который 20 лет строился в Николаеве на судостроительном заводе. 11 лет крейсер стоял у причала. В августе 2004 г. было принято решение об открытии «Украины» для… экскурсий.

 Корабль оснащен ракетным комплексом среднего радиуса действия «Форт» (морской вариант сухопутной системы С-300). Украина не знает, что делать с этим великаном.

 – Мы готовы продать его России, – заявил недавно министр обороны Украины Юрий Ехануров. – Если Россия приобретет крейсер «Украина», Киев может рассмотреть возможность его базирования в Севастополе.

 Техническая готовность крейсера сегодня – 96%. На доделки нужно более 30 млн. долларов.

«Адмирал Горшков» реинкарнировался в «Викрамадитью»

 В СВОЕ время в строй успели ввести только один авианосец – «Адмирал флота Кузнецов». Построенный на 70% крейсер «Варяг» был порезан. Так же поступили и с авианесущим крейсером «Ульяновск». Незавидна судьба 4 авианесущих крейсеров типа «Баку». При проектировании конструкторы «забыли» об одной мелочи – где будут швартоваться эти гиганты? Для них не было причалов. Их начали резать. Такая же участь ждала, наверное, и крейсер «Адмирал Горшков». Но его спасли индусы. Нынче он называется «Викрамадитья» («Всемогущий». – «АН»), и его на стапелях Севмаша переделывают по заказу ВМФ Индии.

 Тут можно до бесконечности разгадывать шараду: продаем крейсер «Горшков – Викрамадитья» индусам. Но хотим приобрести авианосец «адмирал Лобов – Украина» у Ющенко. Где логика?

 В Индию авианосец «Викрамадитья» придет к 2010 году. В ходе модернизации корабль получил трамплинную взлетную палубу. По основным характеристикам он близок к французскому атомному авианосцу «Шарль де Голль». Но опять загадка: нам самим нужны авианосцы, но корабль сплавляем индусам.

 Справка «АН»

 Единственным в РФ кораблем для палубной авиации является тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Кузнецов» (шифр «Орел», по классификации НАТО «Kreml»). Водоизмещение – 55000/67500 т, длина – 302,3 м. Экипаж – 1960 человек. Авиакрыло – 626 человек. Состав авиагруппы: 36 самолетов Су-33 и 16 вертолетов Ка-27. Для сравнения: у США 12 авианосцев. 9 из них – новейшего класса Nimitz. Стоимость одного корабля, способного нести до 85 самолетов, составляет 5 млрд. «зеленых». Скоро на воду спустят десятый Nimitz «Джордж Буш» (старший).

Войну с Турцией мы проиграем

 «ПАРАДНЫЕ» корабли ЧФ: 1 подводная лодка «Алроса», ракетный крейсер «Москва», 2 противолодочных корабля («Очаков» и «Керчь»), 3 сторожевых корабля («Ладный», «Пытливый» и «Сметливый»), 5 малых ракетных кораблей, 6 ракетных катеров, 12 малых противолодочных кораблей, 5 сторожевых катеров.

 ВМС Турции: более 120 кораблей основных классов – 17 подводных лодок, эскадренных миноносцев, 5 сторожевых кораблей, 43 десантных корабля, 7 минных заградителей, 26 тральщиков, 83 боевых катера и 101 вспомогательное судно.

 Комментарии, как говорится, излишни. Черноморский флот РФ уступает в разы ВМС Турции. Похоже, что личная яхтенная флотилия экс-начальника Чукотки Абрамовича скоро превзойдет по численности и водоизмещению ЧФ России.

Заметки на полях

«Морская сила не поддается импровизации, а является плодом долгих усилий целых поколений опытных и знающих военных моряков».
Наполеон

Бора потопила «Арктику»

 ПОЧЕМУ ЧФ не должен уходить в Новороссийск? Оказывается, есть серьезные причины, о которых в свое время сказали адмиралы Эдуард Балтин и Игорь Касатонов. Их поддержал адмирал Владимир Чернавин.

 – Такого каскада закрытых бухт, как в Севастополе, где мог бы разместиться весь состав надводных судов ЧФ, на российском участке побережья Черного моря нет. Флот пришлось бы растянуть на пространстве от Тамани до Новороссийска, при этом крупным боевым кораблям разместиться абсолютно негде, – уверен адмирал Балтин. – В Новороссийске флот располагает всего двумя причалами, но в штормовую погоду корабли приходится выводить в открытое море, чтобы их не разбило волнами о причальную стенку. Молы и волнорезы защитить их не могут.

