Аргументы Недели → Тема номера № 45(387) от 21.11.2013

Идеи Ленина живут и побеждают в РПЦ

, 17:21 , Заместитель Главного редактора

На днях второе лицо РПЦ митрополит Волоколамский Иларион выступил против возвращения статуи Железного Феликса на Лубянку. Он предложил установить там памятник святому князю Владимиру – крестителю Руси. Впрочем, идея не нова. Сразу же после краха СССР в России начали постепенно сносить изваяния, установленные по знаменитому плану ленинской монументальной пропаганды. Их места заняли новые герои.

Приметой нашего времени стали скульптуры различных святых: по всей России в бронзе увековечивают память великих святителей и бестелесных ангелов. Под малиновый звон колоколов их устанавливают на улицах, соборных площадях и даже в некоторых православных монастырях. Однако этот процесс вызвал неожиданные протесты внутри церкви.

По ленинскому пути

По сути, всё происходящее сейчас тоже можно назвать планом монументальной пропаганды – только православной. Ситуация во многом напоминает подобие ленинской тактики. Проще говоря, идеи вождя пролетариата прекрасно работают и в Русской православной церкви (РПЦ).

Напомним, концепция пропаганды достижений советской власти при помощи памятников была предложена В. Лениным ещё в 1918 году. Большевики быстро уничтожили монументальное наследие «мрачного прошлого». Одновременно они разработали целую стратегию по развитию этого искусства: для агитации за коммунизм революционеры мобилизовали многих скульпторов. Понятное дело, мастера резца были не прочь – советская власть обеспечила их государственными заказами и спасла художников от голодной смерти.

В отличие от лихих революционных лет нынешний процесс замены «идолов» не столь радикален – он идёт постепенно и мягко. Инициаторами проектов по установке новых памятников выступают различные православные фонды (Николая Чудотворца, Андрея Первозванного), епархии, богатые спонсоры. Не отстаёт и родное государство в лице Министерства культуры. Конечно, есть верующие, у которых буквально чешутся руки взорвать все большевистские изваяния непременно к 22 апреля или к 7 ноября. Но вряд ли они этого добьются – даже в далёкой перспективе.

Есть и другое отличие. Историческое ленинское решение в итоге стимулировало развитие советской скульптурной школы. В стране появились великие мастера: Вера Мухина, Евгений Вучетич и многие другие. Они создали настоящие мировые шедевры. С нынешними творениями дело обстоит далеко не так.

Польский след

Конечно, для верующих смотреть на памятник святому Владимиру значительно приятнее, чем лицезреть возложение венков к железному большевику польского происхождения. Однако и тут для РПЦ не всё гладко и просто. У поборников истинной веры Христовой возникают неприятные вопросы. Многие монахи и священники уверены, что православным запрещено устанавливать скульптуры или рельефы. К примеру, в наших храмах могут находиться только плоские изображения, которые не отбрасывают тени, – иконы. Этот запрет был утверждён в начале далёкого XVIII века. Мотивировка проста – обычай создания церковной скульптуры пришёл в Россию из Западной Европы, в первую очередь из Польши.

Поэтому в консервативной православной среде современное церковное монументальное творчество вызывает большую настороженность и неприятие – верующие усматривают в этом явный католический след. По мнению некоторых ортодоксов, так недалеко и до того, что в русских соборах церковный хор начнёт петь под орган. Налицо смена культурного кода. Но существует и другая точка зрения. Мол, в канонах ни одного из древних Вселенских или Поместных соборов подобного запрета найти не удалось. И, стало быть, нормой это для православных быть не может.

Ирония судьбы святителя Митрофана

В этой связи вспоминается история святителя Митрофана Воронежского, большого противника всяческих скульптур. Он оказывал всемерную поддержку Петру I, который строил в Воронеже военный флот. Однако святитель решительно отказал царю освящать новый дворец, обильно украшенный скульптурами древнегреческих и древнеримских (языческих) богов и героев.

Пётр страшно разгневался: «Если он не придёт, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». Но Митрофан не уступил: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». Невероятно, но в итоге царь убрал скульптуры. Тем не менее время не пощадило веру Митрофана. Гримаса истории – в 2003 году в Воронеже перед Благовещенским собором была установлена помпезная скульптурная композиция с самим святителем и четырьмя ангелами. Как говорится, за что боролись?

Если же кто-то думает, что между современными православными и языческими скульптурами есть большая разница, то он ошибается. Во всех художественных школах, училищах и вузах будущие ваятели Спасителей и Богородиц приобретают профессию, изучая именно древние языческие шедевры. Так что корни у изваяний одни. Поэтому не стоит удивляться, если очередная бронзовая Дева Мария будет похожа на богиню Афину.

План Медведева

К тому же современный план православной монументальной пропаганды иногда до боли похож на советские времена. Но зачастую из тех лет берётся всё самое худшее. Не секрет, что в СССР кроме скульптурных шедевров клепали и откровенную халтуру. Порой памятники производили серийно. Всё это породило массу анекдотов.

Якобы в одной мастерской, где Лениных лепили для различных сельсоветов и ДК, вождей собирали подобно конструктору. Сначала делали заготовки рук, голов и прочих частей тела. Как-то раз ночью по пьянке, да ещё и в аврале там слепили из того что было очередного Ильича. Очень торопились – утром открытие памятника. Успели. И вот под медь духового оркестра партийные бонзы сдёрнули ткань... Через минуту все оцепенели. У Ленина было две кепки: одна покрывала голову вождя, а другую он сжимал в кулаке.

Конечно, сейчас о таких случаях ничего не известно. Но иногда, кажется, что ещё немного – и история повторится. В период президентства Дм. Медведева во многих городах страны стали устанавливать памятники святым Петру и Февронии. По мысли властных пиарщиков они должны были «создавать положительный образ семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождению и воспитанию детей в духе любви к Родине». Предполагалось, что монументы будут посещать свадебные процессии.

Памятники святым Петру и Февронии: Ярославль, Волгоград, Иркутск

 

Скульпторы дружно взялись за работу. Петра и Февронию стали печь буквально как пирожки. За несколько лет по стране установили почти 40 памятников. Более всего на ниве новой церковной моды отличился московский скульптор Константин Чернявский. Он создал девять однотипных композиций, отличающихся лишь некоторыми деталями. Из предложенных вариантов заказчики выбирали понравившуюся. В результате в Архангельске, Сочи, Ярославле, Благовещенске, Иркутске, Владивостоке, Самаре, Ижевске, Екатеринбурге, Туле, Кирове и Новосибирске появились практически одинаковые или очень похожие монументы.

Соловки не Рио-де-Жанейро

Скульпторов можно понять: им, как и в 1918 году, тоже хочется кушать. Порой они сами и являются застрельщиками подобных объектов. А список православных святых так огромен, что работы хватит многим поколениям ваятелей. К тому же перед глазами имеется хороший пример. Всё в той же Польше уже и со счёту сбились, которой памятник ставят папе Иоанну Павлу II. Не отстают и наши, открывая монумент за монументом покойному патриарху Алексию II.

Но несколько лет назад всех захотел обскакать Зураб Церетели. Он предложил поставить на Соловках стометрового Спасителя. Эта идея вызвала множество протестов. Всё-таки Россия не Рио-де-Жанейро. Так и до гей-парадов недалеко. К тому же тамошний Христос всё же поменьше – всего 38 метров.

Поэтому на дыбы встали многие эксперты и верующие. По общему мнению, установка такого памятника просто бы изуродовала старинный церковный ансамбль: гигантомания и скупой северный ландшафт Соловков несовместимы. Против идеи Церетели выступили и специалисты Соловецкого музея-заповедника.

Тем не менее в июле этого года он всё же осуществил свою мечту. Осетра, конечно, пришлось урезать. В Петербурге была отлита грандиозная статуя Христа высотой 33 метра. Однако монумент должен быть водружён на 50-метровом постаменте. То есть общая высота конструкции – 83 метра. Где всё это установят, пока неизвестно. Но скульптор надеется, что для его творения найдётся место в России.

Господи, помилуй!

Планов громадьё

«Атака святых» не прекращается ни на день. Недавно рядом с Кремлём в Александровском саду был открыт памятник патриарху Ермогену. Место выбрано не случайно. Именно в Кремле в 1612 году святителя уморили голодом всё те же польские оккупанты.

В ближайшем будущем можно ожидать появления и новых монументов. Митрополит Иларион настроен решительно. Против возвращения Железного Феликса на Лубянку он высказался предельно резко: «Инициаторы реставрации памятника Дзержинскому попирают тем самым безвестные могилы новомучеников, исповедников Церкви Русской и сотен тысяч невинно убиенных сограждан нашей страны». Как считают эксперты, после такой отповеди нынешние власти вряд ли станут возвращать главного чекиста в центр Москвы.

Но если не получится установить на Лубянской площади святого князя Владимира, то есть ещё несколько кандидатур. «У нас нет памятников великим святителям – мученикам и исповедникам XX века – святому патриарху Московскому и всея России Тихону, святителям Кириллу Казанскому, Петру Крутицкому, Агафангелу Ярославскому», – заявил Иларион. Словом, планов громадьё.

Так что скульпторы с голоду явно не умрут. По нынешним временам у них хватит не только на хлеб, но и на бутерброды с икрой. Да что там говорить – останется и на хорошую водочку и даже элитный коньячок. Остаётся только надеяться, что план православной монументальной пропаганды рано или поздно приведёт к появлению новых шедевров мирового значения.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram