Председатель общественной организации «Крымский форум защиты конституционных прав граждан» Леонид ГРАЧ обратился с письмом к первому лицу России. В двух словах: 40 тысяч евреев, переехавших из Крыма в Израиль в начале 90-х, хотят вернуться.
Вкратце об авторе письма. Доктор исторических наук, профессор. Заслуженный юрист Украины. Полковник. 67 лет. Август 1991 года встретил в должности «хозяина» Крыма (первого секретаря областного комитета КПСС), после чего стал гоним. Преследовался в рамках уголовного дела – обвинялся в пленении М. Горбачёва. Вступил в Коммунистическую партию Украины. С 1998 по 2002 г. – председатель Верховного совета Крыма. С 2002 по 2012-й находился, как он говорит, в киевской ссылке – работал депутатом Верховной рады Украины. В 2014-м поддержал крымский референдум. Вступил в партию «Коммунисты России» (не путать с КПРФ), которая предложила его кандидатуру на должность крымского губернатора.
Изгнанники
– Письмо – ваша личная инициатива?
– Предложение ко мне поступило от Александра Редько – предпринимателя, лидера Прогрессивной либерально-демократической партии Израиля, выходца из Крыма. Он обошёл с этим предложением множество крымских кабинетов, в том числе побывал у губернатора. Увидев, что, кроме разговоров, от них ничего не добьёшься, он обратился ко мне, поскольку я могу позволить себе такую роскошь, как обращение к президенту России.
С 1987 года я занимался возвращением крымских татар в Крым. И через какие-то пять-шесть лет стал свидетелем обратного процесса – массового отъезда людей по национальному признаку, а именно евреев. Бандитизм в Крыму поднял голову раньше, чем в России и на Украине. Удар криминала пришёлся в первую очередь по евреям – таким способом партократия, опиравшаяся на преступные группировки для перераспределения собственности, показала крымчанам всесилие бандитизма. Евреев было много не только в науке и культуре, но и в предпринимательстве. На крымских татар бандитизм не замахнулся: они к тому моменту достаточно хорошо организовались, сформировали меджлис, да и бандитские группировки у крымских татар уже имелись. А евреи оказались беззащитны. Они всё потеряли и были вынуждены уехать.
– Поддерживают ли они связь с Крымом?
– Многие регулярно приезжают в Крым, живут активной внутрикрымской политической жизнью. Израиль принял их, когда им было некуда податься, но малую родину забыть невозможно. Присоединение Крыма к России дало им надежду, импульс. Если Россия предоставила гражданство крымчанам, то пусть предоставит его и выходцам из Крыма, ведь они, как и все крымчане, не отказывались от гражданства СССР. Евреям нужен статус российского гражданина не только потому, что это дело принципа. Напомню: иностранец не может находиться в РФ более 90 дней подряд. О бизнесе и говорить нечего – приходится вести его с помощью «зицпредседателей», что и делает часть крымских израильтян.
Из первых уст
Председатель еврейской религиозной общины Симферополя Аркадий Цырульников:
– Среди моих знакомых евреев – как граждан Израиля, так и граждан Украины – немало желающих перебраться в Крым. Важным условием для еврейской семьи при выборе места жительства является возможность получения детьми еврейского образования – соответственно, надо позаботиться об открытии достаточного количества таких школ и детсадов. Проживая рядом с другими народами, евреи сохраняются как отдельная общность, но при этом в значительной мере интегрируются в местную среду (так, например, появился язык идиш, на 70% состоящий из немецких слов). Есть стереотип, что евреи, желающие сохранить связь с еврейскими традицией и культурой, предпочитают жить в Израиле. Это не совсем так. Сегодня уровень еврейского образования, как и возможность соблюдать еврейские традиции, в России не ниже, чем в других странах, в том числе и в государстве Израиль.
Выгодно всем
– Какой вы ожидаете прок для Крыма?
– Увы, но крымская ситуация сегодня уподобляется началу девяностых. Криминалитет возродился, коррупция возобладала над здравым смыслом. Возвращение евреев озолотит Крым! С их помощью произойдёт очищение, так как за несколько десятилетий работы в Израиле они привыкли соблюдать закон, чего нам недостаёт. Мы получим не просто граждан, а законопослушных граждан. И, позвольте так выразиться, эффективных граждан. Если эти люди с нуля построили бизнес в Израиле, то теперь, состоявшись, тем более послужат на благо Крыма – нам нужны их инвестиции, их опыт. И это касается не только бизнеса. Здравоохранение Крыма находится в предсмертном состоянии – необходимы высокопрофессиональные врачи. С наукой – то же самое, она выхолощена. Курортная зона – полупустая.
Отдельная тема – сельское хозяйство. Как у нас говорят, воткни в крымскую землю палку, поливай её – и будет тебе урожай. При этом сельского хозяйства в Крыму по большому счёту нет. Если в Израиле, где песок и палящее солнце, специалисты с помощью своих систем орошения добиваются таких успехов, то чего они добьются на благодатной крымской земле?! Россия убедилась: в сельском хозяйстве ничего не добьёшься без коллективных форм собственности. Так давайте опробуем у нас опыт израильских кибуцев – сельскохозяйственных коммун.
И есть ещё один фактор – политика. Запад обложил нас санкциями, как медведя в берлоге. Так вот у нас есть возможность показать миру свою открытость. Израиль, что называется, на виду. Это государство с хорошей репутацией. Такой контакт с Израилем усилит наши позиции на международной арене. Кроме того, евреи рассеяны по всему миру – соответственно, быть другом евреев не только приятно, но и полезно. Я уже получил целую кучу откликов из разных стран – все приветствуют нашу инициативу.
– Думаю, сейчас вы убедили наших читателей в том, что это нужно Крыму и вообще России, но почти разубедили в том, что это нужно евреям. Криминал, деградирующая социалка, выхолощенная наука, трудности страны на международной арене – зачем это им?
– Вы недооцениваете феномен родины. Повторю: евреи уезжали из Крыма в основном не потому, что мечтали об Израиле, а потому что их вынудили. Кроме того, русские евреи хуже других подвержены ментальному влиянию коренных израильтян. На днях я получил письмо. 44‑летняя женщина пишет: «Я хочу возвратиться в Крым, чтобы родить там ребёнка. Я хочу, чтобы русский язык был его родным языком». И такие настроения совсем не редки. Мы говорим о 40 тысячах евреев, желающих вернуться в Крым, – эта цифра не с потолка взята. А. Редько – активный деятель крымского землячества в Израиле. Он владеет статистикой.
И не забывайте: речь ведь идёт о Крыме. Это не просто регион. Чилийский поэт Пабло Неруда назвал его «орденом на груди планеты». Сегодня орден не так начищен, но это дело поправимое.
– И всё-таки, может быть, вы поступаете тактически неверно, обращаясь к евреям и рассказывая при этом о крымских тяготах?
– Я не манкирую, не кривлю душой, не юлю и никого не агитирую возвращаться. Всё должно делаться с открытыми глазами. Скажу больше: ввести крымских израильтян в заблуждение было бы невозможно – они прекрасно знают ситуацию в Крыму.
Хроника российского еврейства
В конце XVIII века происходят разделы Польши, в результате чего в границах России оказывается 67% мирового еврейства. Став российскими подданными, евреи проживают в «черте оседлости» (Польша, Украина, Беларусь, Прибалтика). Занимаются ремёслами и мелкой торговлей. Правительство препятствует тому, чтобы евреи держали кабаки, мельницы, молочные фермы, рыбный бизнес (из антисемитских соображений или же, напротив, с целью обезопасить их от зависти и гнева русского населения – вопрос открытый). Земледелие для евреев и вовсе запрещено на законодательном уровне, за исключением нескольких государственных проектов по освоению новых земель.
В 1881 г. народовольцы убивают Александра Второго. Среди подсудимых – еврейка. Это способствует еврейским погромам. Государственная политика в отношении евреев вновь делает поворот от смягчения к ужесточению. Евреев призывают эмигрировать.
Октябрьский переворот 1917 года расценивается в консервативных кругах как «еврейская революция». На момент переворота евреи занимают в ЦК РСДРП(б) шесть мест из 21-го. Муссируются слухи о еврейском происхождении В. Ленина, хотя, согласно исследованиям историков Российского еврейского конгресса, тот ни разу не проявил осведомлённости о национальности своего деда-выкреста А. Бланка (до 1991 г. о нём сообщалось только то, что он был врачом). В белом движении – разгул антисемитских настроений вплоть до увольнения еврейских офицеров, в том числе героев войн. Это склоняет большинство евреев на сторону красных.
В Великую Отечественную войну евреи отважно сражаются в рядах Вооружённых сил СССР. В пропорциональном соотношении они занимают первое место по количеству героев Советского Союза.
После войны СССР переходит к политике государственного антисемитизма. На всю страну гремят антисемитские дела, в том числе знаменитое «дело врачей». При этом евреи принимают активное участие в жизни страны – например, в создании ядерного оружия (Ю. Харитон, Я. Зельдович, В. Гинзбург, Л. Ландау, Л. Альтшулер, В. Цукерман). После смерти И. Сталина политика в отношении евреев смягчается.
В 1969 г. евреям разрешают покинуть страну. С 1969 по 1975 г. в Израиль прибывает около 100 тыс. репатриантов из СССР. Временно ослабнув, в конце перестройки еврейская эмиграция возобновляется с невиданной силой. За счёт отъезда и демографического старения численность евреев в России за постсоветский период снижается на 2/3 (с более чем полумиллиона до 230 тысяч).
В 2014 г. Крым переходит в состав России. В 2015 г. озвучивается желание крымских евреев покинуть Израиль, что может дать начало новой – принципиально новой – главе в истории российского еврейства.
Подробнее о евреях в России – см. «Еврейство, которое мы потеряли» («АН» №6(398) от 20 февраля 2014).
Урок диалога
– А обрадуется ли такой перспективе государство Израиль? Охота ли ему отдавать нам свои умы и таланты?
– Оно не обрадуется, но примет это как данность. Израиль, как и Россия, не запрещает своим гражданам иметь гражданство другой страны – значит, при возвращении в Крым евреям не придётся отказываться от гражданства Израиля и рвать свои связи с ним. Я не утверждаю, что все евреи хорошо обустроятся в Крыму. Конечно, кто-то захочет вернуться в Израиль – и беспрепятственно сделает это. А от российско-израильских бизнес-связей выиграют оба государства.
– Главный раввин России Адольф Шаевич в интервью нашей газете отметил, что в РФ нет государственного антисемитизма, но есть антисемитизм бытовой. А Владимир Путин десять лет назад в честь годовщины освобождения Освенцима заявил: «Совсем недавно канцлер Германии сказал, что ему стыдно за прошлое, но это прошлое, а мы должны стыдиться сегодняшнего дня, ведь даже в России, которая больше всего сделала для победы над фашизмом, для освобождения евреев, мы сегодня часто видим проявление этой болезни». Ещё одна причина для еврея не возвращаться в Россию.
– И наоборот, ещё одна причина вернуться. Когда Россия увидит ту пользу, которую принесут евреи после своего возвращения, от антисемитизма многих наших граждан ничего не останется. Решение о предоставлении гражданства крымским евреям станет ответом на чьи-либо попытки разжечь в России этническую рознь. В Крыму сейчас чуть-чуть нарушен межнациональный баланс в отношении украинцев и крымских татар – вливание евреев добавит добра и взаимопонимания, поскольку они прошли через скитания и смотрят на жизнь под другим углом. Битые люди лучше других знают цену мира.
Спасибо вам за цитату Путина – я бы взял её эпиграфом к нашей беседе. Владимир Владимирович, дорогой, вы абсолютно правы, так будем же исправляться.
– Вам известно, как евреи оценивают нынешний киевский режим?
– Евреи – осторожный народ, такова их ментальность. Они стараются в открытую ни с кем не враждовать. Несмотря на многочисленные гонения, евреи не отвечали. Тем более не начинали первыми. Но они не могут молчать, глядя на Украину. Дают резкие отповеди поддержке фашизма, УПА, бандеровцев. При этом они ведут себя корректно в отличие от московских телеканалов, смешавших фашизм и братский украинский народ. Украинцы всё больше и больше понимают, что такое «Правый сектор», кто такие Порошенко и Яценюк, чьи они ставленники. Но между нами стена. Возвращение евреев могло бы стать уроком межнационального диалога.
Вопрос автономии исчерпан
Многие слышали о том, что Еврейская автономная область могла возникнуть в Крыму. Это всё не миф. Проект был многократно задокументирован и имел поддержку на высшем уровне – в лице Л. Троцкого, М. Калинина, Л. Каменева, Н. Бухарина, Г. Чичерина.
Однако руководство страны выбрало Биробиджанский район Дальневосточного края. Это объясняется, в частности, тем, что граничащий с Китаем регион был слишком малозаселённым и возникали опасения насчёт китайской угрозы. Кроме того, приходилось считаться с фактором бытового антисемитизма, поэтому создание еврейской автономии в густонаселённой европейской части страны власть сочла нежелательным.
До создания ЕАО в 1934 году эта территория не была зоной массового расселения евреев, но быстро ими наполнилась. В том же году М. Калинин на встрече с евреями Москвы заявил, что преобразование автономной области в республику – вопрос времени. Однако это преобразование не случилось даже в 1990-х годах, когда все остальные автономные области страны стали республиками (остались только автономные округа).
Сегодня идут разговоры об отмене ЕАО как национальной области, поскольку этот статус в некотором смысле комичен: еврейское население ЕАО составляет 1628 человек, или 1% (максимальная доля евреев в области пришлась на 1930-е годы – 16,2%). В частности, М. Примаков заявлял: «Очевидно, существуют предпосылки для рассмотрения целесообразности присоединения отдельных национальных образований к субъектам Федерации, созданным на территориальной основе. Политическим анахронизмом является, например, существование Еврейской автономной области, где «титульная» нация составляет меньше 1% населения».
О том, насколько «своим» регионом считают ЕАО сами евреи, говорит статистика. Область занимает первое место среди субъектов РФ по количеству уехавших в Израиль от общей численности местного еврейского населения: с 1994 по 1998 г. из ЕАО уехали 59,6% местных евреев. С 1996 по 1998 г. область стала лидером по абсолютному количеству мигрантов туда – 13–14% от общей миграции в Израиль за этот период. В 2013 г. стартовала программа правительства РФ по привлечению евреев в ЕАО. По данным на прошлый год, привлечь удалось одного еврея. При этом ЕАО остаётся единственным еврейским территориальным образованием в мире, кроме государства Израиль.
Сегодня, говоря о своём желании вернуться в Крым, евреи не рассматривают его как политическую альтернативу Биробиджану или тем более Израилю. Ни о какой новой автономии, ни о какой политической субъектности речь не идёт. В 1930-е этот вопрос в СССР возник постольку, поскольку еврейского национального государства на тот момент, как известно, не существовало. После возникновения Израиля вопрос можно считать закрытым.
О кибуцах
Еврейская модель сельских поселений под названием кибуц, о которой говорит Л. Грач, действительно показала высочайшую эффективность. Кибуцы создавались репатриантами на Земле обетованной ещё в начале XX века, сочетая в себе идеи европейского социализма и социально-этические идеалы библейских пророков.
Еврейский философ А. Гордон, деятель раннего сионизма, видел залог возрождения еврейского народа в продуктивном – прежде всего сельскохозяйственном – труде. Непригодные для сельского хозяйства земли, климатические трудности, отсутствие денег, враждебность иноплеменной администрации – всё это делало земледельческий труд на первый взгляд невозможным.
Появилась необходимость создать новый образ жизни и экономической деятельности. Сказано – сделано. По сути, кибуц представляет собой коммуну. Он основан на коллективном владении имуществом и средствами производства, на равенстве в работе, потреблении и социальных услугах, а также на отказе от наёмного труда.
Кибуцы великолепно справились со своей исторической миссией. За короткий период, несмотря на многочисленные сложности, они создали высокопродуктивное сельское хозяйство, способное обеспечить еврейское население необходимым продовольствием. А в скором времени оно стало конкурировать с хозяйствами развитых стран, обладающих многовековой земледельческой традицией.