С 1 января 2015 г. в России будет дан официальный старт новому этапу пенсионной реформы, дискуссии по поводу которой идут уже много лет. Прежние нормы окончательно уходят в прошлое, уступая место новому документу – Закону №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в результате чего пенсионное обеспечение переводится на принципиально иные положения. Власть имущие утверждают, что все гарантии нынешним и будущим пенсионерам сохраняются в полном объёме. Но мы по привычке относимся к обещаниям настороженно. Чтобы окончательно развеять сомнения, «АН» предлагают подробный обзор грядущих пенсионных новшеств.
Как неоднократно писали «Аргументы недели», главным новшеством реформы становится переход на принципиально новые правила оценки пенсионных прав. Теперь ключевым показателем становится индивидуальный пенсионный балл.Он представляет собой соотношение взносов, уплаченных за гражданина в течение года, с максимально возможным размером этих взносов (16% от 733 тыс. рублей – таков в 2015 г. предельный размер годовой взносооблагаемой зарплаты). Для удобства подсчётов полученная цифра будет умножаться на 10. Максимум, который можно будет заработать, составит 10 баллов в год – таким образом, в самом выгодном положении окажутся те, кто получает высокую «белую» зарплату. Для определения размера пенсии количество баллов умножат на стоимость одного, которая будет ежегодно определяться правительством. В 2015 г. она составит 64,1 рубля.
Отметим, что система баллов «расцветёт во всей красе» лишь к 2024 году. К этому моменту обязательным условием для выхода на пенсию станет наличие минимум 30 баллов, 15 лет трудового стажа, а также достижение пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 – для мужчин). Время с 2015 по 2024 год объявлено переходным периодом, в течение которого «балльная» и стажевая планки будут ниже. Так, необходимый стаж, который сейчас составляет 5 лет, каждый год будет увеличиваться на 12 месяцев, а число баллов «стартует» с цифры 6,6 в 2015 году и тоже будет постепенно расти. Отметим, что тем, кому на момент достижения пенсионного возраста стажа или баллов по каким-то причинам не хватит, может быть назначена социальная пенсия, размер которой в конце этого года составлял 6,9 тыс. рублей.
Не отобрали
Новый закон сохраняет так называемые нестраховые периоды, которые в любом случае учитываются при расчёте пенсии. В страховой стаж по-прежнему включается пребывание на больничном, отпуск по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет (при этом при наличии нескольких детей продолжительность таких включённых в стаж отпусков может составить шесть лет в общей сложности), период ухода за инвалидом I группы или ребёнком-инвалидом, за пожилым человеком старше 80 лет. Также считается время получения пособия по безработице и переезда для трудоустройства в другую местность по направлению службы занятости. Засчитывается в стаж срочная служба в армии, а для жён военнослужащих-контрактников – период проживания по месту службы супруга без возможности трудоустройства (но не более пяти лет).
Для каждого нестрахового периода определена стоимость в баллах. Год армейской службы и уход за нетрудоспособным лицом оценены в 1,8 балла. Периоды ухода за ребёнком в возрасте до полутора лет оцениваются в зависимости от того, какой по счёту отпрыск родился в семье. Так, за первого ребёнка полагается 1,8 балла в год, за второго – 3,6, за третьего – 5,4. Отметим: несмотря на то что мама может провести в отпуске по уходу за детьми 6 лет без ущерба для стажа, баллами ей оплатят максимум 4,5 года.
Несмотря на бурные дискуссии, удержались в новом документе и возможности выхода на пенсию раньше общеустановленного возраста. По-прежнему сохраняются досрочные пенсии для тех, кто трудился на вредном производстве, пенсии по выслуге лет для работников бюджетной сферы, а также все права «северян» («АН» подробно писали об этом в материале «Северное право» в №46 за 2014 год). Все правила на этот счёт остаются прежними.
Как повлияет?
Перевод пенсионных прав в баллы коснётся всех без исключения – и тех, кто уже сейчас получает пенсию, и граждан, которым уход на заслуженный отдых предстоит в ближайшие годы, и выпускников вузов, которые совсем недавно устроились на работу. Тем не менее для каждой категории граждан этот перевод будет иметь разное значение. Например, нынешние неработающие пенсионеры никаких перемен почти не ощутят: их реформа затронет исключительно «технической» стороной. Из размера нынешней пенсии вычтут фиксированный базовый размер (около 3,9 тыс. рублей), а остаток поделят на стоимость одного балла (64 рубля). Переоценка их пенсионных прав в баллах необходима исключительно для удобства администрирования выплат. Разработчики реформы уверяют, что размеры пенсий останутся на прежнем уровне и уменьшены не будут. Обращаться в Пенсионный фонд для «балльного» пересчёта не потребуется – он произойдёт в автоматическом режиме.
Немного иначе обстоит дело в отношении работающих пенсионеров.Им не только переведут в баллы нынешние пенсионные права, но и будут вести в них ежегодный перерасчёт пенсии, который сохранится и после реформы. Он, как и прежде, будет происходить в августе в беззаявительном порядке. Чтобы рассчитать прибавку, сумму полученных за гражданина пенсионных взносов переведут в баллы и умножат на «цену» одного балла в текущем году. Правда, сколь угодно высокой эта прибавка быть не может. Власть установила ограничения, зависящие от того, формирует ли гражданин накопительную пенсию (об этом будет подробно рассказано ниже). Если формирует, для расчёта прибавки учтут не более 1,8 балла, если не формирует – не более трёх.
Определённые изменения коснутся и граждан, которым предстоит выйти на пенсию в ближайшие годы и у которых львиная доля пенсионных прав окажется сформированной в дореформенное время, то есть до 1 января 2015 года. Для них пенсионные права, заработанные до старта реформы, будут оцениваться по нормам закона №173-ФЗ (то есть с применением всех старых принципов: учётом заработка за выбранные пять лет до 2001 года, а также суммы взносов, уплаченных в 2002–2014 годах). Получившуюся цифру, уже без участия потенциального пенсионера, переконвертируют в баллы, которые прибавятся к тем, что будут заработаны после 1 января 2015 года. Позиция авторов реформы аналогична той, что описана выше: конвертация будет чисто технической, к ущемлению прав пенсионеров не приведёт, и в большинстве случаев пол
учившееся количество «дореформенных» баллов обеспечит ровно такой же размер выплаты, что выходил бы по прежним правилам. Правда, реформа затронет эту категорию в том смысле, что для выхода на пенсию уже понадобится не 5, а от 6 до 15 лет трудового стажа.
Те, кого пенсионная реформа затронет в полной мере, на сегодняшний день только-только заканчивают вузы и учатся в школе. Планирующим впервые отправиться на работу в 2015 году и позже пенсионный капитал за каждый год сразу начнут считать в баллах. Минимальный стаж для выхода на пенсию в любом случае составит 15 лет.
Заметки на полях
Прожиточный минимум пенсионера в 2014 г. в среднем по России составил 6354 рубля. При этом заметны колебания размера выплаты по регионам. Например, в традиционно самом «богатом» Чукотском автономном округе планка установлена на уровне в 14 тыс. рублей, самой нищей оказалась Тамбовская область (чуть боле 4 тыс. рублей). В Москве прожиточный минимум пенсионера равен 8,5 тыс. рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости в 2014 г., согласно сообщениям Пенсионного фонда, составил 7,5 тыс. рублей.
Гарантируется всем
Ключевым положением, перекочевавшим из Закона №173‑ФЗ в новое пенсионное законодательство, стало положение о фиксированной выплате к страховой пенсии. Данная выплата представляет собой аналог базовой части пенсии и формируется почти по тем же самым правилам: размер устанавливается правительством РФ на общегосударственном уровне, сумма ежегодно индексируется (1 февраля). В 2015 г. фиксированная выплата составит 3935 рублей в месяц.
Отметим, что по новому закону размер фиксированной выплаты может меняться в зависимости от времени выхода на пенсию. Если гражданин обратится за пенсией позже установленного срока, выплата будет умножена на специальный коэффициент. Выгода может оказаться вполне ощутимой: например, за максимальное время отсрочки (10 лет) предусмотрено двукратное увеличение. Правда, необходимо отметить, что в отсрочку будут засчитываться только месяцы после января 2015 года. Например, если гражданин не обращался за пенсией 10 лет и пришёл за ней в марте 2015-го, его отсрочка будет считаться равной двум месяцам (п. 5 ст. 16 Закона).
Некоторым категориям граждан фиксированная выплата изначально будет назначаться в увеличенном размере. Например, на двукратное увеличение смогут рассчитывать инвалиды I группы и граждане, достигшие 80-летнего возраста. Прибавку в 50% получат «северяне» с календарным стажем в 20 и 25 лет (для женщин и мужчин соответственно), из которых 15 отработано в районах Крайнего Севера. Если речь идёт о приравненных к нему местностях, «специальный» стаж должен составить 20 лет, а прибавка будет равна 30%. Если при этом также имеется инвалидность, достижение возраста 80 лет либо нетрудоспособные граждане на иждивении, выплата вырастет ещё на 25% или 15% в зависимости от местности – непосредственно «северной» или приравненной. Кроме того, всем проживающим на таких территориях, но не имеющим северного стажа фиксированная выплата будет умножаться на районный коэффициент. Отметим, что в этом случае повышенный размер будет сохраняться только на период проживания в данной местности. Кроме того, при наличии двух оснований (и северного стажа, и факта проживания) пенсионеру придётся выбирать основание для повышения. «Подрастить» пенсию по двум основаниям сразу не получится.
Помимо описанной выше страховой пенсии по старости закон предусматривает ещё два вида выплат: пенсию по инвалидности и пенсию по потере кормильца. Условия их назначения и выплаты в 2015 г. не изменятся и останутся теми же, что и раньше. Например, для получения страховой пенсии по инвалидности достаточно будет любой продолжительности стажа (хоть один день). Если стажа не было вовсе, будет назначена социальная пенсия по инвалидности. Фиксированная часть страховой пенсии при этом также выплачивается и может быть увеличена по перечисленным выше основаниям.
Исторический аргумент
В Российской империи понятие «пенсия» впервые появилось применительно к военнослужащим и на гражданских лиц не распространялось на протяжении более ста лет. Так, при Петре I впервые начали выплачивать семьям погибших моряков, оставивших службу. Традицию продолжила Екатерина II, при которой выплаты высшему офицерскому составу достигли солидных сумм. Позже, при Александре I, пенсии стали получать офицеры – инвалиды по ранению, прослужившие более 20 лет. «Гражданские» пенсии впервые появились в 1827 году, когда вышел Пенсионный устав – первый в России документ, регламентирующий подобные вопросы. Вначале получать выплаты могли только обладатели классных чинов при наличии 25 лет выслуги, но перечень тех, кому полагается пенсия, неуклонно расширялся, и к моменту Октябрьской революции на казённые выплаты могли рассчитывать практически все работники казённых предприятий и учреждений (словом, те, кого сегодня называют бюджетниками).
После прихода к власти большевиков в России на некоторое время наступила «пенсионная пауза», которая, впрочем, продолжалась недолго: вскоре казённые выплаты начали медленно возобновляться. Примечательно, что новая власть исторически повторила путь царской России, в первую очередь взяв курс на обеспечение бывших военных. Сначала, в 1918 году, выплаты появились у инвалидов Красной армии. Позже, в 1923 году, пенсии установили «старым большевикам», через 5 лет – работникам текстильных и горнорудных предприятий. С 1937 г. регулярную пенсию начали получать все городские жители – правда, размеры этих пенсий были чисто символическими – около 25% среднего заработка.
Система пенсионного обеспечения, которая практически в неизменном виде просуществовала до конца советской эпохи, сложилась в СССР примерно в период хрущёвской «оттепели». В частности, появились общая для всех планка пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 –для мужчин), размер общеобязательного стажа (25 лет для мужчин, 20 для женщин) и единый принцип расчёта пенсии, которая составляла 50% среднего заработка за последние 2 или любые 5 лет трудовой деятельности.
Накопления – отдельно!
Новый закон ставит точку в многолетнем споре о судьбе накопительной пенсионной системы в РФ. С принятием нового закона власть вывела накопительные пенсии в отдельный независимый вид.Таким образом, зоной «казённой ответственности» остаётся лишь страховая пенсия, тогда как наличие накопительной становится личным делом каждого.
Отметим, что сумма отчислений работодателя в Пенсионный фонд не меняется и в 2015 г. по-прежнему будет составлять 22% от оклада работника. Из этой суммы 6% в любом случае будет забирать себе ПФР, так как эти средства пойдут на формирование фиксированной выплаты (аналога базовой части пенсии, который будет выплачиваться всем без исключения). В отношении оставшихся 16% гражданам предоставлена определённая свобода маневра. Самый простой путь – полностью направить деньги в ПФР, т.е. на формирование «казённой» страховой пенсии. Для этого достаточно… просто ничего не делать. Данный путь с 1 января 2015 г. будет выбран по умолчанию для всех граждан, которые не заявляли о желании формировать накопительную пенсию. Второй вариант – отдавать в казённую копилку только 10%, а оставшиеся 6% отправлять на персонифицированный счёт в негосударственном или «казённом» фонде, тем самым обеспечив себя «пенсией №2» в дополнение к страховой. Здесь «ничегонеделанием» уже не обойтись.
Кардинальное отличие от нынешнего порядка заключается в том, что сегодня у граждан моложе 1967 года рождения 6% отправляются на «накопительный» счёт автоматически – либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд (НПФ),либо по умолчанию во Внешэкономбанк, который «рулит» накопительными взносами от имени государства. С 1 января 2015 г., как уже говорилось, «автоматика отключится»:все 16% начнут уходить в ПФР на формирование страховой части. Чтобы сохранить накопительную пенсию, необходимо обратиться в Пенсионный фонд и выбрать НПФ или государственную компанию, где её формирование продолжится. Сделать выбор необходимо до 1 января 2016 года.
Отметим, что средства, которые находятся на накопительных счетах граждан к настоящему моменту, представляют собой уже сложившуюся накопительную пенсию – правда, за вычетом накоплений за 2013 и 2014 годы.Они якобы «временно» были переданы Пенсионному фонду на текущие выплаты (гражданам при этом пообещали, что изъятые деньги переведутся в баллы и учтутся при расчёте страховой части пенсии). Дальше накопительная пенсия будет расти за счёт взносов (если они будут) и результатов инвестирования, которые будут осуществлять фонды. Условия для возникновения права на получение пенсии почти аналогичны страховой системе: необходимы достижение пенсионного возраста и стаж от 6 (в 2015-м) до 15 (в 2024-м) лет. Размер ежемесячной «накопительной» выплаты рассчитают, разделив скопившуюся сумму на 228 (ожидаемый период выплат в месяцах). Если гражданин придёт за накопительной пенсией позже общеустановленного возраста, ожидаемый период уменьшится на время отсрочки. Кроме того, если накопления будут небольшими и ежемесячная накопительная пенсия составит менее 5% от страховой, всю сумму можно будет получить единовременно. Также это право имеют получатели пенсий по инвалидности и потере кормильца.