Аргументы Недели → Тема номера № 45(437) от 27.11.2014

Столичность не установлена

, 17:41 , Обозреватель отдела Экономика

Города и веси включились в соревнование за громкие титулы. Город Урюпинск только что стал «столицей провинции». В РФ уже есть авиационная, арбузная, берёзовая и огуречная столицы. Зарегистрирована даже столица доброты. Начало процесса положили Казань и Нижний Новгород, их администрации наперегонки рванули в Роспатент с заявками на звание третьей столицы России. Северному Архангельску не давала покоя доходная слава родины Деда Мороза – Великого Устюга. Поскольку мороз разобрали, город стал родиной снеговиков. Миллионный Красноярск претендовал на перенос к себе настоящей столицы. Потом почти выбился в столицу Сибири, но и тут не вышло. В утешение получил звание самого благоустроенного города РФ. Ярмарка титулов и званий в разгаре.

Рюрик в резерве

Сколько в России столиц? Пока зарегистрировано три десятка. Скоро, видимо, будет по числу городов. Их у нас 1,1 тыс., каждому найдётся громкое звание, и не одно. Тем более столичный титул на удивление доступен. Казань стала «третьей столицей» всего за 40 тыс. руб. – столько стоила регистрация товарного знака в Роспатенте. На это звание одновременно претендовал Нижний Новгород, только чуть опоздал с подачей бумаг. Борьба была ожесточённой, власти Нижнего даже грозили подать в суд. В конечном счёте в компенсацию миллионный мегаполис, стоящий на стрелке Оки и Волги, зарегистрировал себя в качестве «столицы Поволжья». Заодно, на всякий случай, Нижний стал «твердыней России». Правда, лавры четвёртой и пятой столиц примерять никто не захотел – звания свободны.

Гонка продолжается. Казань по-прежнему шустрее всех, заодно прихватила титул спортивной столицы. Кроме того, город отдельно зарегистрировал в Роспатенте марки Казанского кремля и расположенной на его территории мечети Кул-Шариф. Теперь производители сувениров, напитков, сладостей и т.д., использующие изображения достопримечательностей, платят дань местным властям.

Екатеринбург, с которого началось промышленное освоение Урала, творчески переработал идеи Петра I, придумал себе название «Окно в Азию». История города богата титулами. В своё время он носил уникальный официальный статус – «Горный город». Потому что во времена сибирской золотой лихорадки напрямую управлялся горной коллегией и министерством финансов. Конечно, в наши дни родина Уралмаша и Магнитки могла сделать ставку на промышленную мощь. Но Екатеринбург задумывается о лаврах столицы торговли – это третий город РФ по товарообороту.

Кроме того, ему светит почётное звание «Резервная столица». Во времена СССР этот город Урала считался вторым населённым пунктом по административному статусу, сюда эвакуировали руководство в случае войны. Хотя тут в спину дышит Самара: во время Великой Отечественной государством управляли из Куйбышева. Омск и Уфа успели побывать временными столицами в Гражданскую войну. Великий Новгород и Старая Ладога считают себя древнейшими стольными градами Руси – тысячу лет назад здесь княжил Рюрик. Звание аграрной столицы делят Ставрополь и Краснодар. Новосибирск – третий в стране город по количеству населения – признанная столица науки. Куда до него Сколково, плотность мысли в Новосибирске необычайная. В городе три десятка вузов и 22 института Академии наук.

На втором месте по популярности после столичных бирюлек звание «сердце». Тут вышел перебор. Даже у кальмаров сердец только пять, тогда как у нас зарегистрировали уже семь. Екатеринбург придумал красивый поэтический образ «Хрустальное сердце Урала», «Сердцем Сибири» стал Красноярск. С другой стороны, много сердец – не мало, да и в бессердечности не упрекнёшь. Странно лишь: никто не вспомнил про лёгкие. Леса России – крупнейшие на планете после амазонских; можно сказать, половина Земли дышит нашим воздухом. Немало регионов могли бы претендовать на этот титул.

Неведомый край

Конечно, не обошлось без перегибов на местах. В погоне за красивыми легендами региональным администрациям порой приходится творчески перерабатывать историю, даже идти на прямые натяжки. С историей особо отличился Саранск. Несколько лет назад столице Мордовии крупно повезло – туда сначала приехал патриарх, затем – премьер-министр. Видимо, от такого счастья местные власти совсем потеряли голову. Тогдашний губернатор Н. Меркушкин решил, что визиты высших лиц обязательно надо приурочить к какой-нибудь важной исторической дате. Как на грех – никакого события на горизонте не просматривалось. Поэтому его придумали – да не одно, а два. Сначала местные власти громогласно объявили о приближающемся тысячелетии христианизации мордвы. Этого показалось мало. И г-н Меркушкин сообщил про другую знаменательную дату. Мол, в августе республика также отметит тысячелетие в составе Руси. Хохот стоял невероятный. Любому местному жителю известно: мордовские земли вошли в состав России только в конце XV века. Что касается принятия христианства – тут речь о конце XVIII века.

Казань тоже несколько перестаралась. Мечеть Кул-Шариф в момент открытия в 2005 г. была объявлена ни много ни мало крупнейшим мусульманским сооружением Европы. Нарисовалась этакая российская Мекка, что сильно озадачило специалистов. Потому что ни по одному параметру, включая размеры и вместимость, казанская мечеть не тянет на первое место.

В Перми желание казаться больше, чем есть, спровоцировало демографическое чудо. В принципе Пермь – замечательный, бурно развивающийся город. Недавно городскую набережную реки Камы украсили остроумным лозунгом «Счастье не за горами». Но не всё идёт гладко. Власти города переживали: с 1979 г. город считался 13-м миллионником России. Но по итогам переписи 2010 г. Росстат исключил Пермь из этого списка, потому что население сокращалось с 1996 г. и в итоге упало до 985 тысяч. Смириться с этим в городе не смогли! Вскоре в Перми зарегистрировали неожиданный всплеск рождаемости. За 2011 г. прибавилось 40 тыс. жителей, год спустя – ещё 13 тысяч. Город отпраздновал возвращение в число миллионников, заодно обзавёлся титулом крупнейшего мегаполиса Приуралья и украсил улицы огромными плакатами «Я люблю П». Злые языки говорят: к числу горожан просто приписали население окрестных посёлков.

Отдельная тема – знаки городов. Художественный вкус дан не каждому, это особо касается властей предержащих. Одно дело – культурная столица Петербург, которая даже заказала разработку специального узнаваемого шрифта для городских надписей. Другое – художества на местах. Корявый отпечаток медвежьей лапы, украсивший логотип Омской области, обошёлся заметно дороже – 40 тыс. рублей. Эксперты в ужасе от этой картинки, напоминающей перчатку с когтями из фильмов-страшилок про Фредди Крюгера. На это изображение пера местного рекламиста С. Иванченко областные власти потратили 10 млн. рублей. Также искусствоведы сильно ругают «сферического ежа в яйце», который украсил официальный знак второго по величине города Костромской области – Шарьи. Уровень картинки попахивает детским садом. Мало было ежа, вдобавок город на полноводной реке Ветлуга, стоящий на крупном узле Транссибирской магистрали, придумал себе название – «Край неведомых дорожек». Другой сомнительный ход – городок Добрянка из Пермской области назвал себя «Столицей доброты». Вообще-то город возник на месте деревни, где плавили медь крепостные Строгановых. В войну здесь выпускали снаряды.

Видимо, часть местных чиновников читали учебники истории через строчку. Административный центр Удмуртии Ижевск вовсю эксплуатирует звание «родины Чайковского». Вот только Пётр Ильич родился не в Ижевске, а в селении, на месте которого возник нынешний город Воткинск. Да и жил композитор не в Удмуртии, а в Алапаевске, Клину и Петербурге. Другой пример исторических натяжек в пользу туристической привлекательности: Тюмень, основанная в 1586 г., вовсю использует образ Ермака, скончавшегося за год до создания города – в 1585-м. Конечно, легендарный покоритель Сибири городу Тюмени не чужой. Но центром Сибирской губернии был Тобольск, а Ермак со своим маленьким отрядом не успел основать ни одного крупного поселения.

Ещё большая натяжка вышла с авиационной столицей. Этот товарный знак в ноябре 2011 г. официально зарегистрировала Ульяновская область. В местной администрации решили – мол, узнаваемая марка «родина Ленина» – устарела. Вот и переделали образ. Хотя, если разобраться, в России – 33 авиастроительных завода, действующих – 14. Ульяновский Авиастар СП, заточенный под выпуск Ил-76 и Ту-204, – мощный, но не самый крупный. Громадные авиапредприятия работают в Иркутске, Самаре, Казани и Комсомольске-на-Амуре. Самое большое, что по военному, что по гражданскому производству самолётов – КнААЗ в Хабаровском крае. Казанские заводы – лидеры по вертолётам. Выходит, ульяновцы незаслуженно отвели коллегам роль авиастроительной периферии.

Теория волн

В погоне за громкими званиями города стараются кто во что горазд. Например, Ненецкий АО назвал себя «кладовой». В принципе справедливо, но какой турист полезет в кладовку? Великий Новгород в давних метаниях – с 2009 г. сменил 14 лозунгов. Начинал ни много ни мало «Родиной России», теперь он – просто «колыбель русских гениев». Рязань приватизировала звание «Берёзовый край». И город замечательный, и дерево красивое и непритязательное. Только, как отмечают специалисты, мощный берёзовый лес – верный признак обширных пожарищ. К тому же в России берёз – более 100 видов, это дерево растёт всюду – от тундры до южных степей. Кстати, официальный символ нашей страны – не берёза, а лиственница.

Правда в том, что городам надо развиваться. Красивые легенды и титулы заманивают инвесторов и туристов. Одним городам сильно повезло. Например, крохотный уральский Кунгур зарабатывает многие миллионы на продаже недешёвых билетов в Кунгурскую ледяную пещеру – одну из самых известных в стране. Ежегодно туда приезжают десятки тысяч туристов. Древний город Свияжск в Татарстане крупно выиграл от затопления. При строительстве Куйбышевского водохранилища река поднялась, город оказался на острове, попасть туда можно только на корабле. Красоты вышли такие, что Свияжск собираются сделать заповедником федерального значения, с 1998 г. он в кандидатах на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В город Горно-Алтайск едут благодаря близлежащему плато Укок, прославившемуся загадочной мумией.

С другой стороны, товар нужно показать лицом. Скажем, на российском побережье Чёрного моря есть уникальная точка – станция Благовещенская. Там прекрасные условия для сёрфинга, волны великолепные, не хуже, чем во Вьетнаме, на Бали и Гоа. Но место совершенно не раскручено, едут единицы. Схожая история на Азовском море, где простаивают прекрасные волны Ейска, в 40 км на запад от песчаной косы Долгой.

К тому же далеко не всем городам достались хоть какие-то естественные магниты. Если точки притяжения нет – надо придумать. Тот же Урюпинск, зарегистрировавший марки «столица глубинки» и «столица провинции», – место малопримечательное. Но город не отчаивается, вовсю торгует майками с надписью «брошу всё, уеду в Урюпинск». Пскову помогает титул «столица российской Масленицы», Ростов Великий всячески подчёркивает – здесь родился былинный богатырь Алёша Попович, Кострома ухватилась за историю Ивана Сусанина.

Колымские пляжи

У некоторых всё получается. Замечательный, но маленький город Камышин на берегу Волги, решил выйти из тени соседней Астрахани. Он привлёк внимание, официально назвав себя арбузной столицей. Тут помогла история: Пётр I, будучи в Камышине, назвал местные арбузы «зело отменный плод». Разумеется, местные власти немедленно открыли музей арбуза.

Картофельная столица в РФ появилась давно. Это не Липецк и не Тамбов. Титул достался крохотному посёлку Суйда в Ленинградской области. Там по указу Петра I впервые посадили картофель. Теперь стригут барыши, проводя картофельные выставки и фестивали. Отдельный случай – Вологда. Город большой, ровесник Москвы, богат историей, но, на беду, не попал в Золотое кольцо. Туристов у него переманивают города-конкуренты Кострома, Ярославль и Суздаль. Вологда пока в поиске шлюза, который переключит на неё турпотоки.

Магадану ещё сложнее: туристическую малину подпортило кино Л. Гайдая.В народе по сей день цитируют бессмертное: «Приезжайте к нам на Колыму! – Нет, уж лучше вы к нам». Край, который воспели Высоцкий и Шаламов, всеми силами избавляется от образа столицы лагерей. Сначала ринулся развивать идею «русского Клондайка», затем признал её неудачной, переключился на «северный форпост».

Удивительная история случилась в Волгограде. Всем в России знакома скульптура Родина-мать, её изображение на гербе Волгоградской области. Опросы показывают: по узнаваемости символ сравним с Эйфелевой башней. Но город его не бережёт. Несколько лет назад разразился скандал, когда часть мемориального парка едва не отдали под застройку. По слухам, строительные работы нарушили фундамент скульптуры. Затем местные власти объявили конкурс на новый лозунг и символ города. Тут поднялось возмущение, администрация пошла на попятную.

Что в результате? Главное: прежде чем надувать щёки, нужно, чтобы было что показать. Легко пустить небогатые местные бюджеты на красивые картинки и звонкие лозунги, а на дороги и прочее благоустройство не останется. Те же города Золотого кольца не стремятся нарисовать себе значок покруче. Зато улицы чистые, дома отремонтированы, всё с иголочки. Чтобы туристы не воротили нос.

По разным оценкам, Казань потратила на символ и логотип от 60 до 150 млн. руб., Новосибирская область – 50 миллионов. Пермь с помпой пригласила заняться образом города дорогостоящего столичного дизайнера А. Лебедева. На программу хотели потратить 50 млн. руб., но возмутилась местная Дума. Дальше расходы не разглашали. Известно: на сооружённую над автомагистралью громадную красную арку в виде буквы «П» потратили 7 млн. рублей. Надо сказать, дизайнер А. Лебедев, что называется, нащупал жилу. Также он нарисовал логотип Калужской области, за который запросил в инвалюте – 40 тыс. евро. Остальные регионы на этом фоне крупно сэкономили. Добрянке новый образ обошёлся в 400 тыс. руб., Барнаулу – в 300 тыс. руб., Ставропольскому краю – в полмиллиона.

В общем, городов в России много, развивать нужно каждый. Подавляющая часть наших населённых пунктов – 900 из 1,1 тыс. – малые города. В них живут 27 млн. человек. По большей части города бедные, уровень жизни – ниже среднего. Каждому нужен свой ключ для развития. Какая разница, что поможет: пусть это будет хоть Дед Мороз, хоть титул самого высокогорного населённого пункта РФ. Лишь бы подтолкнуло вверх.

Мировая репутация

Продвижением красивого образа себя любимых занимаются не только города, но и страны. Больше всего на эти цели расходуют США, которые тратят на программу государственного пиара за рубежом 2 млрд. долл. в год. На эти деньги тысячи специально обученных специалистов пытаются нарисовать позитивный имидж американских корпораций, объяснить миру, почему американская международная политика – образец честности и открытости, и занимаются прочей ерундой. Аналогичные программы действуют в Германии и Японии. Франция тратит огромные средства на продвижение французской культуры, в том числе поощряет студентов, изучающих французский язык. Италия не жалеет 150 млн. евро в год на поддержку репутации национальных производителей – мировая популярность спагетти, маскарпоне и моцареллы оплачена в том числе из этих средств.

Россия старается не отставать. По данным «АН», первой ласточкой стала полусекретная госпрограмма 2000 года. Тогда, после громкого скандала вокруг загадочных русских миллиардов, которые неустановленные лица прокачали через BoNY (банк Нью-Йорка) мировой образ России пребывал, мягко говоря, не в лучшем состоянии. В мировых новостях о нашей стране шёл сплошной негатив. Чтобы поправить дела, Москва утвердила «Программу развития государственной репутации России». Сколько на неё потратили – неизвестно, но отдача была не слишком велика. Известно, что в процессе активно участвовал М. Ходорковский, который в те времена возглавлял комитет по международным делам Российского союза промышленников и предпринимателей.

В 2005 г. процесс вышел на новый виток. Поначалу даже хотели создать госкорпорацию по улучшению имиджа страны. В итоге задачу раскидали между Ростуризмом и новым международным телеканалом «Россия сегодня». Ростуризм продвигает в мире красоты России, канал отвечает за всё остальное. Бюджеты на это положили некислые: в 2013 г. «Россия сегодня» получила из федеральной казны 11,32 млрд. руб., в 2014 г. сумма составила 11,97 млрд. рублей. Кроме того, в преддверии зимней Олимпиады в Сочи правительство РФ заключило контракт с крупным международным агентством «Кетчум». По слухам, Кремль потратил на его услуги 30 млн. долларов. В 2014 г., после введения международных санкций, контракт с «Кетчумом» разорвали.

Радует, что не забыта мировая поддержка русского языка и культуры. С 2007 г. работает фонд «Русский мир», учреждённый указом президента В. Путина. Фонд поддерживает международные центры русского языка, получает на это из бюджета 500 млн. руб. в год. Ещё 2,7 млрд. руб. в год получает работающее при МИДе агентство «Россотрудничество». Оно отвечает за 59 центров российской науки и культуры и 17 представительств, которые работают в 76 странах. По данным «АН», агентство запросило 3,4 млрд. руб. на 2015 г. и 6 млрд. руб. – на 2016-й. Глава «Россотрудничества» Константин Косачев сокрушается: мол, одна лишь Германия тратит на поддержку немцев в России больше, чем «Россотрудничество» во всех странах мира.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram