Аргументы Недели → Тема номера № 32(424) от 28.08.2014

Школа без звонка и парты

, 17:18

До начала нового учебного года остаются считаные дни. Тем не менее далеко не для всех детей школьного возраста он ознаменуется торжественной линейкой и стартом девятимесячного марафона, состоящего из ежедневных приходов в класс, уроков, перемен, ответов у доски и прочих привычных событий. По данным статистики, около 100 тыс. школьников всех возрастов (от первоклашек до завтрашних выпускников) находятся сегодня на так называемом семейном обучении. В этом случае весь школьный педагогический коллектив ребёнку заменяют мама и папа; расписание составляется так, как удобно ребёнку; программа осваивается в наиболее комфортном темпе. Официальной школе остаётся лишь периодически проверять знания, давать добро на переход к освоению программы следующего класса и в итоге после сдачи ГИА или ЕГЭ выдать аттестат.

О такой форме освоения школьных знаний, как семейное образование, сегодня знают далеко не все. Обывательское сознание, как правило, «выдаёт» информацию лишь об обучении на дому из-за физической невозможности посещать школу, когда педагоги ежедневно приходят к ребёнку. Семейное образование отличается и от этого варианта. Во-первых, никаких показаний по состоянию здоровья здесь не требуется: перейти на такую форму обучения могут абсолютно все. Во-вторых, успеваемость ребёнка не считается «территорией ответственности» школы (школа отвечает только за аттестацию детей, которая проходит в форме экстерната). За качество знаний отвечают исключительно родители.

По словам экспертов, вокруг семейного образования сегодня накручено множество предрассудков. Главный из них заключается в том, что ребёнок-де не сможет стать полноценной личностью вне школьного коллектива. Как утверждают приверженцы семейной формы обучения, реальность напрочь опрокидывает подобные представления.

«Уже давно научно доказано: ребёнок учится тем лучше, чем сильнее в этот процесс вовлечены его родители, – утверждает Руслан Ткаченко, председатель Московского городского родительского комитета. – А ситуация, когда мама и папа почти не обращают внимания на учёбу своих чад, больше характерна как раз для традиционной школы. В семейном образовании, где родители заменяют весь педагогический коллектив сразу, это исключено. Кроме того, подмечено, что у тех, кто учится дома, познавательный интерес намного сильнее».

Как отмечает Ткаченко, «семейные» дети порой усваивают материал быстрее, чем посещающие школу. Это – доказанный факт. «Я знаю одну семью, где ребёнок в начальной школе учился дома, – приводит пример эксперт. – На следующий учебный год зашла речь о том, чтобы учиться, «как все». И тут выяснилось, что ребёнок, которому по возрасту полагается идти в пятый класс, по своим знаниям вполне способен учиться… в седьмом!»

«Наблюдая за «семейниками», постоянно убеждаюсь, что страхи из серии «вне школы ребёнок плохо социализируется» – не более чем миф, – говорит Павел Парфентьев,ведущий российский эксперт по вопросам семейного образования, руководитель Межрегиональной общественной организации «За права семьи». – Все дети неизменно коммуникабельные, открытые и социально активные. Причём в них эти качества порой проявляются сильнее, чем в их ровесниках, которые ходят в «нормальную» школу. Кроме того, когда я смотрю, как они общаются, замечаю, что школьникам порой труднее общаться – они более «отформатированы» под определённые принципы поведения. У «семейных» учеников таких проблем, как правило, нет».

Как показывает практика, отношение к семейному обучению в обществе пока довольно настороженное. Например, практически все опрошенные «АН» родители «семейных» детей сказали, что хотя бы раз сталкивались с непониманием со стороны друзей, родных или (что чаще) администрации школы. Более того, в МОО «Права семьи» рассказывают о ситуациях, когда стремление родителя учить ребёнка самостоятельно воспринималось как признак асоциальности, и бдительные педагоги сообщали о таких фактах в комиссии по делам несовершеннолетних. Впрочем, сторонники семейной системы надеются, что рано или поздно ситуация переломится в лучшую сторону.

«Главное, что мы хотим донести до общества и особенно до администраторов от образования, – это мысль о том, что сторонники семейного обучения никоим образом не встают в оппозицию к уже сложившейся школьной системе, не считают школьных педагогов и администраторов личными врагами, – говорит Марина Иванова, директор Центра образования и развития «Образ» (г. Владимир). – Я могу с уверенностью сказать, что есть дети, которым наши принципы противопоказаны, и им необходимо ежедневно приходить в класс и сидеть за партой. Но наряду с этим есть и те, кто способен полностью реализовать свой потенциал и успешно получать знания как раз в семейных условиях».

Вредная форма?

В большинстве стран Европы семейное образование разрешено – правда, регулируется этот процесс по-разному. Например, в Великобритании местные власти снабжают семьи информационными и методическими материалами, которые призваны помочь детям в освоении учебных программ. Во Франции все «семейные» ученики должны регистрироваться в Образовательной инспекции и мэрии. Венгерские законы приравнивают семейное образование к учёбе в частной школе, и ученики обязаны дважды в год сдавать экзамены. Определённые ограничения предусмотрены в Италии и Словакии. Так, в Италии родители должны каждый год обосновывать необходимость обучения ребёнка дома. В Словакии же добро на такую форму обучения дадут лишь тем родителям, которые имеют диплом учителя начальной школы или являются студентами соответствующих учебных заведений.

Как ни странно прозвучит, но в некоторых странах Европейского союза, где постоянно твердят о ценностях демократии, семейное образование считается предосудительным и даже опасным. Например, очень настороженно к такой форме обучения относятся в Швейцарии. А в Германии родители, выбравшие такой вариант образования для своего ребёнка, могут и вовсе угодить под суд. При этом в пользу общешкольного образования выдвигается парадоксальный аргумент: мол, у тех, кто учится по семейной форме, результаты лучше, и этот факт… ущемляет права (!) тех, кто посещает общеобразовательные учреждения.

«В Германии ситуация парадоксальна, – комментирует Павел Парфентьев. – Немецкие суды считают, что семейное образование формирует, образно говоря, параллельное мировоззрение. Те, кто учился дома, более свободны в суждениях, более раскованны, среди них реже встречаются люди со стереотипным мышлением. Видимо, нестандартные люди неудобны немецкому правительству».

Выбор ребёнка

В семье эксперта по семейному образованию Руслана Ткаченко старшая дочь (она пойдёт в пятый класс) в этом году будет учиться дома. При этом, по словам родителей, у ребёнка нет проблем ни с общением, ни с учёбой, и решение не ходить в школу, хоть и с подачи родителей, она, как утверждает папа, принимала самостоятельно.

«В начальной школе у нас была очень хорошая учительница, с которой не хотелось расставаться, – рассказывает Руслан Ткаченко. – А когда четвёртый класс был окончен, мы просто честно поговорили с ребёнком, рассказав про плюсы домашнего обучения. Главным нашим аргументом было то, что учёба не будет отнимать столько времени, сколько отнимает сейчас: по факту годовую программу по всем предметам при очень спокойном графике можно освоить за два-три месяца. Мы наглядно показали, сколько времени будет оставаться на дела и увлечения, с учёбой не связанные. И дочь с нами согласилась. Кроме того, меня как отца напрягала, например, переполненность школы. Микрорайон у нас новый, школ катастрофически не хватает. В нашей, например, при плановой наполняемости в 800 человек по факту в две смены училось полторы тысячи. Это явно не лучшие условия для получения знаний. Впрочем, если дочь в будущем захочет снова пойти в школу, препятствовать ей не будем».

У Галины Кривцовой из Астрахани – история противоположная: дочь, окончив первый класс дома, захотела пойти к ровесникам. Впрочем, мама не возражает.

«Решение не отдавать ребёнка в школу я приняла сама, – рассказала Галина корреспонденту «АН». – В детский сад я её не водила, вот и решила продолжать в том же духе. В результате годовую программу мы с ней освоили за два месяца, занимаясь два раза в неделю по полтора часа. И освоили довольно качественно: на аттестации у педагогов не возникло никаких претензий. Сейчас решили вернуться в небольшую частную школу с хорошими педагогами, доброжелательной атмосферой».

Причин ухода на семейное обучение сегодня множество. Например, такой возможностью активно пользуются родители музыкально одарённых детей. В ситуации, когда необходимо ежедневно уделять по 5–6 часов занятиям за инструментом, полдня в школе становятся серьёзной помехой. Кроме того, учат детей самостоятельно и те родители, которые могут позволить себе много путешествовать вместе с ребёнком. Так, сегодня относительно широко распространена практика, когда родители вместе с ребёнком пережидают слякотные осень и зиму где-нибудь в тёплых краях, параллельно осваивая учебные программы.

Несмотря на видимое стремление к автономии от традиционной школы, родители, выбиравшие для своих детей семейное обучение, твердят в один голос: без методической поддержки, без поиска и обсуждения новых идей и наиболее оптимальных вариантов обучения сегодня не обойтись. Некоторые энтузиасты пытаются решать эту проблему, что называется, «здесь и сейчас». Таким путём, например, пошли сторонники семейного обучения в городе Владимире, объединившиеся вокруг Центра обучения и развития «Образ». Своей целью центр провозгласил поддержку семей (сейчас их восемь), решивших учить детей самостоятельно.

«Мы – добровольное объединение родителей, каждый из которых может оказать нашим «семейным» детям поддержку в самостоятельном освоении того или иного предмета, – объясняет руководитель Центра Марина Иванова. – Я, например, по специальности – учитель русского языка, кто-то занимается математикой... Раньше мы, как правило, собирались у кого-то дома, а в этом году арендовали помещение и будем организовывать своеобразные уроки. Впрочем, уроками наши занятия можно назвать лишь условно: они абсолютно добровольные, проходят в форме консультаций. Что касается программ, то в тех предметах, которые считаются основными и по которым детей строго спрашивают на аттестации (математика, русский язык), мы стараемся придерживаться общепринятых стандартов».

Законодательный аргумент

Право на получение образования вне школы закреплено в ст. 17 Закона «Об образовании». Она гласит,чтов Российской Федерации образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Такое обучение осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. На сегодняшний день порядок прохождения аттестации, её форму и периодичность по закону устанавливает школа. Кроме того, различные формы образования можно сочетать (то есть условная схема «год дома – год в школе» законом не запрещена).

Туманные законы

Как поясняет Павел Парфентьев, основной проблемой в сфере семейного обучения остаётся нормативная неясность и возникающая из-за этого путаница. В Законе «Об образовании» семейная форма законодательно закреплена – и на этом регулирование заканчивается. Формально, для того чтобы перевести ребёнка на семейное обучение, согласие школы не требуется: достаточно написать заявление в органы местного самоуправления и сообщить там, в какой школе ребёнок будет аттестовываться. Однако об этом, как показывает практика, сегодня знают далеко не все.

«В результате родители, желающие учить детей дома, сталкиваются с полным непониманием, – констатирует Марина Иванова, директор Центра образования и развития «Образ», который объединяет «семейных» школьников и их родителей. – Родители приходят в Управление образования – их отсылают в школу. Приходят в школу – и слышат: «Мы не знаем, каким образом вас прикреплять и не имеем права вас аттестовывать».

Одним из краеугольных камней семейного обучения сегодня является и вопрос о том, должны ли родители, которые самостоятельно дают детям образование, получать те же деньги, что и школы на каждого из своих учеников. Как рассказывают эксперты, до 2004 г. родителям, обучающим детей дома, полагались определённые компенсации. После этого вопрос с компенсациями передали на региональный уровень. И, как показывает практика, платят их сегодня далеко не везде.

«Я уверен в том, что родители, чьи дети учатся дома, должны получать такие же суммы, какие выделяются школам по нормативам подушевого финансирования, – убеждён Руслан Ткаченко. – Но сегодня никто даже не задумывается о том, чтобы направлять деньги в эту сторону. Механизма расчёта нет, никто не знает, как это делается».

«В США, например, никаких компенсаций родителям не предусмотрено, – продолжает тему Павел Парфентьев. – Но одновременно там нет и требования к «семейникам» соблюдать образовательные стандарты, которые предъявляются к нашим родителям. Поэтому считаю невыплату компенсаций несправедливой».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram