ОГОВОРИМСЯ сразу: в России проблема утилизации медицинских отходов (МО) – а это не только иссеченные органы, абортивный материал, вырезанные аппендиксы, инфицированная кровь, но и использованные скальпели, одноразовые шприцы, капельные системы и проч., – находится в зачаточном состоянии.
Но еще в 1979 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отнесла отходы медицинской сферы к группе особо опасных. Базельская конвенция от 1992 г. выделила 45 видов опасных отходов, список которых открывают именно клинические.
Ежегодно в мире 1 млн. 300 тыс. человек умирают из-за того, что им сделали укол «грязной» иглой. Эксперты ВОЗ считают, что 6 млрд. инъекций в год осуществляется нестерилизованными шприцами или иглами. За несколько последних лет из-за повторного использования шприцев вирусом гепатита В заразились более 21 млн. человек. Вирусом гепатита C – 2 млн. человек. ВИЧ – 260 тыс. человек. Каждый житель России, сдавая анализы, имеет полное право узнать: одноразовые ли шприцы и скарификаторы (лезвие для прокола кожи) используют врачи?
Медицинские отходы гораздо опаснее ядерных. Но это еще не все: на медицинских отходах, оказывается, делается бизнес.
«Гангрену» отдали в полиэтиленовом пакете
НАШ читатель Павел Николаевич Акимушкин из Саранска не одинок перед лицом серьезной проблемы: в городе Лянтор (Сургутский район Югры) врачи отрезанные руки-ноги и прочие части тела отдавали шокированным родственникам «для захоронения».
В Лянторской городской больнице ампутированная гангренозная конечность была вручена сыну пациентки для утилизации. Ногу вынесли в полиэтиленовом пакете.
В Федоровской больнице пациенту ампутировали конечность. И отдали ее супруге больного. Она захоронила гангренозную конечность в лесопарковой зоне города Лянтор.
Некоторые раздосадованные граждане обратились за разъяснениями в прокуратуру.
Прокуроры Сургутского района Югры провели проверку исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Многочисленные нарушения были выявлены как в Лянторской, так и в Федоровской больницах. По результатам проверки прокуратурой на имя главы Сургутского района внесено представление об устранении нарушений закона. К административной ответственности привлечены юридические лица.
Но помогло ли это в решении проблемы? Наверное нет, потому что в нашей стране до сих пор нет закона об утилизации опасных медицинских отходов. Вот и продолжают сограждане закапывать иссеченные органы где придется. Но вряд ли они сделают это на собственном огородном участке.
Справка «АН»
СУЩЕСТВУЕТ 5 классов МО.
Класс А. Неопасные отходы: пищевые отходы всех подразделений лечебнопрофилактических учреждений (за исключением инфекционных и фтизиатрических), больничный инвентарь и строительный мусор.
Класс Б. Опасные отходы: потенциально инфицированные отходы, материалы и инструменты, загрязненные выделениями, органические операционные и патологоанатомические отходы.
Класс В. Чрезвычайно опасные отходы: материалы, контактирующие с больными, имеющими особо опасные инфекции, отходы фтизиатрических и микологических больниц.
Класс Г. Просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов, ртутьсодержащие предметы.
Класс Д. Радиоактивные отходы.
Закона нет. А будет ли?
– ФЕДЕРАЛЬНОГО закона о медицинских отходах в России нет, – рассказал «Аргументам неделi» профессор, доктор медицинских наук Михаил Беспалов, – но попытки его создания были. В 2002 г. депутат Госдумы профессор Михаил Рокицкий внес на рассмотрение российского парламента соответствующий законопроект, в котором было дано четкое определение понятия «медицинские отходы», содержались правила их сбора, транспортировки, захоронения и уничтожения. Были прописаны карательные меры за нарушения. Проект активно обсуждался. И на предварительных слушаниях был поддержан. Но принят так и не был.
На федеральном уровне сегодня действуют только СанПиНы, которые, являясь регламентирующим документом системы санитарно-эпидемиологического нормирования, и сами нуждаются в пересмотре многих своих требований с учетом новых нормативных документов.
Странная получается ситуация. Медицинские отходы ученые считают страшнее ядерных, а в стране никто и не чешется, чтобы с этой «чумой» бороться. Мы ждем эпидемий и пандемий?
Справка «АН»
22 МАРТА 1999 г. в РФ вступили в силу СанПиН (санитарные правила и нормы. – «АН») 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», предназначенные для всех лечебно-профилактических учреждений и организаций, занимающихся сбором, хранением, транспортированием и переработкой отходов здравоохранения.
Серебро ковыряют из капельниц
НО НЕ все так просто. Оказывается, медицинские отходы кое-кому приносят барыши. И немалые. Разработаны целые «серые» схемы. МО забирают из больниц под видом твердых бытовых отходов (ТБО). В некоторых отходах есть ценный пластик и серебро. В этой связи практика легальной скупки в больницах использованных шприцев, капельниц, рентгеновских пленок с целью добычи пластика и серебра представляется занятием весьма сомнительным.
Правовая основа «серых» схем – все те же СанПиНы, некоторые пункты которых предписывают опасные отходы сжигать в специальных установках, а п. 8.8 разрешает их захоронение на обычных свалках.
– Отечественные и зарубежные разработчики технологий и производители оборудования по-разному предлагают решить вопрос обезвреживания медицинских отходов, – рассказывает эколог Владимир Дроздов. – Предлагают дезинфекцию химическими средствами в закрытых камерах. Сжигание, методы физической дезинфекции (обработка сухим горячим воздухом, водяным паром – автоклавирование, обезвреживание СВЧ-полем, кислородной плазмой, гаммаизлучением).
Но все это весьма затратно.
– Сегодня существуют только общие правила обращения с медицинскими отходами, которые не соблюдаются, – считает профессор Михаил Рокицкий. – Только в редких больницах отходы должным образом собираются и транспортируются. Должным образом – это когда органические и анатомические отходы сначала дезинфицируют, а потом собирают в пластиковые пакеты и сдают на захоронение, а еще лучше – сжигают в специальных печах. Раньше лечебные учреждения сдавали МО для захоронения в «братских могилах» на кладбищах. Или в ветеринарный институт, где была печь для сжигания. Но сегодня у этих учреждений нет лицензий.
Спрашивается: почему? Кому выгодно, чтобы МО «уплывали» на полигоны ТБО? И куда идет серебро, добытое из больничных капельниц и рентгеновских пленок?
Ртутную лампу – только в утиль
КИРОВ. По просьбе заведующей детсадом №148 бригада специалистов из центра Госсанэпиднадзора произвела замеры и изъяла 22 разбитых термометра. Для утилизации. Но когда провели замеры содержания паров ртути в воздухе, оказалось, что в кабинете медицинской сестры уровень предельно допустимой концентрации (ПДК) превышен в 55 раз.
Смоленск. На пункт управления информационного центра области поступило сообщение, что в одной из квартир дома № 23 по улице Николаева был разбит ртутный термометр. На место происшествия выехали специалисты химико-радиометрической лаборатории Центра гражданской защиты и пожарной безопасности. Были собраны мелкие металлические шарики ртути, помещение демеркуризовано раствором ХД-1Б. ПДК была превышена в 35 раз.
Кстати, ртуть содержится не только в термометрах. Она входит в состав люминофора обычных люминесцентных ламп дневного света, которыми оборудованы школы, больницы, детские сады. И если такая лампа перегорает, ее нужно сдать в специальную организацию по утилизации ламп, а не выбрасывать в мусоропровод. Это надо помнить.
Из читательской почты «АН»
КУДА девать старый ртутный тонометр? Уже потратил полдня, чтобы найти контору, куда можно сдать на переработку или утилизацию старый тонометр с ртутью. Выбрасывать в помойку? Это же яд.
Евгений Назаркин, Казань
Как и куда выбрасывать отслужившие лампы дневного света, содержащие ртутные пары?
Нина Серебрякова, Волгоград
«Мертвый плод похороните сами»
ВОПИЮЩИЙ случай в одном из родильных домов Казани: молодой женщине, у которой случился выкидыш, предложили мертвый плод похоронить самостоятельно.
Санитарными правилами делать это строго воспрещается: погибший плод весом до 500 г на руки для захоронения не выдается. Главные врачи сами думают, как захоронить «органику». И очень часто этот материал оказывается на мусорном полигоне...
По статистике, в Казани в год образуется 328 т МО. Самое быстрое решение такой проблемы – закопать ее поглубже. Вот и получается, что на помойке возле больницы или на городской свалке вдруг найдут фрагмент человеческого тела. Бомжи на эту тему могут рассказать много интересного. Например, один из них, вытряхнув пластиковый пакет, привезенный из больницы, среди окровавленных бинтов обнаружил человеческий глаз.
Есть от чего сойти с ума.
Из читательской почты «АН»
Я КОГДА-ТО работал в морге одной из больниц. В ее гинекологическом отделении часто происходили случаи выкидышей. Всю эту массу приносили в морг. Договора на утилизацию не было, и все это мы закапывали в землю. Но на территории больницы жили бездомные собаки, которые стали раскапывать захоронения. После того как эта стая притащила трупы на детскую площадку, главный врач вмиг задумался об утилизации отходов.
П.Я., Санкт-Петербург
28 костромских врачей привлечены к ответственности
НО КТО отслеживает эту ситуацию? Правильно, прокуроры.
Прокуратурой Костромской обл. проведена проверка исполнения законодательства об обороте медицинских отходов в учреждениях здравоохранения. Проверки показали, что в нарушение федерального законодательства в областном онкологическом диспансере, кожно-венерологическом диспансере, в областном противотуберкулезном диспансере не обеспечено выполнение организационных, санитарно-технических мероприятий по организации сбора, хранения и удаления отходов лечебниц. Больницы не обеспечены одноразовой твердой упаковкой для острого инструментария и органических отходов, баками и контейнерами для сбора мусора, закрытыми герметичными емкостями для использованных люминесцентных ламп. Внесено представление начальнику Департамента здравоохранения Костромской области.
Нарушения в сфере оборота МО в регионе носят распространенный характер.
Только по результатам целевой проверки внесено 88 представлений об устранении нарушений закона, привлечено к административной ответственности 28 лиц.
Прокуроры выяснили, что Островская больница не заключила договор на утилизацию отходов. Ампутированные конечности отдают родственникам для захоронения.
То есть костромские врачи, как и саранские и лянторские эскулапы, идут по проторенному пути: отпилили руку-ногу, завернули в полиэтилен, положили в авоську и отдали родственникам.
Бильгарция сгубила много фараонов
– ОТХОДЫ хирургических отделений недопустимо закапывать в землю, потому что они почти всегда обсеменены патогенной микрофлорой, – рассказывает санитарный врач Антонина Большакова. – Как ни запаковывай их, сто-триста лет пройдет, и все это вылезет наружу. Микроорганизмы в «хорошей» среде могут жить очень долго.
Пример тому – мумии египетских фараонов. Ученые из Центра биомедицинской египтологии при Университете Манчестера взяли образцы тканей мумий и провели серию экспериментов, чтобы узнать, чем болели древние египтяне. Результаты оказались шокирующими: мумии представляют собой музей болезней.
Проклятием для них была бильгарция – заболевание, переносимое паразитами, живущими в воде. Бильгарция стала причиной смерти нескольких правителей Древнего Египта. Заражались они во время купания в бассейнах, где резвились огромные малярийные комары.
Вывод: даже тысячелетия не убивают микробы. Общение с фараоном Тутанхамоном стоило жизни двум десяткам британцев. Лорд Карнарвон одним из первых вошел в склеп и вдохнул опасный грибок, который обитал в гробнице более 3 тыс. лет. Он умер через несколько часов. Позже скончались египтологи Артур Вейгалл и Жорж Бенедит.
В гробнице, пока не потревожили вечный сон Тутанхамона, висела глиняная табличка с надписью: «Вилы смерти проткнут того, кто нарушит покой фараона».
Когда грянет гром
К СЛОВУ, 6 недель назад в Московской обл. обнаружен нелегальный склад, где хранилось 20 т некачественных лекарств, в том числе 400 кг субстанции натрия гидрокарбоната, более 30 тыс. упаковок раствора пиридоксина гидрохлорида.
Вопрос:
– Как будут уничтожены эти 20 тонн негодных лекарств?
Старший оперуполномоченный Департамента экономической безопасности МВД РФ Павел Родионов:
– Я не могу сказать, как именно ликвидируются поддельные лекарства. И чаще всего мы не можем установить производителя.
Так, в Солнечногорском районе партию фальшивых аспиринов-анальгинов в 500 т чуть было не закопали рядом с дачами… Помешали экологи.
Таким образом, получается, что в области обращения и утилизации медицинских отходов в России нарушения природоохранных норм повсеместны. Это глубокий кризис в системе экологической безопасности страны. Основными причинами являются значительные пробелы в законодательной базе. И хотя говорят, что готовятся к переизданию новые «Санитарные правила и нормы» с очень жесткими директивами, похоже, что это ситуацию не переломит.
Как дальше жить на этой большой помойке с битыми градусниками, инфицированными капельными системами, вырезанными аппендиксами? Зараза никуда не уходит.
Вот и потревоженные египетские мумии подтвердили: и тысяча лет пройдет, и две-три, а микробы, вызывающие смертельные заболевания, все равно живыми на поверхность выпрыгивают.
Но пока гром не грянет, российские санитарные чиновники, выходит, не перекрестятся? И о печах для сжигания медицинских отходов не позаботятся?
Только факты
ТВЕРСКАЯ область
В области после вмешательства прокуроров ликвидировано 10 несанкционированных свалок с МО.
Ростовская область
На свалках области ежемесячно оседает до 500 т МО, а ежегодно их образуется не менее 5 тыс. т, из них более 402 т опасных класса Б и около 1630 т чрезвычайно опасных класса В.
Калининград
По данным главного врача противотуберкулезного диспансера Евгения Туркина, на одного пациента регионального тубдиспансера приходится 400 кг МО в год.
Регионы просят огня
И ВСЕ же, что делается в стране, в частности в регионах, для предотвращения «больничной» эпидемии?
Тюменская область
Выделен участок земли по Ялуторовскому тракту, где будет располагаться полигон для захоронения медицинских отходов.
Новгородская область
Специальные центры для утилизации и обеззараживания медицинских отходов установят на полигоне в Великом Новгороде.
Калининградская область
Стартовал пилотный проект утилизации опасных МО. В оборудование входят деструктор использованных игл и две печи для обезвреживания отходов класса В.
Свердловская область
На Широкореченском полигоне строится центр по уничтожению МО.
И все же вывод напрашивается такой: во многих регионах России опасными медицинскими отходами специально никто не занимается. Цивилизованного рынка услуг по утилизации медицинских отходов в России не существует.