 Есть в Новороссийске еще одна серьезная опасность – бора. Это ледяной ветер ураганной силы. В декабре 2002 г. гидрографический катер и вспомогательное судно «Арктика», вовремя не ушедшие в море, обледенели и камнем ушли на дно.

 – Проблема базирования сил в районе Новороссийска и на Кавказе – это проблема не новая, – считает адмирал Чернавин. – В лучшие времена в Севастополе только молы строили 10 лет. Как такую систему базирования подготовить в районе Новороссийска в эти плохие времена, и сколько для этого надо сил и средств, я не знаю. Если соизмерить со временем, мы вполне можем потратить на это лет 50.

«Оскар» пилит кабель

 О ТОМ, как относится к ЧФ дружественная Украина, говорят и следующие факты. Береговой пост наблюдения ЧФ зафиксировал работу украинского судна «Оскар», которое в районе Судака занималось подъемом военного кабеля связи ЧФ со дна моря.

 Повреждение кабеля связи – это подрыв боеспособности флота. За последнее время было зафиксировано несколько случаев. И потому создается впечатление, что это – провокация.

 – Наш флот направлял заявки в украинские правоохранительные органы, – рассказал «АН» политический советник командующего ЧФ, старший советник посольства РФ на Украине Владимир Лысенко. – Но ответа нет.

 Представители ЧФ совместно с украинскими пограничниками сфотографировали страницы судового журнала и технического задания, полученного капитаном «Оскара». Техзадание предусматривало проведение работ по экологической очистке прибрежных вод. Согласования с командованием ЧФ не было.

 Позже все тот же неугомонный «Оскар» срезал еще 1700 м кабеля связи ЧФ.

 – Командование ЧФ вновь обратилось в транспортную прокуратуру Судака, – продолжает Лысенко.– Ответа опять нет.

База у Соленых озер

 ЕЩЕ в 2005 г. Балтин направил В.Путину письмо с предложением о строительстве новой базы флота близ Анапы.

 – Начинать строительство базы надо уже сейчас, – уверен адмирал. – Севастополь фактически утратил статус главной базы Черноморского флота. Все действия согласовываются с ВМС Украины. Ни один корабль не может ни выйти, ни зайти в базу без ведома Киева. Даже завоз вооружения без разрешения невозможен.

 В Севастополе нет нашего контроля. Нет ни воздушного пространства, ни надводной обстановки, ни подводной – все то, что входит в понятие оперативного режима. Флот связан по рукам и ногам в своей деятельности. В большей степени это политическое присутствие, чем военное.

 В своем письме адмирал Балтин также пишет, что считает ошибочным решение о строительстве новой базы ЧФ в Новороссийске или в районе Туапсе.

 «В Новороссийске по погодным условиям строить нельзя, в лучшем случае там может находиться пункт базирования, район Туапсе вообще является курортной зоной, где нет территории для инфраструктуры флота. Базу ЧФ наиболее целесообразно строить в районе Соленых озер вблизи Анапы. Это выгодно с точки зрения и географического положения, и стоимости работ, и абсолютно свободной территории, и нахождения вблизи железнодорожных путей, ЛЭП и газопроводов».

 – Базу ЧФ нужно строить как порт двойного назначения при долевом участии нефтяных компаний, пограничников, ВМФ и Минтранса, – считает адмирал Балтин.

Порванная НИТКА

  – ПОДЕЛИЛИ не только корабли. У нас отобрали и наземный Научно-испытательный тренировочный комплекс авиации (НИТКА) на аэродроме Ново-Федоровка под Саками. Теперь НИТКА принадлежит украинским ВВС, – рассказал «АН» военный летчик, подполковник авиации Валерий Бондарук.

 НИТКА разработана специально для отработки взлета и посадки самолетов на палубу авианесущих кораблей. Тренажер состоит из взлетно-посадочной палубы, броскового устройства (аналог катапульты. – «АН»), аэрофинишера, трамплина, задерживающих устройств и аварийной сети. Еще на тренажере имеется командно-диспетчерский пункт, курсовой и глиссадный радиомаяки. И оптическая система посадки «Луна».

 – Посадочный блок представляет собой копию палубы корабля, которая может даже раскачиваться, имитируя волнение моря, – продолжает Валерий Дмитриевич. – Садится самолет на скорости 250 км/час. А пилоты-«палубники» – это «голубая кровь» летного состава. Корабельных летчиков у нас в стране гораздо меньше, чем космонавтов. И сегодня их никто не готовит. Оренбургское летное училище закрыто.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram